Кроссворд по рассказу солженицына матренин двор. А.И.Солженицын "Матрёнин двор"(вопросы к анализу рассказа) учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему

Литературная викторина по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»

Цели:

· развитие познавательного интереса учащихся к творчеству А.И.Солженицына;

· использование викторины в качестве дидактического материала для проверки

знаний учащихся по содержанию рассказа (в устной или письменной форме);

1.Общий раздел

1. Как первоначально назывался рассказ?

2. Кто настоял на изменении названия рассказа?

3. Когда был написан рассказ?

4. Назовите год действия в рассказе.

6. Назовите имя, фамилию, отчество героини, именем которой назван двор.

7. Как называется деревня, где происходят события?

8. Какие ассоциации вызвало у Игнатича название деревни Тальново?

9. В каком значении употреблено слово «кондовый»?

10. Какие значения имеет ключевой образ рассказа «Матрёнин двор»?

11. Какая музыка ближе Матрёне Васильевне - народные песни в исполнении Шаляпина

или романсы Глинки? Почему?

12. Счастлива ли была Матрёна Васильевна в семейной жизни?

13. Почему односельчане считали, что в Матрёне Васильевне «порча», в чём, на их

взгляд, она проявлялась?

14. Каким способом возвращала себе Матрёна Васильевна «доброе»

расположение духа?

15.Чем для Матрёны был её дом, в котором она прожила 40 лет?

16. Почему Матрёна решает отдать Кире горницу?

посягнул на целостность Матрёниного двора?

2.Чей это портрет?

1. «Простодушный взгляд блекло-голубых глаз», «лучезарная улыбка».

2. «Она была тоже женщина городская, решительная, коротким серым полупальто и

грозным взглядом как бы военная».

3. «Всё лицо его облегали густые чёрные волосы, почти не тронутые

сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные,

так что рот был виден едва…».

4. . « …круглый румяный… выглядевший как кот после блинов».

5. «Её завитые локончики жалко растрепались. Красны, как кровью

залиты, были глаза».

3.Кто из персонажей рассказа …

«…с мужем воспитывали её престарелую мать»?

«…в колхозе она работала не за деньги - за палочки. За палочки трудодней в

замусоленной книжке учётчика»?

«…валилась и сутки - двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не

шевелилась почти»?

« Боялась …пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то - поезда»?

Жаловалась, «что муж её бьёт, и скаред муж, жилы из неё вытягивает, и плакала …подолгу,

«по улице на мужиков с кулаками бегал…»?

«…все дружно обругали её (Матрёну) дурой за то, что горницу отдала, сказали, что

видеть её больше не хотят…»?

«Хотел повеситься, из петли вынули… Сейчас пошёл сам, арестовался. Да его теперь

не в тюрьму, его в дом безумный»?

«…не пришёл на поминки Матрёны…Но в ближайшие дни он два раза враждебно приходил

в эту избу на переговоры с Матрениными сёстрами и с сапожником - дезертиром»?

« И даже о сердечности и простоте Матрёны…она говорила с презрительным

сожалением»

4.Кому принадлежат слова:

1. « Ни к столбу, ни к перилу эта работа».

2. «Бойся портного да пастуха. По всей деревне тебя ославят, если что им

не так».

3. «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

4. «Незнайка на печи лежит, а знайку на верёвочке ведут…»

5. «Две загадки в мире есть: как родился - не помню, как умру - не знаю».

6. «Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и

злодеев».

7. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый

праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Ответы.

1. Общий раздел.

1. «Не стоит село без праведника». 2. А.Т.Твардовский. 3.1959. 4.1956.

5. 1963. 6. Матрёна Васильевна Захарова. 7.Тальново. 8. Мечту о кондовой России.

9.В значении «старинный, исконный». 10. 1) Конкретное социально- историческое. 2)

Символическое значение: двор (дом) Матрёны Васильевны является островком

христианской России, здесь живут по законам христианской морали. 11. Романсы

Глинки: в песнях, исполняемых Шаляпиным, Матрёна Васильевна почувствовала

искусственность, игру, а романсы Глинки для героини подобны молитве, которая

просветляет и преображает. 12. Нет. 13.Умерли один за другим шестеро детей, «не

гналась за обзаводом», была «не бережная», «глупая», помогала чужим людям

бескорыстно, « и даже о сердечности и простоте» Матрёны говорили «с

презрительным сожалением». 14. С помощью работы, после которой Матрёна

становилась просветлённой и одухотворённой. 15. Это была её жизнь, её крепость,

«спасительный круг». 16. Матрёна в принципе не может отказать в помощи

нуждающемуся, а тем более, своей воспитаннице. 17. «Все работали как безумные… в

ожесточении…»

2. Чей это портрет

1.Матрёны. 2. Жены председателя. 3. Фаддея Григорьева. 4. Антошки Григорьева. 5.

Киры, приёмной дочери Матрёны.

3. Кто из персонажей рассказа…

1.Женщина, торговавшая молоком. 2.Матрёна. 3. Матрёна. 4. Матрёна. 5.Матрёна,

жена Фаддея. 6.Ефим, муж Матрёны Васильевны. 7.Три сестры Матрёны. 8. Муж Киры.

9. Фаддей. 10.Золовка Матрёны.

4. Кому принадлежат слова

А) полностью достоверен и автобиографичен;

Б) основан на художественном вымысле;

В) основан на рассказах очевидцев, содержит элементы вымысла.

    Повествование в рассказе ведётся:

А) от первого лица;

Б) от третьего лица;

В) двумя рассказчиками.

    Функция экспозиции в рассказе:

А) познакомить читателя с главными героями;

Б) заинтриговать читателя тайной, объясняющей медленное движение поезда по отрезку железнодорожного пути;

В) ознакомить с местом действия и указать на причастность повествователя к произошедшим

событиям.

    Повествователь поселился в Тальново, надеясь найти патриархальную Россию:

А) и огорчился, увидев, что жители недоброжелательны по отношению друг к другу;

Б) и ни о чём не пожалел, потому что узнал народную мудрость и душевность жителей Тальново;

В) и остался жить там навсегда.

5. Повествователь, уделяя внимание бытоописанию, говоря о немолодой кошке, козе, о мышах и тараканах, вольготно живущих в доме Матрёны:

А) не одобрял неаккуратность хозяйки, хотя и не говорил ей об этом, чтобы не обидеть;

Б) подчеркнул, что доброе сердце Матрёны жалело всё живое, и она приютила в доме тех,

кто нуждался в её сострадании;

В) показал подробности деревенского житья.

Вариант 2

1. В отличие от подробного описания Фаддея, портрет Матрёны скуп на детали:

«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны…» Это позволяет:

Б) указать на принадлежность её к деревенским жителям;

В) увидеть глубокий подтекст в описании Матрёны: её сущность раскрывает не портрет, а то, как она живёт и общается с людьми.

2. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (), называется:

3. О чем говорит автор: «Но потому, должно быть, пришла она к нашим предкам из самого каменного века, что, протопленная раз на досветьи, весь день хранит в себе теплый корм и пойло для скота, пищу и воду для человека. И спать тепло».

    Чем судьба рассказчика повести «Матренин двор» напоминает судьбу автора А. Солженицына?

5. Когда был написан рассказ «Матрёнин двор»?

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 3

1. Матрёна рассказала повествователю Игнатичу историю своей горькой жизни:

А) так как ей не с кем было поговорить;

Б) потому что ему тоже пришлось пережить трудные времена, и он научился понимать и сострадать;

В) потому что хотела, чтобы её пожалели.

2. Недолгое знакомство с Матрёной позволило автору понять её характер. Он была:

А) добрая, деликатная, отзывчивая;

Б) замкнутая, неразговорчивая;

В) хитрая, меркантильная.

    Почему Матрёне тяжело было отдавать горницу при жизни ?

    Кем хотел работать рассказчик в деревне?

    Укажите, от чьего лица ведётся повествование в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»

А) главной героини – Матрёны

В) объективное повествование

Г) посторонний наблюдатель

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 4

1. Суть русской души Матрёны автор почувствовал, когда она:

А) ходила за святой водой на Крещение;

Б) заплакала, услышав романсы Глинки по радио, принимая сердцем эту музыку;

В) согласилась отдать горницу на слом.

2. Основная тема рассказа:

А) месть Фаддея Матрёне;

Б) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко;

В) разрушение двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения.

    Проснувшись когда-то ночью в дыму, что кинулась спасать Матрёна ?

    Золовка, после смерти Матрёны, сказала про неё: «…глупая, помогала чужим бесплатно». А были ли люди для Матрены чужими? Как называется это чувство, на котором и держится до сих пор Русь, по мнению Солженицына?

    Укажите второе название рассказа Солженицына «Матрёнин двор»

А) « Случай на станции Кречетовка»

Б) «Пожар»

В) «Не стоит село без праведников»

Г) «привычное дело»

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 5

А) выделить у героя основательность, достойность, крепость.

Б) показать стойкость когда-то «смоляного богатыря», который не растратил душевную доброту щедрость;

В) ярче выявить злобу, ненависть, жадность героя.

2. Повествователь это:

А) художественно-обобщённый персонаж, показывающий полную картину событий;

Б) действующее лицо рассказа, со своей историей жизни, самохарактеристикой и речью;

В) нейтральный рассказчик.

    Чем кормила Матрёна своего жильца ?

    Продолжите. «Но отнюдь не была Матрёна бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то….»

а) «Село Торфопродукт»

б) «Не стоит село без праведника»

в) «Беспритульная Матрена»

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 6

1. Изображая плач родственниц по погибшей Матрёне,

А) показывает близость героев к русскому национальному эпосу;

Б) показывает трагичность событий;

В) раскрывает сущность сестёр героини, которые в плаче спорят за наследство Матрёны.

2. Трагическим предзнаменованием событий можно считать:

А) пропажу колченогой кошки;

Б) потерю дома и всего, что с ним связано;

В) разлад в отношениях с сёстрами.

    Матрёниным часам было 27 лет и они все время спешили, почему это не беспокоило хозяйку ?

    Кто такая Кира?

    В чем заключается трагедия финала? Что хочет нам сказать автор? Что его беспокоит ?

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 7

1. Солженицын называет Матрёну праведницей, без которой не стоит село, согласно пословице. К такому выводу он пришёл:

А) так как Матрёна всегда говорила правильные слова, к её мнению прислушивались;

Б) потому что Матрёна соблюдала христианские обычаи;

В) когда образ Матрёны стал ему понятен, близок, как и жизнь её без гонки за добром, за нарядами.

    Какими словами начинается рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор»?

    Что связывает рассказ «Матрёнин двор» и А.Т. Твардовского?

    Как первоначально назывался рассказ «Матрёнин двор»?

    Что висело «на стене для красоты» в доме у Матрёны?

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 8

    Матрёна варила еду в трёх чугунках. В одном – себе, в другом – Игнатичу, а в третьем -…?

    Какое верное средство было у Матрёны, чтобы вернуть себе доброе расположение духа?

    Какое событие или предзнаменование произошло с Матрёной в Крещение?

    Назовите полное имя Матрёны.

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 9

    Какую часть дома завещала Матрёна своей воспитаннице Кире ?

    О каком историческом периоде идёт речь в рас­сказе?

а) после революции

б) после Отечественной войны

в) 1953 год

г) 1956 год

    Какая музыка, услышанная по радио, понравилась Матрёне ?

    Какую погоду называла Матрёна дуЕль?

    «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрёны. У тех людей всегда лица хороши, кто ….» Продолжите.

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 10

    О чём думал Фаддей, стоя у гробов убитых им сына и женщины, которую он когда-то любил?

    Какова основная идея рассказа?

а) изображение тяжести жизни крестьянства колхоз­ных деревень

б) трагическая судьба деревенской женщины

в) утрата обществом духовных и нравственных основ

г) отображение типа чудака в русском обществе

    Продолжи : «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…
    Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый ….»

    Какие художественные детали помогают автору создать образ главной героини?

а) колченогая кошка

б) картофельный суп

в) большая русская печка

г) безмолвная, но живая толпа фикусов

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 11

    В чём заключается смысл названия рассказа?

а) рассказ назван по месту действия

б) Матренин двор - символ особого устройства жиз­ни, особого мира

в) символ разрушения мира духовности, добра и ми­лосердия в русской деревне

    Какова основная мысль этой повести? Что вкладывает Солженицын в образ старухи Матрены ?

    Какова особенность системы образов рассказа?

а) построена по принципу парности персонажей

б) герои, окружающие Матрену, эгоистичны, черствы, они пользовались добротой главной героини

в) подчеркивает одиночество главной героини

г) призвана выделить характер главной героини

    Напишите, какой была судьба Матрены.

    Как жила Матрена? Счастлива ли она была в жизни ?

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 12

    Почему у Матрены не было детей?

    О чем беспокоился Фаддей после смерти сына и бывшей любимой женщины?

    Что завещала Матрена ?

    Как можно охарактеризовать образ главной геро­ини?

а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других

б) нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха

в) праведница, ничем не погрешившая против зако­нов нравственности

г) человек бескорыстной души, труженик, абсолютно безответный, смиренный

а) в художественных деталях

б) в портрете

в) характер описания события, положенного в основу рассказа

д) внутренние монологи героини

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 13

1. К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ?

1) Деревенская 2) военная проза 3) интеллектуальная проза 4) городская проза

2. К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?

1) лишний человек, 2) маленький человек, 3) преждевременный человек 4) праведный человек

3. Рассказ «Матрёнин двор» написан в традициях:

4. Эпизод разрушения дома является:

1) завязкой 2) экспозицией 3) кульминацией 4) развязкой

5. Традиции какого древнего жанра можно обнаружить в рассказе «Матрёнин двор»?

1) притчи 2) былины 3) эпоса 4) жития

Тест А. Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 14

    Каково первоначальное название рассказа?

1) «Жизнь не по лжи» 2) «Не стоит село без праведника» 3) «Быть добру!» 4) «Смерть Матрёны»

2. Конкретный субъект повествования, обозначенный местоимением «я» и первым лицом глагола, действующее лицо произведения, посредник между образом автора и читателем называется:

3. Встречающиеся в рассказе слова «неуладкой» , «к ужоткому», «горница» называются:

1) профессиональными 2) диалектными 3) словами с переносным значением

4. Назовите приём, который использует автор, изображая характеры Матрёны и Фаддея:

1) антитеза 2) зеркальная композиция 3) сопоставление

5. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (село - город - вся земля наша ), называется:

1) гипербола 2) градация 3) антитеза 4) сопоставление

Ответы:

Вариант 1

1 – а

3 – в

4 – а

5 – б

Вариант 2

2- градация

3 - О русской печке.

Вариант 3

3. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет».

4. учителем

Вариант 4

    Она стала валить на пол фикусы, чтоб не задохнулись от дыма.

    Праведниками

Вариант 5

3. «Картовь необлупленная», «суп картонный» или каша ячневая.

4. Поезда.

5. б

Вариант 6

    Лишь бы не отставали, чтоб утром не запоздниться».

    Воспитанница

    Гибнет Матрёна – гибнет Матрёнин двор – Матрёнин мир – особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали ещё Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Никто не задумывается даже, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то ценное и важное. Праведница Матрёна – нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Все поступки и помыслы Матрёны были освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них «не стоять селу ». Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию – «Не стоит село без праведника » и наполняют рассказ о крестьянке Матрёне глубоким обобщающим, философским смыслом. Село – символ нравственной жизни, национальных корней человека, село – вся Россия.

Вариант 7

    «На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани, еще добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход как бы до ощупи».

    Именно он дал ему такое название.

    Не стоит село без праведника».

    Рублёвые плакаты о книжной торговле и об урожае.

Вариант 8

    Козе.

    Об электричестве.

    Работа.

    Пропал котелок со святой водой.

    Григорьева Матрёна Васильевна.

Вариант 9

    Горницу.

2. г) 1956 год

    Романсы Глинки.

    Метель.

    «В ладах с совестью своей».

Вариант 10

    «Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».

    «…праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

    В чем сила и слабость Матрены? Что понял для себя Игнатич?

    д) «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка

Вариант 11

    нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Все поступки и помыслы Матрёны были освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них «не стоять селу »

Вариант 12

  1. Умирали

    спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».

    Истинный смысл жизни, скромной

Тест по литературе Матренин двор (А.И Солженицын) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Так мы дошли до высыхающей подпруженной речушки с мости­ком. Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне; две­три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и вы­ходили на берег гуси, отряхаясь.
— Ну, разве что к Матрене зайдем, — сказала моя проводница, уже уставая от меня. -Только у нее не так уборно, в за’пущи она живет, болеет.
Дом Матрены стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом не низкий -восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка.
Калитка была на запоре, но проводница моя не стала стучать, а просунула руку под низом и отвернула завертку — нехитрую затею против скота и чужого человека. Дворик не был крыт, но в доме мно­гое было под одной связью. За входной дверью внутренние ступеньки поднимались на просторные мосты, высоко осененные крышей. Нале­во еще ступеньки вели вверх в горницу — отдельный сруб без печи, и ступеньки вниз, в подклеть. А направо шла сама изба, с чердаком и подпольем.
Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти.
Когда я вошел в избу, она лежала на русской печи, тут же, у вхо­да, накрытая неопределенным темным тряпьем, таким бесценным в жизни рабочего человека.
Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была ус­тавлена по табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны. В остатке света и к тому же за трубой кругловатое лицо хозяйки по­казалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее.
Разговаривая со мной, она так и лежала на печи ничком, без по­душки, головой к двери, а я стоял внизу. Она не проявила радости заполучить квартиранта, жаловалась на черный недуг, из приступа которого выходила сейчас: недуг налетал на нее не каждый месяц, но, налетев, — …держит два-дни и три-дни, так что ни встать, ни подать я вам не приспею. А избу бы не жалко, живите…
Я только потом узнал, что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги — за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учетчика.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется село, в котором происходят события?

2. Как называется изображение природы в литературном произведе­нии?

Милей этого места мне не приглянулось во всей деревне; две­-три ивы, избушка перекособоченная, а по пруду плавали утки, и вы­ходили на берег гуси, отряхаясь.

3. В тексте рассказа встречаются слова: не так уборно; в запущи она живет.

4. Назовите средство иносказательной выразительности:

Они (горшки и кадки с фикусами) заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой.

5. Назовите средство выразительности:

…тряпьем, таким бесценным в жизни рабочего человека.

Задания с развернутым ответом

6.

7.

8.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Кем хотел бы работать герой-рассказчик после возвращения из ла­геря?

2. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении?

В остатке света и к тому же за трубой кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненным мож­но было видеть, что болезнь измотала ее.

3. Назовите средство выразительности: Так мы дошли до высыхаю­щей подпруженной речушки с мостиком.

4. В тексте рассказа встречаются слова:

обвершка;
подклеть;
подать я вам не приспею.

Как называется такая разновидность лексики?

5. Назовите прием:

А в колхозе она работала не за деньги — за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учетчика.

Задания с развернутым ответом

6. Какова роль описаний природы и жилища Матрены в данном фрагменте текста?

7. Каким предстает герой-рассказчик?

8. Сопоставьте фрагменты из рассказа А.И. Солженицына «Матре­нин двор» и рассказа И.С. Тургенева «Бирюк». Какие схожие те­мы и мотивы в них отражены?

Фрагмент из рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»

Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился.
«Вот мы и дома, барин», — промолвил он спокойным голосом. Ка­литка заскрыпела, несколько щенков дружно залаяло. Я поднял го­лову и при свете молнии увидал небольшую избушку посреди обшир­ного двора, обнесенного плетнем. Из одного окошечка тускло светил огонек. Лесник довел лошадь до крыльца и застучал в дверь. «Сичас, сичас!» — раздался тоненький голосок, послышался топот босых ног, засов заскрыпел, и девочка лет двенадцати, в рубашонке, подпоясан­ная покромкой, с фонарем в руке, показалась на пороге.
— Посвети барину, — сказал он ей, — а я ваши дрожки под навес поставлю.
Девочка глянула на меня и пошла в избу. Я отправился вслед за ней.
Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, пе­чально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, лоном поправлять лучину. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу. Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро…
Дверь заскрыпела, и лесник шагнул, нагнув голову, через порог. Он поднял фонарь с полу, подошел к столу и зажег светильню…
— Так ты Бирюк, — повторил я, — я, брат, слыхал про тебя. Го­ворят, ты никому спуску не даешь.
— Должность свою справляю, — отвечал он угрюмо, — даром гос­подский хлеб есть не приходится.
Он достал из-за пояса топор, присел на пол и начал колоть лучину.
— Аль у тебя хозяйки нет? — спросил я его.
— Нет, — отвечал он и сильно махнул топором.
— Умерла, знать?
— Нет… да… умерла, — прибавил он и отвернулся.
Я замолчал; он поднял глаза и посмотрел на меня.
— С прохожим мещанином сбежала, — произнес он с жестокой улыбкой. Девочка потупилась; ребенок проснулся и закричал; девоч­ка подошла к люльке. — На, дай ему, — проговорил Бирюк, сунув ей в руку запачканный рожок. — Вот и его бросила, — продолжал он вполголоса, указывая на ребенка. Он подошел к двери, остановился и обернулся.
— Вы, чай, барин, — начал он, — нашего хлеба есть не станете, а у меня окромя хлеба…
— Я не голоден.
— Ну, как знаете. Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нету… Пойду посмотрю, что ваша лошадь.
Он вышел и хлопнул дверью. Я в другой раз осмотрелся. Изба по­казалась мне еще печальнее прежнего. Горький запах остывшего ды­ма неприятно стеснял мне дыхание. Девочка не трогалась с места и не поднимала глаз; изредка поталкивала она люльку, робко наводила на плечо спускавшуюся рубашку; ее голые ноги висели, не шевелясь.

Ответы на тест по литературе Матренин двор (А.И Солженицын)
1 вариант
1. Тальново
2. пейзаж
3. диалектная (просторечная)
4. метафора (олицетворение)
5. эпитет
2 вариант
1. учителем
2. портрет
3. эпитет
4. диалектная (простречная)
5. повтор

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия

Тесты (2 варианта) по рассказу

А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

10-11 класс

подготовила учитель русского языка и литературы Печказова Светлана Петровна

Чамзинка

2012

Пояснительная записка

Тесты по творчеству А.И.Солженицына позволяют выявить уровень умения анализировать фрагмент эпического произведения. Ресурс содержит вопросы об идейном содержании его произведений, особенностях жанра, изобразительно-выразительных средствах языка, вопросы на знание текста.

К каждому вопросу в части А даётся четыре варианта ответа. Задания части В предполагают развернутый ответ.

Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству писателя в 10 - 11 классах.

Критерии оценивания:

«5» (отлично) - работа выполнена безошибочно,

«4» (хорошо) - правильные ответы составляют 80 % от общего количества вопросов,

«3» (удовлетворительно) - правильные ответы составляют 50 -70 % от общего количества вопросов.

ТЕСТ

Так и поселился я у Матрены Васильевны. Комнаты мы не делили. Ее кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матренины фикусы, еще у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было – его еще в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда "лампочки Ильича", а мужики, глаза тараща, говорили: "Царь Огонь!"

Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.

Кроме Матрены и меня, жили в избе еще – кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное – колченога. Она из жалости была Матреной подобрана и прижилась. Хотя она и ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога. Когда кошка прыгала с печи на пол, звук касания ее о пол не был кошаче-мягок, как у всех, а – сильный одновременный удар трех ног: туп! – такой сильный удар, что я не сразу привык, вздрагивал. Это она три ноги подставляла разом, чтоб уберечь четвертую.

А2. Какое место занимает фрагмент в произведении? А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжета, Г) является кульминацией сюжетного действия.

А3. Главной темой данного фрагмента является: А) образ жизни рассказчика, Б) дом Матрёны, В) внешность Матрёны, Г) природа.

А4. Почему Матрёна приютила кошку? А) из материальных соображений, Б) из жалости, В) от нечего делать, Г) из любви к животным.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание избы Матрёны? А) показать её незаурядность, непохожесть на других, Б) сопоставить Матрёну с рассказчиком, В) раскрыть характер героини, Г) заинтересовать читателя.

В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»?

В2. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глаза тараща, говорили: «Царь Огонь!»?

В3. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили» и далее.

В4. Напишите название любимого растения героини.

В5. Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны?

ТЕСТ

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»

Прочитайте текст и выполните задание А1 – А5 с выбором одного правильного ответа:

Вообще, приглядываясь к Матрене, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день ее будет занят. Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков, вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на зиму в четвертях ("Поточи зубки, Игнатич", – угощала меня), кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была еще где-то раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы.

– А почему вы коровы не держите, Матрена Васильевна?

– Э-эх, Игнатич, – разъясняла Матрена, стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе и оборотясь к моему столу. – Мне молока и от козы хватит. А корову заведи, так она меня самою" с ногами съест. У полотна не скоси – там свои хозява, и в лесу косить нету – лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят – не колхозница, мол, теперь. Да они и колхозницы до самых белых мух всё в колхоз, а себе уж из-под снегу – что за трава?... По-бывалошному кипели с сеном в межень, с Петрова до Ильина. Считалась трава –- медовая...

Так, одной у"тельной козе собрать было сена для Матрены – труд великий. Брала она с утра мешок и серп и уходила в места, которые помнила, где трава росла по обмежкам, по задороге, по островкам среди болота. Набив мешок свежей тяжелой травой, она тащила ее домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена – навильник.

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: А) рассказ, Б) повесть, В) быль, Г) роман.

А2. Какое место занимает фрагмент в произведении? А) является экспозицией, Б) завершает повествование, В) является кульминацией сюжетного действия, Г) является кульминацией сюжета.

А3. Главной темой данного фрагмента является: А) людская зависть, Б) трудовой день Матрёны, В) красота села Тальново, Г) деревенская жизнь.

А4. Чем занималась Матрёна изо дня в день? А) воспитанием внуков, Б) только стряпней и хозяйством, В) уходом за скотиной, Г) дел у Матрёны было множество.

А5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание будней Матрёны? А) выявить отсутствие в героине серьезного отношения к жизни, Б) показать угнетающее действие рутины порядков на человеческую душу, В) раскрытие образа жизни героини, Г) заинтересовать читателя.

Выполните задание В1 – В5 с развернутым ответом:

В1. Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить свое отношение к ней: «великий», «тяжелой», «медовая»?

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описание его действий (со слов: «Кроме торфа…»)

В3. Из реплики Матрёны выпишите предложение, которое объясняет, почему она не держала коровы.

В4. Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор во втором абзаце?

В5. Из абзаца, начинающемся со слов: «Так, одной у"тельной козе…» найдите слово, которое объясняет, сколько сена получалось из мешка свежескошенной травы.


Использованная литература:

    Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2000 г.

    Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2007 г.

    Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2008 г.

    Миронова Н.А. Тесты по литературе в 11 классе. - М.: Экзамен, 2008.

Место работы, должность: — гимназия №5, Сочи, пир литературы и русского языка

Регион: — Краснодарский область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее кумулит

Класс(ы): — 10 чин
Класс(ы): — 11 чин

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Литературное считывание
Предмет(ы): — Русский балочи

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая гидроразработка

Краткое статут ресурса: — Литературная имя вдоль рассказу Александра Солженицына "Матренин двор". Может быть использована подобно учительный материал подле проверки знаний учащихся или подобно составная очередь викторины вдоль творчеству Солженицына.

Краснодарский Краснодарский край

г. Сочи, Хостинский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №5

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО РАССКАЗУ

А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР»

и литературы

МОУ гимназии №5

Зорькина Нина Васильевна

Сочи 2009

Литературная имя вдоль рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»

Цели:

· развитие познавательного интереса учащихся к творчеству А.И.Солженицына;

· использование викторины в качестве дидактического материала дляпроверки знаний учащихся вдоль содержанию рассказа (в устной или письменной форме);

· возможно обведение литературного турнира вдоль творчеству А.И.Солженицына с использованием данного материала.

1.Общий раздел

1. Как первично назывался рассказ?

2. Кто настоял на изменении названия рассказа?

3. Когда был написан рассказ?

4. Назовите время действия в рассказе.

5. В каком году был опубликован рассказ?

6. Назовите имя, фамилию, отчество героини, именем которой назван двор.

7. Как называется деревня, где-либо происходят события?

8. Какие ассоциации вызвало у Игнатича заглавие деревни Тальново?

9. В какомзначении употребленослово «кондовый»?

10. Какие значения имеет ключевой имедж рассказа «Матрёнин двор»?

11. Какая блуграс поближе Матрёне Васильевне — народные песни в исполнении Шаляпина или романсы Глинки? Почему?

12. Счастлива единица была Матрёна Васильевна в семейной жизни?

13. Почему односельчане считали, словно в Матрёне Васильевне «порча», в чём, на их взгляд, она проявлялась?

14. Каким способом возвращала себе Матрёна Васильевна «доброе»

расположение духа?

15 .Чем для Матрёны был её дом, в котором она прожила 40 лет?

16 . Почему Матрёна решает отдать Кире горницу?

17. Как литератор показывает оскорбительный вид действий тех, кто

посягнул на синтез Матрёниного двора?

2.Чей это портрет?

1 . «Простодушный взор блекло-голубых глаз», «лучезарная улыбка».

2. «Она была также женщина городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом подобно бы военная».

3. «Всё индивид его облегали густые чёрные волосы, почти что не тронутые

сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные,

так словно хлебало был виден едва…».

4. . « …круглый румяный… выглядевший подобно котик затем блинов».

5 . «Её завитые локончики досадно растрепались. Красны, подобно кровью

залиты, были глаза».

3.Кто из персонажей рассказа …

  • «…с мужем воспитывали её престарелую мать»?
  • «…в колхозе она работала не после деньги — после палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика»?
  • «…валилась и сутки — двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, а и не шевелилась почти»?
  • « Боялась …пожара, боялась молоньи, а предпочтительно счастливо отчего-то - поезда»?
  • Жаловалась, «что благоверный её бьёт, и жидомор муж, жилы из неё вытягивает, и плакала …подолгу, и голос-то завсегда у неё был на слезе…»?
  • «по улице на мужиков с кулаками бегал…»?
  • «…все ладно обругали её (Матрёну) дурой после то, словно горницу отдала, сказали, словно видеть её предпочтительно не хотят…»?
  • «Хотел повеситься, из петли вынули… Сейчас пошёл сам, арестовался. Да его отныне не в тюрьму, его в домик безумный»?
  • «…не пришёл на паренталии Матрёны…Но в ближайшие дни он двойка раза злопыхательски приходил в эту избу на диалог с Матрениными сёстрами и с сапожником - дезертиром»?
  • « И даже о сердечности и простоте Матрёны…она говорила с презрительным сожалением»
  • 4.Кому принадлежат слова:

    1 . « Ни к столбу, ни к перилу эта работа».

    2. «Бойся портного действительно пастуха. По всей деревне тебя ославят, благо словно им

    не так».

    3 . «У тех людей завсегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

    4 . «Незнайка на печи лежит, а знайку на верёвочке ведут…»

    5 . «Две загадки в мире есть: подобно родился - не помню, подобно умру - не знаю».

    6 . «Не гналась после нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и

    злодеев».

    7. «Все мы жили близ с ней и не поняли, словно есть она бог форменный

    праведник , без которого, вдоль пословице, не целесообразно село.

    Ни город.

    Ни все суша наша».

    8. «Итак, вдоль Солженицыну, праведник - это тот, в килоом воплотился

    высокий моральный воплощение русского народа, совмещающийся вдоль своим

    основным «параметрам» с идеалом христианским».

    9. Кто сказал, словно затем публикации в 1963 году в журнале «Новый мир»

    рассказа «Матрёнин двор» «деревенская повседневность » « стала не просто

    крестьянской, а христианской»?

    10. «…главной темой творчества этого писателя (Солженицына) является нимало не рассмотрение коммунизма и не проклятья ГУЛАГу, а борьба добра С злом - вечная дукс мирового искусств

    Ответы.

    1. Общий раздел.

    1 . «Не целесообразно хуторок без праведника». 2 . А.Т.Твардовский. 3 .1959. 4. 1956.

    5 . 1963. 6. Матрёна Васильевна Захарова. 7 .Тальново. 8. Мечту о кондовой России. 9 .В значении «старинный, исконный». 10 . 1) Конкретное социально- историческое. 2) Символическое значение: баз (дом) Матрёны Васильевны является островком христианской России, тут живут вдоль законам христианской морали. 11 . Романсы Глинки: в песнях, исполняемых Шаляпиным, Матрёна Васильевнапочувствовала искусственность, игру, а романсы Глинки для героини подобны молитве, которая просветляет и преображает. 12. Нет. 13 .Умерли один-одинехонек после другим шестеро детей, «не гналась после обзаводом», была «не бережная», «глупая», помогала чужим людям бескорыстно, « и даже о сердечности и простоте» Матрёны говорили «с презрительным сожалением». 14 . С помощью работы, затем которой Матрёна становилась просветлённой и одухотворённой. 15. Это была её жизнь, её крепость, «спасительный круг». 16 . Матрёна в принципе не вероятно отказать в помощи нуждающемуся, а тем более, своей воспитаннице. 17. «Все работали подобно безумные… в ожесточении…»

    2. Чей это портрет

    1. Матрёны. 2 . Жены председателя. 3 . Фаддея Григорьева. 4 . Антошки Григорьева. 5. Киры, приёмной дочери Матрёны.

    3. Кто из персонажей рассказа…

    1 .Женщина, торговавшая молоком. 2 .Матрёна. 3 . Матрёна. 4 . Матрёна. 5 .Матрёна, лилит Фаддея. 6. Ефим, благоверный Матрёны Васильевны. 7 .Три сестры Матрёны. 8 . Муж Киры. 9 . Фаддей. 10 .Золовка Матрёны.

    4. Кому принадлежат слова

    1. Матрёне. 2. Матрёне. 3 .Автору. 4. Маше, подруге Матрёны. 5 .Древней

    10. А.В.Урманову.

    Файлы:
    Размер файла: 58953 байт.