Антидемократический политический режим понятие признаки виды тгп. Антидемократический режим: понятие и виды

Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод человека и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.

Тоталитарный режим

Тоталитарный режим - это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства. Западные политологи (3. Бжезинский и К.Фридрих) выделяют следующие признаки тоталитарного режима:

1) наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором; обожествление лидера, его пожизненная невменяемость;

2) наличие официальной господствующей в обществе тотали­тарной идеологии (коммунизм, национал-социализм, фашизм). Для данной идеологии характерна вера в скорое наступление «светлого будущего». Общественное развитие представляется как телеологический, т. е. направленный к определенной цели, процесс. Идеология не подлежит критике, и отступление от нее строго капается государством;

3) монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации;

4) монополия государства на средства вооруженной борьбы;

5) наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к так называемым «врагам народа»;

6) подчинение экономики государству, командно-административная система управления.

В современной философско-политической литературе существует и иной подход к объяснению феномена тоталитаризма. В егооснове лежит анализ положения личности в тоталитарном обществе (Э.Фромм, К.Ясперс, X.Ортега-и-Гасет, Ф.Хайек и др.). Основное внимание приверженцы этой концепции уделяют анализу механизма рождения массового общества и появлению «человека толпы», который является опорой тоталитарного ре­жима. Существование тоталитаризма данная точка зрения связывает не с подавлением и уничтожением личности «сверху», государством, а с востребованностью обществом тоталитарной системы в те исторические периоды, когда наиболее остро проявляют себя противоречия его модернизации.

Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии, в частности регулярно обращаться к такой ее форме, как проведе­ние референдумов.

Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально одно­родного общества, на самом деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.

Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом, называется авторитарным .

2) народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам,

3) деятельность политической оппозиции запрещена.

4) государство отказывается от то­тального контроля над обществом, не вмешивается во внеполитические сферы жизни.

Режим потенциально опирается на силу, которая, однако, не всегда используется в форме систематического полицейского террора.

Авторитаризм - это режим, который носит характер переходный от тоталитарного к демократическому. Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью. Во многих посттоталитарных обществах отсутствуют необходимые предпосылки для демократии (политическая культура масс, гражданское общество, уважение к закону). Попытка «перескочить» авторитарный режим приводит к анархии и, как следствие, к новой диктатуре.

Военный режим

Военный режим - это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая власть в результате государственного переворота.

Признаками военного режима являются:

1) переход власти в результате военного переворота к хунте;

2) отмена конституции и замена ее актами военных властей;

3) роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными;

4) ограничение действия политических прав и свобод человека;

5) создание при хунте консультативных органов из технокра­тов.

Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления по­литической стабильности, ликвидации коррупции.

Вопросы для самоконтроля

1 Признаки демократического режима;

2 Признаки антидемократического режима;

3 Признаки тоталитарного режима;

5 Признаки военного режима.


Лекция 5 «Виды властей»

Форма политического режима - совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется государственная власть. Антидемократический режим – такой политический режим, при осуществлении которого государственными органами власти не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан. Признаки антидемократического режима:

· 1. Не учитываются интересы личности при управлении государством;

· 2. Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни (экономической, политической, социальной, культурной, идеологической и др.);

· 3. Огосударствление всех общественных организаций;

· 4. Личность лишена каких-либо прав;

· 5. Реально действует примат государства над правом;

· 6. Наличие милитаризация общественной жизни;

· 7. Не учитываются религиозные убеждения населения;

· 8. Наличие цензуры;

· 9. Отсутствие политического плюрализма.

Антидемократический режим бывает:

· - тоталитарный - разновидность антидемократического режима, при которой осуществляется абсолютный контроль над различными сторонами жизни человека и всего общества в целом.

Тоталитарное государство – государство, в котором административное управление строится на началах всевластия, оно не определяется законом. Из жизни общества исключаются независимое правосудие и права человека, оно попадает под тотальный контроль административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений, осуществляется беспрепятственное подавление личности.

Тоталитарное государство беспредельно расширяет свое вмешательство в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Тоталитарное всеобъемлющее управление осуществимо при диктатуре, основанной на структурной нерасчлененности власти, на монополии работодательства, на однопартийности.

100. Механизм правового регулирования: понятие и элементы (стадии)

Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности.
Каждый из этапов и юридических элементов правового регулирования вызывается к "жизни" в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности общественных отношений, особенности воздействия правовой формы на социальное содержание. Понятие, обозначающее данную стадийность юридического управления и одновременно участие в нем совокупности юридических средств, получило в литературе наименование "механизм правового регулирования". Таким образом, механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права. Из вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность. Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. Механизм правового регулирования - специфический "канал", соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата. Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования - регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях. "Преодоление препятствий" - тоже не главное. Ведь в подавляющем большинстве случаев никаких препятствий не возникает, все протекает нормально, закономерно. "Преодоление препятствий" - это нечто само собой разумеющееся, на этом не следует специально акцентировать внимание, они лишь возможны, потенциальны. Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой - все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.
Механизм правового регулирования - организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений. В связи с тем, что механизм правового регулирования - сложное понятие, включающее систему правовых средств, возникает потребность отграничить его от другой не менее сложной категории, как, например, "правовая система". Тем более что, на первый взгляд, у них весьма схожие определения. Так, под правовой системой обычно понимают совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении (Н.И. Матузов). Названные категории соотносятся как часть (механизм правового регулирования) и целое (правовая система), ибо правовая система - более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией "механизм правового регулирования" и другие категории: "право", "юридическая практика", "господствующая правовая идеология". Понятие механизма правового регулирования позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, обозначить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества. Именно неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного момента предполагает и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения. Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования: 1) норма права; 2) юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт); 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент). В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др. Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию. Более того, именно в рамках тех или иных стадий вышеназванные элементы только и могут осуществляться. Поэтому пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами. 1. На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.). Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права. 2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве "спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу". Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый "последний момент". Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов граждан. Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму. Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи. Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п. Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт. 3. Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов. Правоотношение конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение. 4. Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей. 5. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения. Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты. Эффективность правового регулирования - это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. В современных условиях можно выделить следующие направления повышения эффективности правового регулирования. 1. Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в механизме правового регулирования, т.е. повысить уровень вероятности в достижении ценности и снизить уровень вероятности в воспрепятствовании этому процессу. 2. Совершенствование правоприменения "дополняет" действенность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизм правового регулирования. Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои "слабые стороны": нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил) - в произвол. Вот почему механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение - учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права. 3. Повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укрепления законности и правопорядка. Интересы человека - вот главный ориентир для совершенствования элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен быть социально ценным по своей природе, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.

Антидемократический режим характеризуется отсутствием основных признаков демократического режима, либо их фиктивностью. В ряду недемократических режимов выделяют режимы авторитарный (жесткая централизованная система власти при некоторых элементах демократии), тоталитарный (полный контроль государства над всеми основными сферами жизни общества), а также некоторые другие специфические виды режимов - фашистский, диктатура пролетариата и пр.

Авторитарный режим характеризуется тем, чтогосударственная власть реально не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что могут существовать представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Оппозиция при авторитаризме не допускается. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются.

Если руководство государства формируется вследствие военного или государственного переворота, то устанавливается режим военной диктатуры, при котором к власти, как правило, приходят военные. Управление осуществляется сильной харизматической личностью – лидером. Его влияние очень значительно, однако решения он принимает с учетом мнения команды. При этом перестраивается правовая система: появляются временные чрезвычайные правовые акты, отменяется действие конституции, формируются новые политические структуры, реформируется судебная система (в крайних случаях появляются военно-полевые суды, расширяется юрисдикция военных трибуналов), усиливается режим исполнительной власти «по вертикали».

Как правило, некоторые из таких военных диктатур, выполнив свою миссию, эволюционирует в XX веке в демократические режимы, в том числе с монархической формой правления. Но история знает, – и это наиболее типичная ситуация, – резко негативные формы военных диктатур: расправы с инакомыслящими, конфискации имущества и прочие внеправовые методы.

Деспотический режим (от греческого «despotia» – неограниченная власть) был распространен древнейших государствах азиатского способа производства и характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда неограниченная власть сосредотачивалась в руках одного лица - деспота.

Этот режим характеризовался крайним произволом в управлении, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. В деспотическом государстве доминируют карательная, уголовная, жесткая налоговая политика по отношению к народу. Осуществляется жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Наказания при этом самые суровые и изощренные, применяются пытки (колесование, четвертование).

Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке словом, в государствах «азиатского способа производства», рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах.

Тиранический режим, являясь разновидностью деспотического, также основан на единоличном правлении, возник в древности. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестоких способов, с помощью которых тиран осуществляет государственную власть.

Тоталитарный режим (от лат. totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:

    монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, т.е. над всеми сферами жизни общества, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей. Права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

    наличие одной официальной идеологии, господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил. Фактически устраняется плюрализм. Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается;

    общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве» власти и народа. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается идеология и практика социального иждивенчества, развивается психология уравнительности.

    государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам и недоступна для контроля со стороны народа;

    доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор, бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества; Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей, например борьбой с врагами народа. Именно на «врагов», «вредителей» списываются экономические беды, обнищание населения;

    милитаризация экономики и общества в целом. Военный сектор в условиях тоталитарной экономики является приоритетным с точки зрения обеспечения научными и материальными ресурсами, остальные направления экономики выступают в качестве производных от военных и рассматриваются в качестве второстепенных. 22

В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Советская форма тоталитарного режима отличается административно-командными методами руководства обществом: закрепление руководящей роли коммунистической партии в политической системе общества; примат интересов государства над интересами личности и отсутствие какой бы то ни было ответственности государства перед личностью; отсутствие системы гарантий обеспечения прав и свобод граждан; засилье командно-бюрократических рычагов управления во всех сферах общественной жизни (в том числе экономике); огромные привилегии чиновников; наличие политической цензуры, ограничение независимости средств массовой информации, преследование лиц, нелояльно относящихся к режиму; и при этом политическая демагогия, навязывание единой государственной идеологии.

Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях – послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Тоталитаризм имеет определенные преимущества при управлении государством за счет быстрых сроков принятия необходимых законов, упрощенных процедур. Но его финальные формы, как об этом свидетельствуют история, представляют печальное зрелище тупика, упадка.

Одну из крайних форм тоталитаризма представляет фашистский режим, который, прежде всего, характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одной наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью, человеконенавистничеством. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма. Впервые такой режим был установлен в Италии (1922 г., лидер Б. Муссолини), а затем в Германии (1933 г., лидер А. Гитлер). В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах, например скинхэды.

В заключении, хотелось бы отметить, что в отличие от достаточно объективных критериев определения формы правления или формы государственного устройства, оценка политического режима конкретного государства является в значительной степени вопросом субъективным, решение которого определяется политической, идеологической, научной позицией того, кто эту оценку производит.

Например, политический режим в СССР образца 1937 года одни называют «торжеством социалистической демократии», а другие – «кровавой коммунистической диктатурой»; политический режим современной России для одних – «демократическое правовое государство», а для других – «олигархический капитализм» или «антинародный оккупационный режим».

Однако, помимо негативных сторон, как показал XX век, такие режимы являются носителями и прогрессивных, и реакционных тенденций и традиций. Современные научные, военно-технические достижения, в частности, в Советском Союзе, формировались именно в военно-промышленном комплексе. Традиционно в СССР производились отличные танки и военные самолеты, аналогов которым не было в капиталистическом мире, вместе с тем мирная продукция (тракторы, легковые автомобили, самолеты гражданской авиации и т.п.) не могла сравниться с западными аналогами. Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу, т.к. управление осуществляется, как правило, централизованно.

Спарта. Имущественное равенство, внешний вид по строгим нормам, как жилище и нравственность. Дети воспитывались в агелах-стадах, если власть позволила им жить. Антидемократический режим так же древен, как и демократический, точнее, стремление к последнему. Потому что демократия - идеал, к которому общество всего лишь на пути, или утопия, которой никогда не достичь. И справедливым кажется мнение, что всякая демократия имеет свои пределы.

Антидемократический режим тоже без «иммунитета» и не раз был свергнут. Иногда распускался самопроизвольно. Древний Египет, католическая Испания в Средневековье, Пруссия - истоки тоталитаризма как основного контррежима демократии.

Разбирая антидемократические режимы (понятие и виды), будем опираться на мнения политологов и историков. Именно работы этих специалистов являются наиболее авторитетными источниками.

Антидемократический режим: понятие

Чем отличает такой режим от демократии? Проще всего такое определение: антидемократический режим - антипод демократии. При таком состоянии государственной и политической жизни в обществе не работает принцип разделения властей, граждане не влияют ни на какие процессы в государстве, никак не участвуют в управлении страной.

Монополия на власть есть только у элитарной группы или одного правителя, а народ лишен ресурсов контролировать её.

Признаки антидемократического режима

Правитель государства не учитывает мнение граждан, да и не спрашивает вовсе. Методы управления - сугубо диктаторские. Сравнивая демократический и антидемократический режимы, обычно отмечают особенности последнего:

  1. Давление над личностью.
  2. Реальные права и свободы человека не реализованы в полной мере или вовсе речь о них не идет.
  3. Диктатура власти.

Есть, конечно, и множество других, мелких отличий, но это основные.

Виды антидемократических режимов

В этом вопросе мнения теоретиков государства и права разнятся. Одни делят антидемократический режим на два вида: тоталитаризм и авторитаризм. Противоположное мнение основывается на положении, что авторитаризм - это часть тоталитаризма, его разновидность. При тоталитаризме происходит монополизация власти, при авторитаризме - тоже, но здесь значение приобретает фактор политического господства одной личности. Поэтому в противовес демократическому режиму стоит тоталитаризм, выраженный разными формами, но с единой задачей.

Тоталитаризм, несмотря на многовековое свое существование, как понятие оформился в двадцатом веке. Противоположная демократии категория включает виды:

  • авторитарный;
  • деспотический;
  • расистский;
  • фашистский;
  • клирекально-фундаменталистский;
  • военно-полицейский;
  • теократический.

Почему так много? Все просто: эти виды сложились под влиянием узурпаторов власти. На что хватило их фантазии и концепций, то и стало содержанием режима.

Деспотический режим

Его еще называют абсолютистским. Формировался такой режим власти с древности и берет начало от монархической формы правления. Правитель управляет, устрашая народ. Проявление недовольства жестоко подавляется, и меры наказания не аргументированы и неоспоримы.

Этот режим проявился на первых этапах становления государственности на Ближнем Востоке и в Южной Америке.

Тиранический режим

Если власть к правителю-деспоту переходит по наследованию, то тиранический режим достигается через захват власти, переворот и смещение законного правителя. Самый яркий пример - режим Пола Пота в Кампучии. Жертвами его правления стали больше трех миллионов человек.

Власть тирана строится на устрашении и превентивном принуждении. Казни, террор, геноцид - очевидные характеристики режима.

Фашистский режим

Власть в руках партийной элиты, которой управляет диктатор. Большинство борется с меньшинством, к которым могут относиться представители какой-либо расы.

В фашистском государстве граждане объединяются вокруг цели - обретение мирового господства. Для её достижения диктатор требует от народа жертвовать и повиноваться. Пример: попытка построить Третий рейх, предпринятая Германией во главе с Адольфом Гитлером.

Реформы в социальной сфере, направленные на улучшение состояния рынка труда или повышение уровня благосостояния, отвлекают людей от прихода новой морали или религии. В той же Германии нацизм «сплели» с христианством и язычеством.

Фашистский режим в современной истории считается самым жестоким и преступным.

Расистский режим

В некоторых чертах сохранялся в США до второй половины двадцатого века. Люди белой расы провозглашались государством и единой властью, главенствующей над чернокожими. Темнокожих считали второсортными. Вешали таблички «Черным вход запрещен» и судили чернокожих пассажиров автобуса, не уступивших место белому человеку. И все это в то время, когда Юрий Гагарин полетел в космос.

Военно-политический режим

Власть, исповедующая такой режим, приходит через военный переворот. В дальнейшем тоже опирается на армию и полицию. Пример: переворот в Того и Пакистане.

Идейным вдохновителем и исполнителем переворота является военачальник. К нему и переходит после власть. Армия становится не частью власти, а самой властью. Правда, обращается к созданию государственных органов. Но они слишком переплетаются, чтобы стать различимыми. Например, в Индонезии созданные госструктуры в основном состояли из военных.

Самый иллюстрированный военный режим создал генерал Пиночет в Чили. Военная хунта с ним во главе правила больше двадцати лет, сделав своими жертвами тысячи чилийцев.

Власть опирается на насилие, загоняя народ в «казарму».

Теократический режим

Этот режим основывается на «божественном» правлении. Властитель отвечает только перед Богом. Религиозный лидер имеет статус пророка или потомка божества. Например, Микадо в древней Японии считался внуком богини. Аятолла Хомейни и король Иордании Адбалла II - потомки пророков.

Религия проникает и влияет на политику, например, в американских штатах Коннектикут и Массачусетс законы содержали тезисы теократии, а в современных демократиях Италии, Испании и Польше политической силой обладает католицизм.

Черты теократического режима проявляются в политике Бутана, Таиланда - на основе буддизма, в Непале - основой теократии там является иудаизм.

Конечно, Израиль наших дней - не теократическое государство, но раввин обладает исключительным авторитетом и политическим весом.

Однако больше других к теократическому режиму склонны исламские государства. Например, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и Оман. Мусульманами управляют правители, восходящие по родовой линии к пророку Мухаммеду и его соратникам. Священнослужители участвуют в принятии политических решений, создаются фетвы - документы, определяющие правило поведения со ссылками на Коран и Сунну.

Теократический режим страхует экономика, укрепленная нефтедобывающей отраслью.

Фундаменталистский режим

Разновидность теократии. Пример: Иран под правительством Аятоллы Хомейни.

Государство и граждане должны вернуться к истокам ислама и мусульманским ценностям. Режим жесток в выполнении цели и бескомпромиссен в борьбе с безбожниками. Писателя Рушди казнили за «Сатанинские стихи».

Насилие правительства над обществом легитимно, власть имеет индульгенцию на жестокость при попрании «предписаний». В таком режиме Запад - абсолютное зло, считается, что будущее только за мусульманским фундаментализмом.

Клерикально-фундаменталистский режим

Тоже разновидность теократической политической системы. Правители не претендуют на родственную связь с Богом или пророками, но, используя веру, становятся у власти государств. Пример, сначала Египет, позже Сирия, Ирак и Ливия.

Авторитарный режим

Антидемократический политический режим с целью укрепить государство, сохранить его целостность, не допустить сепаратизма и создать эффективную экономику, при сосредоточении всей власти в руках одного человека.

Режим характеризуется централизованным управлением и санкционированным государственным насилием по отношению к гражданам. Он не может существовать без всецелой поддержки полиции или армии. Оппозиция власти недопустима.

Интересы государства важнее интересов личности, нарушение прав человека становится нормой. Однако такой режим зачастую пользуется доверием народа.

Антидемократические режимы в Европе

Когда говорят о примерах недемократического режима, то чаще всего в качестве примера приводят только Советский Союз. Но несправедливо не упоминать диктатуры в Европе. Становление антидемократических режимов в Европе в разные годы было характерно для таких стран:

  1. 30-е годы - Австрия, Испания, Португалия.
  2. В 1926 г. в Польше генерал Пилсудский пришел к власти после переворота. Почти через десять лет в стране отменят парламентскую систему и введут авторитарную военную диктатуру.
  3. Югославия, Румыния и Болгария провозгласили «королевскую диктатуру».
  4. Литва, 1927 г. Анастас Сметона стал «вождем нации», используя поддержку армии и терроризм. Разогнал парламент.
  5. Премьер-министр Латвии добился единоличной власти после госпереворота и провозгласил себя «вождем и отцом нации».
  6. Эстония в середине тридцатых годов отдала власть диктатору Константину Пятсу.

Примечательно, что авторитарные государства сразу же начинают активное экономическое сотрудничество с Германией, пропагандируя милитаризм. Прямо не узнать миролюбивых европейцев, которые решили, что только в войне могут проявить свои лучшие качества: боевой дух и преданность вождю.

Вообще, в то время в демократию искренне не верили и совершенно не стеснялись заявлять о своих сомнениях во всеуслышание.

Уинстон Черчилль говорил, что желание строить демократическое общество отпадет после нескольких минут беседы со средним избирателем. Свежо и высказывание Альбера Камю, считавшего, что демократия охраняет только лишь меньшинство. Известна цитата Иосифа Сталина о монополизации Соединенными Штатами Америки самого понятия «демократия», которое трактуется как власть американского народа. И только его.

Антидемократические режимы

Антидемократический режим - такой политический режим, при осуществлении которого государственными органами власти не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан.

Признаки антидемократического режима:

1. Не учитываются интересы личности при управлении государством;

2. Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни (экономической, политической, социальной, культурной, идеологической и др.);

3. Огосударствление всех общественных организаций;

4. Личность лишена каких-либо прав;

5. Реально действует примат государства над правом;

6. Наличие милитаризация общественной жизни;

7. Не учитываются религиозные убеждения населения;

8. Наличие цензуры;

9. Отсутствие политического плюрализма.

Антидемократический режим бывает:

1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные. Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм», опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический», при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

абсолютные и дуалистические монархии;

военные диктатуры, или режимы с военным правлением;

теократию;

персональные тирании.

Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если четко вычленить в нем черты тоталитаризма и демократии.

Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений власти и общества. Эти отношения построены больше на принуждении, чем на убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не существует четко разработанной руководящей идеологии. Авторитарный режим допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с наличием оппозиции.

В настоящее время во многих современных странах мира установились авторитарные политические порядки. Причем немало ученых, как в прошлом, так и в настоящем весьма позитивно оценивали и оценивают данный тип организации власти.

У авторитарного государственно-правового режима существуют свои слабые и сильные стороны. Слабые стороны авторитаризма заключаются в следующем: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

Достоинствами авторитарного режима являются: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.

Тоталитарный режим

Термин тоталитаризм (происходит от позднелатинских слов "totalitas" - полнота, цельность и "totalis" - полный, целый, всеобщий) - это полный (тотальный) контроль и жесткая регламентация со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Осуществление политического господства над всеми сферами жизнедеятельности общества возможно лишь в том случае, если власть широко использует развитую карательную систему, политический террор, тотальную идеологическую обработку общественного мнения. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2004 - С.32 В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Бенито Муссолини в 1925 г.

Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе "Тоталитарная диктатура и автократия" первыми выделили шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма:

всеобщая государственная идеология;

одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром;

монополия государства на средства массовой информации;

монополия государства на все средства вооружения;

особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;

жестко централизованный контроль над экономикой.

Возникновение тоталитарных режимов было вызвано рядом предпосылок. Среди них наиболее общими считаются сложность перехода ряда стран к индустриальной стадии развития при слабости и неукорененности демократических институтов, атомизация общества в результате быстрого разрушения доиндустриальных социальных структур и институтов, неспособность правящих элит решать проблемы модернизации с помощью механизмов права и свободного рынка. Как отмечает И.Н.Рассоха, в каждом случае роль и место этих факторов, их сочетание различны. Но их успешное использование тоталитаристскими силами стало возможным только в чрезвычайных обстоятельствах, близких к национальной катастрофе. Таковыми стали первая мировая война, а затем жестокий мировой экономический кризис конца 20-х годов. Именно страны, наиболее сильно затронутые историческими катаклизмами, оказались в конце концов во власти тоталитаристских сил.

В зависимости от господствующей идеологии и особенностей политической практики тоталитарные режимы подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) стал исторически первой и классической формой тоталитаризма. В нем черты тоталитаризма представлены в наиболее полном виде. Вместе с тем необходимо учитывать, что коммунизм вырос из вековой мечты человечества о всеобщем равенстве, социальной справедливости и разумно организованной общественной жизни. В коммунистической идеологии содержатся гуманные, имеющие общечеловеческий характер ценности. К тому же с середины 50-х годов произошла либерализация этого режима, и он почти не прибегал к массовым репрессиям.

Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922 г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. В государстве влиятельные позиции сохранили король, аристократия, офицерский корпус и церковь. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти.

Национал-социализм как реальный политический и общественный строй утвердился в Германии в 1933 г. Это весьма консолидированный тоталитарный режим, многое заимствующий у советского коммунизма, в частности формы организации тоталитарной партии и государства. Главной целью он провозглашал мировое господство арийской расы, для достижения которого стремился к крайней милитаризации и безудержной военной экспансии, к геноциду в захваченных странах и территориях.

Таким образом, главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).

Тоталитаризм в его коммунистической форме оказался наиболее жи-вуч. В отдельных странах он существует и сегодня. История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей, например победы в войне, оборонного строительства, индустриали-зации общества и т.д. Некоторые авторы рассматривают тоталитаризм да-же как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран.

Коммунистический тоталитаризм приобрел значительную популяр-ность в мире благодаря своей связи с социалистической идеологией, со-держащей многие гуманные идеи. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жес-токим подавлением всякой оппозиции.

И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это обще-ство-самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребле-ния большинства населения.

Тоталитаризм - закрытое общество, не при-способленное к своевременному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. Его адаптивные возможно-сти ограничены идеологическими догмами. Сами тоталитарные руководи-тели являются пленниками утопической по своей сути идеологии и пропа-ганды.

2.4 Сравнение общих характеристик основных политических режимов

В зависимости от задач политологического анализа можно выбрать одну из многих классификаций. В данной курсовой работе были рассмотрены следующие политические режимы: демократический, либеральный, авторитарный и тоталитарный. Поэтому сравнение будем проводить непосредственно по ним (табл.1).

Таблица 1

Сравнение основных политических режимов

Критерии

Демократия

Либерализм

Роль государства

Полное вмешательство государства во все сферы жизни общества.

Жесткий контроль за политической сферой, но невмешательство во внеполитические сферы жизни.

Народ устанавливает рамки "вторжения" государства в различные сферы жизни.

Власть осуществляют партии, социальные группы и ассоциации

Характер партийной системы

Однопартийная политическая система.

Существование неполитических структур.

Многопартийная политическая система.

Многопартийная политическая система

Развитость гражданского общества

Гражданское общество полностью подчинено власти.

Гражданское общество неподконтрольно власти.

Равноправие всех граждан.

Невмешательство государства в частные дела граждан, в право собственности и социальные отношения

Соблюдение прав и свобод человека

Реализация в полном объеме социально-экономических прав. Ограничение свободы слова.

Попытки выразить общенациональный интерес.

Гарантии основных прав и свобод человека.

Приоритет индивидуальных прав и свобод граждан

Отношение к рыночным экономическим механизмам

Огосударствление экономики. Командно-административная система управления.

Частная собственность, конкуренция

Рыночная система управления экономикой. Конкуренция.

Частная собственность. Государство только устанавливает общие рамки свободной конкуренции между производителями, условия экономической жизни

Идеологическая ситуация

Насильственное политическое господство.

Культ личности вождя.

Диалог народа с властью. Политический плюрализм.

Культ личности каждого отдельного индивида, в центре внимания защита его естественных прав и свобод от вмешательства властей

Итак, мы рассмотрели основные политические режимы, которые наиболее часто встречаются в жизни каждого отдельного государства. Тем не менее, в чистом виде нельзя встретить ни один из них. Так, например, в демократическом обществе можно увидеть нотки авторитаризма в отдельных сферах жизни и т.д. Как правило, эволюция политических режимов такого, что один режим сменяется другим либо посредством революционных движений, либо как логическое завершение старой системы. Об этом нам наглядно иллюстрирует история Российского государства. Что мы и рассмотрим в следующей главе настоящей курсовой работы.