Установка момента зажигания на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

Трамблёр ваз 2109 — устройство и ремонт своими руками

Трамблер (распределительный датчик зажигания) – это часть механизма автомобиля (конкретно зажигания). Благодаря статье можно понять принцип работы и действия детали трамблёр для ВАЗ 2109.

Для чего нужен трамблер

Во многих системах зажигания (не важно, контактная она или безконтактная), существует высоковольтный и низковольтный контур. Распределитель зажигания – это и есть механизм, связанный с высоковольтной и маловольтажной проводкой. Главное его действие – это распределять высокое напряжение среди свечей в нужное время и в определенной последовательности.

Трамблер предназначен для принятия искры с катушки зажигания и распределения её в соответствии с принципом работы двигателя (ВАЗ2108/09) по дальнейшим механизмам автомобиля. Кроме того, трамблёр позволяет задать точку «искрообразования» (деталь даёт возможность выдавать управляемый импульс), что зависит от количества оборотов, общей нагруженности двигателя и метода установления зажигания.

Метод работы трамблёра

За основу детали взял вращающийся валик, который имеет соединение с распределительным валом двигателя. На валике прикреплены детали механизма, работающие в зависимости с вращением валика.

Трамблёр ВАЗ 2109 устройство: 1 — уплотнительное кольцо, 2 — муфта, 3 — регулировочные шайбы, 4 — валик с центробежным регулятором, 5 — опорная пластина, 6 — пылезащитный экран, 7 — бегунок, 8 — датчик Холла, 9 — стопорная шайба, 10 — упорная шайба, 11 — корпус, 12 — вакуум-корректор.

Принцип работы трамблера на ваз 2109

Действие трамблера зависит от работы всех элементов механизма. Итак, механизм трамблера для ВАЗ 2109 состоит из следующих деталей:

  1. Ротор вращается и благодаря этому может распределять искру по трамблеру, после чего по проводам она попадает в свечи зажигания. На бегунок (другое название ротора) искра поступает через катушку зажигания с помощью движущейся детали в центре крышки.
  2. В Датчике Холла присутствует зазор и именно в него входит движущийся четырехзубчатый экран с равным количеством прорезов.
  3. Также в составе трамблёра есть центробежный и вакуумный регулятор, муфта, корпус, уплотнительное кольцо, регулировочные шайбы, опорная пластина, стопорная и упорная шайба, корректирующий-вакуум.
  4. Важно знать и то, что для автомобилей ваз модели 2109, 2108/099 могут устанавливаться два разные вида распределительного зажигания (т.е. трамблера) с другими видами крышек. По конструкции они очень похожи и различает эти механизмы только характеристикой сборки вакуумных и центробежных регуляторов. Обе крышки для трамблеров могут заменяться одна на другую (т.к. не имеют различий).

Возможные причины поломки

Существует ряд причин в связи с которым возможна поломка механизма трамблёра и после которых появляется необходимость срочной замены детали.

  1. Появившиеся трещины на поверхности крышки;
  2. Поломка «Датчика Холла»;
  3. Сгоревший «бегунок»;
  4. Подгоревшие контакты в крышке;
  5. Разбалтывающийся подшипник, который удерживает «Датчик Холла»;
  6. Плохое соединение контактов в штекерах датчиков.

Также есть причины появления неисправностей механизма.

Вот некоторые из них:

  1. Бывает так, что вентиляционное отверстие загрязняется и газы выходят через валик, замасливая бегунок.
  2. Иногда случаются «пробои» на массе из-за небольших трещин в крышке распределителя.
  3. При некачественной сборке механизм быстро выходит из строя ( в частности отдельные детали).
  4. Подшипник может разболтаться.

Любая из этих ситуаций (не включая плохой контакт с датчиками) требуют скорейшей замены детали трамблера. Но иногда достаточно просто отрегулировать некоторые недочеты в системах зажигания и это мгновенно вернёт двигатель в рабочее состояние.

Существует ряд причин, которые могут указать на такую ситуацию.

  1. Слишком сильная детонация. Данная неполадка происходит из-за раннего зажигания в связи с которым деформируются кольца (поршневые). Один из симптомов – звенящий шум во время надавливания на педаль газа.
  2. Тёмный дым, выходящий из трубы во время работы автомобиля следствие того, что зажигание включают рано.
  3. Топливо расходуется гораздо больше, но производительность двигателя стала меньше. В этом случае зажигание начинается слишком поздно.
  4. Неравномерная работа двигателя может быть вызвана и ранним, и поздним зажиганием.

Для того, чтобы вы смогли регулировать состояние (положение) трамблера, нужно будет приобрести:

  • Шлицевую отвертку;
  • Стробоскоп;
  • Гаечные ключи;
  • Тахометр.

Ремонт трамблера ваз 2109

  1. Сперва следует запустить двигатель в рабочее состояние и увеличить холостой оборот примерно к 700 единицам. Далее нужно убедиться в том, что температура рабочего двигателя не превышает девяносто градусов по цельсию.
  2. После чего необходимо вставить коленвал в соответствии с инструкцией на крышках цилиндра.
  3. После чего на провод, который выходит из механизма трамблёра нужно подключить к лампе на двенадцать вольт, а второй стороной провести к массе.
  4. Дальше нужно выключить зажигание и следить за состоянием лампочки. В том случае, когда она загорается необходимо ослабить гайку, удерживающую пластинку детали, потом медленно и осторожно начинать поворачивать распределитель вправо до того момента, пока лампочка снова не загорится.
  5. Рекомендуется проехать небольшое расстояние на средней скорости (около 40-50 километров в час). Все признаки поломки отсутствуют, значит ремонт выполнен правильно.
  6. При продолжающихся проблемах и безрезультатных ремонтов необходимо менять деталь.
Читайте также:  Лучшие приложения для вызова такси за границей

Ваз 2109: провода свечей зажигания, как причина неполадок

Ваз 2109 провода свечей зажигания, проверка тестером свечного броне провода

В ваз 2109 свечные провода играют весьма важную роль для запуска и работы ДВС, ведь именно с их помощью осуществляется передача тока высокого напряжения от катушки к свечам зажигания. От того насколько в ваз 2109 провода свечи исправны и эффективны проводов зависит своевременное и интенсивное воспламенение смеси воздуха и бензина, а стало быть, и стабильная, бесперебойная работа мотора.
Наша инструкция поможет вам разобраться с устройством, назначением и правильным подключением этих электропроводов. Однако, не смотря на кажущуюся простоту устройства, электропровода эти имеют множество «болячек» и поэтому могут доставить вам кучу неприятностей, которые непременно отразятся на нервах и кармане, устройство смотрите на фото ниже.

Устройство бронированного электропровода свечей

Типичные неисправности электропроводов

Неисправности, как правило, сводятся к тому, что электрический ток либо совсем не поступает к свече зажигания, а если поступает, то в ограниченном количестве.
А происходит это по следующим причинам:

  • Когда происходит разрыв токопроводящей жилы, через которую идет импульс
  • Если есть утечка тока, это значит, что изоляция повреждена, появился пробой тока на сторону
  • Значение сопротивления превышает допустимое
  • Возникли проблемы в контактах (либо со свечой, либо с трамблером и катушкой зажигания).

Если произошел разрыв токопроводящей жилы, тогда возникает внутренняя искра, иначе говоря — образуется искровой разряд между кончиками порванного провода, который сильно снижает напряжение, а так же становится причиной возникновения паразитического электромагнитного импульса.
Итак:

  • Возникающий импульс, разумеется, негативно сказывается на правильности работы электрических датчиков автомобиля
  • Всего один такой дефектный высоковольтный электропровод зачастую становится причиной возникновения вибрации и появления перебоев в работе мотора
  • Кроме того, поврежденный высоковольтный электропровод приводит к воспламенению в цилиндре с некоторым опозданием либо вообще через раз, тогда нарушается синхронность работы цилиндров и мотора в целом

Проверка электропроводов

Проверить провода сможет любой, причем своими руками, для этого не требуется знаний электрики, либо специальных труднодоступных инструментов, помощников, только знание — что делать и в каком порядке:

  • Сначала необходимо проверить на ваз 21093 провода свечей визуально, на предмет видимых повреждений (например трещин, изломов и других).
  • Затем стоит убедиться в отсутствии пробоя, проделать это можно даже в отсутствии каких – либо измерительных приборов, вполне достаточно будет заглянуть под капот, при работающем моторе, когда стемнеет, если есть пробой, то будет видна искра в процессе работы мотора на пробитом электропроводе
  • Еще проверить высоковольтные электропровода можно с помощью провода, нужно лишь ночью взять кусочек провода и зачистить концы его с обеих сторон. Затем одним концом необходимо замкнуть проводок на «массу» (это корпус машины), а второй конец берем руками и водим по всей длине каждого электропровода, не пропуская стыки и колпачки и прочее. В точках пробоя будет возникать искра

Также можно измерить сопротивление высоковольтных электропроводов, для этого нам потребуется тестер (мультиметр):

  • Включаем режим омметра
  • Снимаем провод со свечки первого цилиндра, отключаем его от трамблера(см.Устройство трамблера ваз 2109: отличие контактной и бесконтактной систем зажигания и регулировка опережения зажигания)
  • Подключаем электроды мультиметра к обоим концам провода и проверяем показания

У исправных электропроводов сопротивление варьируется в границах от 3,5 до 10 килоОм, все зависит от типа самих электропроводов. Значение сопротивления указано, как правило, на изоляции бронированных электропроводов.
При проверке каждого провода, разброс между значениями не может превышать 2-4килоОм. При обнаружении большего разброса провода следует заменить.
Кстати, замена производится комплектом, то есть сразу все вместе, цена здесь не повод для экономиисе вместе.
В завершении предоставляем вашему вниманию показания сопротивления для наиболее популярных бронированных электропроводов:

  • Марки Tesla (Тесла) имеют сопротивление 6 кОм
  • Марки Slon (Слон) с разбросом от 4килоОм до 7килоОм (где 4килоОм идет на 1-вый цилиндр и так далее до 7килоОм на последнем цилиндре)
  • Марки ProSport (ПроСпорт) имеют сопротивление почти нулевое
  • Марки Cargen (Карген) с сопротивлением 0,9килоОм

Примечание: Сопротивление бронированных электропроводов варьируется, оно во многом зависит от толщины, длины, а также материала, который применяется для изготовления проводов.

Порядок подключения электропроводов

Наиболее частой проблемой для владельцев машин становится вопрос, какой на ваз 2109 порядок подключения свечей? А происходит это оттого что, зачастую снимая и проверяя электропровода никто, не помнит порядка их подключения, этим признаюсь, грешил и я.
Итак:

  • Порядок цилиндров рядного мотора у переднеприводных ВАЗ определяется просто – первым считается по умолчанию, тот, что ближе всех к ремню ГРМ
  • То есть если посмотреть на мотор спереди – то первый цилиндр у вас будет самый левый
  • А далее все они идут по порядку — 1, 2, 3, 4. считая слева направо
  • И кроме этого важно знать порядок подключения на крышке трамблера и электронного блока зажигания, об этом чуть ниже
Читайте также:  Электрическая схема уаз 3303 старого образца бортовой

Советы по подключению бронированных проводов

Напомним, чтобы проверить эти провода, нам понадобится тестер, с его помощью:

  • Проверяем сопротивление всех проводов – значение должно не превышать 20килоОМ (практически самый длинный из проводов идущий от первого цилиндра имеет значение сопротивления до 10килоОм)
  • Если значение сопротивления провода выше 20килоОм- его нужно заменить
  • Тщательно осматриваем провода на предмет потертостей о детали мотора либо другие провода
  • В случае обнаружения значительного истирания их следует заменить
  • Когда истирание незначительное – тогда возможно надо проложить проводок так, чтобы он больше не терся, затем зафиксировать его в таком положении

Укладываем провода, чтобы они не терлись, для этого:

  • Провода ваз 21093 свечей зажигания не старайтесь подключать в связке
  • Лучше разберите жгуты электропроводов, затем освободите их из пластиковых держателей
  • Соединяем их высоковольтные выводы по соответствующим свечам цилиндров
  • Прокладываем провода так, чтобы предотвратить их трение друг об друга, о детали двигателя, или шланги
  • Кроме этого не допускаются резкие перегибы и сильная натяжка проводов
  • После завершения подключения всех бронированных проводов можно зафиксировать их в жгут при помощи специальных гребенчатых держателей, которые входят состав в комплекта
  • Ниже на картинках приводим порядок подключения для трамблера и электронного блока зажигания, тут не нужна инструкция

Порядок подсоединения бронированных электропроводов на крышку трамблера ваз

  • На трамблере, как видите, отсчет идет от метки расположенной на крышке

Порядок включения тех же электропроводов на блок электронного зажигания

  • На блоке зажигания все нарисовано, понятно и без стрелочек

Внимание: Чтобы не повредить бронированные провода при снятии либо установке, вам следует отключать их, держась пальцами непосредственно за колпачки на концах, иначе рискуете оборвать контакты, так же действуйте и при установке, провода хоть и называются бронированными, на самом деле легко обрываются при небрежном обращении.

На этом все, дополнительно, если хотите, посмотрите обучающее видео.

Как найти искру зажигания на ВАЗ 2109 (карбюратор)

Причиной невозможности запуска бензинового двигателя бывает отсутствие искры зажигания. Чтобы знать, как определить неисправность в системе зажигания ВАЗ 2109 (карбюратор) и восстановить её работоспособность, уделите всего пару минут.

Как определить, что нет искры на ВАЗ 2109 (карбюратор)

Если попытка завести двигатель закончилась неудачей, можно заподозрить неполадки в зажигании. Пытаться завести мотор более 3 раз не стоит, так как разрядится аккумулятор, а неисправность сама собой не пройдёт. Нужно начинать искать причину такого положения вещей. Поиск возможной неисправности делается с помощником, который бы мог в нужный момент включить замок зажигания. В работе пригодится простой бытовой мультиметр.

Первым делом проверяется работоспособность катушки, так как она является производителем высоковольтного разряда. Простейший тест заключается в следующем:

  1. вынуть высоковольтный провод из крышки трамблёра;
  2. надев перчатки (чтобы не ударило током) или взяв провод плоскогубцами с изолированными ручками, поднести его контакт к массе на расстояние около 1 см;
  3. помощник включает зажигание (стартер);
  4. должна проскакивать синяя крупная искра.

Если электрический разряд есть, поиск причины направляется в сторону трамблёра и свечей, если нет – проверяется катушка, коммутатор, датчик Холла, замок зажигания. Рассмотрим, как самостоятельно проверить исправность перечисленных устройств.

Катушка

Прежде чем проверять катушку, стоит удостовериться в целостности центрального высоковольтного провода, так как его неисправность также может быть причиной отсутствия искры. Для этого переключатель тестера устанавливается в положение 20 кОм, а его щупы соединяются с противоположными контактами бронепровода. Если мультиметр покажет значения от 3,5 до 9 кОм, высоковольтный провод в порядке. При других значениях провод заменяется исправным.

Читайте также:  Куда жаловаться на страховую компанию по ОСАГО

Катушка зажигания — самый капризный для диагностики элемент цепи

Если же бронепровод исправен, тестируется катушка. Проверяем целостность первичной обмотки. Щупы мультиметра соединяются с клеммами «В» и «К» катушки. Переключатель в положении 20 Ом. Нормальное для устройства, установленного на «девятке», сопротивление будет в пределах 0,4–0,5 Ом.

Для проверки сопротивления вторичной обмотки щупы соединить с клеммой «В» и высоковольтным выходом. Переключатель тестера в позиции 20 кОм. Нормальный показатель сопротивления в пределах 4–5 кОм. Если показатели сопротивления сильно отличаются от нормальных, катушка заменяется новой (исправной).

Коммутатор

Если катушка показала нормальные цифры сопротивления, причина исчезновения искры не в ней. Далее по цепи идёт коммутатор. «Прозвонить» тестером его не удастся. Проверка работоспособности электронного устройства производится его тестовой заменой на заведомо исправное. Если «живой» коммутатор не изменил положение вещей, нужно переходить дальше по цепи.

Датчик Холла

С этим устройством поступают так же, как с коммутатором (замена работоспособным). Разница в том, что добраться до датчика Холла сложнее. Для этого нужно разобрать трамблёр.

Замок зажигания

Если катушка, коммутатор и датчик Холла исправны (не забудьте просмотреть целостность контактов между этими устройствами), но искра так и не появилась, причина может крыться в замке зажигания. При включённом замке поступает питание на катушку. Проверяется так:

  • тестер переключается на 20 вольт;
  • один щуп мультиметра на клемму «В», другой на массу;
  • при заряженном аккумуляторе прибор покажет 12 В.

Можно применить контрольную лампочку. При соединении её проводов с упомянутыми контактами лампа загорится. Если же лампа не горит или тестер не «обнаружил» напряжения, следует искать причину пропавшей искры в обрыве цепи (предохранитель, провод).

Нередко водители не хотят мороки с ремонтом замка и просто меняют его на новый

Редко, но случаются ситуации, когда при повороте ключа в замке в первое положение напряжение на катушку поступает, но исчезает во втором положении (пуск двигателя). Чтобы исключить такой вариант, клемма «В» катушки соединяется с плюсом аккумулятора напрямую. Если в такой ситуации появится искра, проблема с замком. Его лучше заменить или отдать на ремонт опытному автомастеру. Если навыки работы с этим механизмом есть, можем предложить информацию в помощь.

Теперь рассмотрим, что бывает причиной исчезновения искры в другом от катушки направлении цепи.

Трамблёр

Подозревается неисправность распределителя, если на центральном бронепроводе есть полноценная искра, но её нет ни на одной из свечей. Причина бывает в подгорании контактов на крышке трамблёра или бегунка. Для определения неполадок достаточно осмотра после снятия крышки (контакты окисленные или покрыты чёрным нагаром). Устраняется неисправность зачисткой контактов. Если же нарушена целостность крышки распределителя, её следует заменить.

Помните, что крышку трамблёра, бронепровода, насвечники следует держать в максимальной чистоте. Масляные пятна, грязь, влага значительно ухудшают качество искры.

Высоковольтные провода (ВВ, бронепровода)

Если проводить полное тестирование системы зажигания, без проверки бронепроводов, соединяющих крышку трамблёра и свечи, не обойтись. Они «прозваниваются» мультиметром так же и с тем же искомым результатом, что и центральный провод (описано выше). При активной эксплуатации ВАЗ 2109 бронепровода лучше заменять примерно раз в год, так как их ресурс рассчитан приблизительно на такой период.

Причина в свечах?

Часто причиной исчезновения искры бывают сами свечи. Если они давно не менялись, то даже при качественном высоковольтном импульсе искра будет слабой или вообще исчезнет. Возникают проблемы и со «свежими» свечами. При сильном обогащении топливной смеси они быстро покрываются обильным слоем копоти, которая является диэлектриком, поэтому снижает качество контакта между электродами. В этом случае следует заняться регулировкой карбюратора (уменьшить содержание бензина в смеси), а свечи почистить специальной щёткой с металлической щетиной.

Не будет искры и в той ситуации, если свечи «залило». Такое случается, когда холодный двигатель заводится при закрытой воздушной заслонке (на «подсосе»). Топливная смесь в этом случае сильно обогащённая, и, после первой неудачной попытки запуска мотора, свечи становятся мокрыми. Исправляется ситуация прокаливанием и последующей чисткой свечей, после чего они становятся пригодными для использования.

Видео: Почему нет искры на карбюраторной «девятке»

Неисправности системы зажигания автомобилей, в том числе и вазовской карбюраторной «девятки», вводят многих автолюбителей в ступор. Хотя, если разобраться в схеме, окажется, что она совсем несложная. Важно последовательно подходит к диагностике возможных причин, исключая одну за другой, чтобы добиться в проверке успеха.

Ссылка на основную публикацию
Установка газового оборудования на автомобиль правила, цены; АВТОМАСТЕРСКАЯ
Стоит ли ставить ГБО на машину - плюсы и минусы В прошлой статье мы рассматривали устройство газобаллонной установки, принцип работы,...
Универсальная смазка WD-40
Смазка универсальная WD-40 описание, состав, применение, цена, аналоги WD-40 – универсальная смазка. С ней хорошо знаком каждый автомобилист. Кроме того,...
Универсальность изоленты (скотч как альтернатива) — Всё о выживании
Можно ли изолировать провода скотчем вместо изоленты за и против Можно ли изолировать провода скотчем, если под рукой не оказалось...
Установка ГБО (газ) на Киа Спортейдж (1, 2, 3) в Воронеже цены, фото
Установка ГБО (газ) на Киа Спортейдж (1, 2, 3) в Воронеже цены, фото Компактный кроссовер Kia Sportage производится более 25...
Adblock detector