Смазка Литол-24 особенности, отличие от Солидола и чем заменить

Смазка Фиол

Когда в 70-х годах в СССР развернулось производство лицензионных легковых автомобилей ВАЗ, параллельно решался вопрос и об обеспечении этих машин необходимыми продуктами автохимии. В частности, заправку консистентными смазками вначале проводили оригинальными составами Jota-1, Jota-2 и Jota-3. Затем было признано целесообразным перейти на отечественную продукцию. Так появилась линейка пластичных смазок Фиол, название которых указывает на родство с соответствующими итальянскими аналогами (Фиол – от Fiat и olive).

Общие особенности смазок Фиол

Нюансы в составах линеек Фиол и Jota нелегко обнаружить даже специалисту, но это и не важно: основные компоненты там и там практически совпадают, некоторая разница имеется лишь в технологиях производства составляющих. Характерными чертами пластичных смазок Фиол являются:

  1. Присутствие дисульфида молибдена как противозадирного компонента смазки.
  2. Сниженный процент загустителя: это снижает мускульные усилия водителя для управления автомобилем.
  3. Адаптированность под конструкции легковых автомобилей с точки зрения допускаемых нагрузок, предела прочности на срез и т. д.
  4. Удобство применения при использовании шприцев, в частности, малые колебания вязкости при изменении внешней температуры.

Взаимозаменяемость минеральных смазок Фиол с другими отечественными продуктами аналогичного назначения ограничена.Например, в некоторых руководствах допускается замена рассматриваемой смазки на такой аналог как Литол-24.

Фиол-1

Консистентная смазка, производство которой ведётся в соответствии с требованиями ТУ 38.УССР 201247—80. Продукт марки Фиол-1 характеризуется повышенной пластичностью, и неплохо противостоит пониженным температурам (правда, и несущая способность у него меньше, чем у других смазок этой линейки).

  • Род загустителя – литиевое мыло.
  • Применяется для температур -40 ° С …+120 ° С.
  • Разжижение (соответственно ГОСТ 6793-74) наступает при 185 ° С.
  • Параметр кинематической вязкости, Па·с – 200.
  • Сопротивление внутреннему сдвигу, Па, не меньше – 200.

Применение смазки Фиол-1 рекомендовано для таких автомобильных узлов как управляющие тросы малого (до 5 мм) диаметра, нижние центральные шарниры рулевого управления, трансмиссионные валы.

Фиол-2У

Универсальная консистентная смазка, производится в соответствии с требованиями ТУ 38 101233—75. Характеризуется повышенным процентным содержанием дисульфида молибдена, что увеличивает противоизносные свойства продукта без ущерба для прочих параметров, которые составляют:

  • Загуститель – металлическое мыло на основе литиевых солей.
  • Область применения: -40 ° С …+120 ° С.
  • Граница разжижения (по ГОСТ 6793-74) соответствует 190°С.
  • Значение вязкости, Па·с – 150.
  • Удельное сопротивление сдвигу внутренних слоёв, Па, не ниже – 300.

Повышенное содержание MoS2 ускоряет приработку подшипниковых пар. Фиол-2У эффективна также для других узлов трения, испытывающих средние нагрузки.

Фиол-3

Технология производства и свойства смазки Фиол-3 должны соответствовать нормам ТУ 38.УССР 201324—76:

  • Тип загустителя – высокомолекулярное мыло из солей лития.
  • Сфера использования: -40 º С …+120 ° С.
  • Начало разжижения (по ГОСТ 6793-74) – не ниже 180 ° С;
  • Удельное сопротивление внутреннему сдвигу, Па, не менее – 250.

Пластичная смазка Фиол-3 используется для применения в узлах трения транспортных механизмов, нагрузки на которые не превышают 200 Па.

Нормативный ряд консистентных смазок Фиол отвечает условиям N.L.G.I. (нормы Американского института смазочных материалов).

Что такое Литол-24? Чем отличается от Солидола и чем можно заменить?

Среди пластичных смазок широкое распространение получили литиевые – литолы. Их стандартной рецептуре несколько десятилетий, автопром за эти годы изменился существенно, в отличие от технологии производства густой «классики». Чем хорош литол и применим ли в современных авто? Давайте разбираться.

  1. Что такое Литол?
  2. Внешний вид и цвет
  3. Консистенция
  4. Состав смазки
  5. Стандарты и ГОСТы
  6. Спецификации
  7. Допуски
  8. Основные свойства
  9. Технические характеристики смазки
  10. Классификация Литолов
  11. ЦИАТИМ-201
  12. ЦИАТИМ-202
  13. ЦИАТИМ-203
  14. Литол-24
  15. В чем их отличие
  16. Область применения Литол-24
  17. Особенности применения
  18. Где применяют Литол?
  19. Где еще можно применить?
  20. Какой расход Литола?
  21. Инструменты для использования
  22. Преимущества и недостатки
  23. Плюсы
  24. Минусы
  25. Почему смазка Литол-24 популярна у водителей?
  26. Список надежных производителей
  27. Формы выпуска и артикулы
  28. Сроки и способы хранения
  29. Меры предосторожности
  30. Аналоги и конкуренты
  31. Аэрозольные литиевые смазки
  32. WD-40 SPECIALIST
  33. Чем заменить Литол?
  34. Зачем заменять Литол?
  35. Заключение
Читайте также:  Логотип Opel, эмблема Опель - Авто-домовой - автоновости для автолюбителей

Что такое Литол?

Литол – это самая известная в России и странах СНГ универсальная консистентная смазка на литиевом загустителе.

Внешний вид и цвет

Лубриканты на литиевом мыле бывают разных цветов. Этот параметр зависит от присадок и красителей, которые вводит производитель. Автовладельцы упоминают о белом и бордовом (вишневом), синем и зеленом Литоле. Однако по стандарту спектр его оттенков – янтарный: начинается светло-желтым и заканчивается коричневым.

Нехарактерный цвет должен насторожить: либо перед вами не Литол, либо его состав не соответствует нормам.

В СССР смазка была прозрачной. Изменение и добавление компонентов влияет на эту характеристику – материал мутнеет. Прозрачность современного Литола может различаться у разных изготовителей, но не влияет на свойства продукта.

Консистенция

Смазочные материалы семейства литолов – однородные, плотные.

Консистенция по ISO 2137 – полутвердая.

Содержимое упаковки похоже на густую мазь и выглядит, как вазелин или вареная сгущенка. У оригинального Литола характеристики вязкости тяготеют к классу 3 по NLGI.

Состав смазки

  1. основу Литола составляет смесь минеральных масел со значением вязкости 60-75 мм 2 /с (при 50°С).
  2. база загущается гидроксидом лития с оксистеариновой кислотой или ее глицеридом. Доля загустителя в среднем – 10-13%.
  3. в классический состав входят также антиоксидант дифениламин (0,5%) или неозон-Д (0,7%) и вязкостная присадка – полиизобутилен П-20 (4%).

Стандарты и ГОСТы

Технологию изготовления, состав и свойства литиевых смазок регулируют государственные стандарты или технические условия: например, Литол 24 – ГОСТ 21150-87 (переиздан как ГОСТ 21150-2017). Этот же стандарт описывает модификацию Литол-24РК, предназначенную для консервации узлов трения.

Спецификации

  • NLGI – 3;
  • DIN 51 502 – K3K-40.

Допуски

  • МВК Госстандарта РФ № 814/422;
  • OEM допуск ФИАТ–ВАЗ 55588.

Основные свойства

Смазка не содержит в составе воды и проявляет отличные влагостойкие и антикоррозийные свойства.

Литолу присуща повышенная устойчивость к сдвигу, химическому воздействию и перепадам температуры. Он является диэлектриком.

Эксплуатационные характеристики сохраняются при температуре от ‑40°С до +120°С, кратковременно – при +130°С. При морозах -30°С и ниже Литол может загустевать, но нагрев обработанных им узлов в процессе работы восстанавливает его свойства. Плотность материала неизменна при нагреве.

Материал горюч! Вспыхивает в закрытом тигле при 183°С, в открытом – при 199°С. Температурные пределы воспламенения от 250°С до 364°С.

Технические характеристики смазки

Базовые параметры Литола по ГОСТ представлены в таблице.

Наименование Значение
Коллоидная стабильность (% выделяемого масла), max 12%
Испаряемость(t 120°С), max 6%
Температура каплепадения, min 185°С
Плотность (при температуре 15°С) 892 г/см3
Число пенетрации (t 25°С) 220-260
Динамическая вязкость(t-20/0/50°С при среднем градиенте скорости деформации 10/10/100 с-1) 650/280/8 Па·с
Предел прочности (t 20/80°С) 500-1000/>200 Па
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH, max 0,1%
Массовая доля механических примесей, max 0,05%
Нагрузка сваривания Рс, Н(кгс) 1410 (141)
Критическая нагрузка Рк, Н(кгс) 630 (63)
Индекс задира 28
Изменение объема/твердости резины (марка26-44),% ±8

Значения параметров продукта разных производителей могут отличаться.

Классификация Литолов

Семейство литолов представлено несколькими популярными марками ЦИАТИМ и Литол 24. Все смазки трехкомпонентные (база, загуститель, наполнитель), многоцелевого назначения.

ЦИАТИМ-201

Простейшая морозостойкая смазка на базе минерального масла со стеаратом лития и антиокислительной присадкой. Разрабатывалась для широкого применения. Стандарт ГОСТ 6267-74.

ЦИАТИМ-202

Всесезонная смазка на основе трансформаторного и авиационного масла с литиевым мылом высших жирных кислот и антиоксидантом. Схожа по составу с Циатим-201. В большинстве случаев эти смазки взаимозаменяемы. Стандарт ГОСТ 11110-75.

ЦИАТИМ-203

Морозостойкая смазка на базе трансформаторного или веретенного масла с литиевым мылом саломаса, противозадирной и вязкостной присадками. По качествам превосходит упомянутые. Стандарт ГОСТ 8773-73.

Литол-24

Всесезонная универсальная смазка на основе минеральных масел с возможной примесью синтетики, загущенной литиевым мылом, с вязкостной присадкой и антиоксидантом. Может заменить все перечисленные. Стандарт ГОСТ 21150-87 (21150-2017).

В чем их отличие

Несмотря на схожий состав литольных лубрикантов, их разновидности имеют существенные различия в эксплуатационных характеристиках:

Марка Диапазон температур Механическая стабильность Коллоидная стабильность Предел прочности Другие особенности
ЦИАТИМ-201 от -60°С
до +90°С
Низкая Низкая Низкий Морозостойкость, гигроскопичность, несовместимость с пластмассами и резиной
ЦИАТИМ-202 от -50°С
до +120°С
Низкая Средняя Низкий Морозостойкость, водостойкость, гигроскопичность
ЦИАТИМ-203 от -50°С
до +90°С
Средняя Высокая Низкий Морозостойкость, гигроскопичность, водостойкость, противозадирные свойства
ЛИТОЛ-24 от -40°С
до +120°С
Высокая Высокая Высокий Термоустойчивость, гигроскопичность, водостойкость, антифрикционные и антикоррозийные свойства

Продукты марки ЦИАТИМ ориентированы на суровые погодные условия или эксплуатацию зимой. Всесезонной можно назвать только смазку ЦИАТИМ-202, однако по механической и коллоидной стабильности она значительно уступает ЛИТОЛУ 24.

Область применения Литол-24

Основное назначение Литола – смазывание поверхностей и узлов трения с низкой и средней нагрузкой, а также с повышенной нагрузкой при малых оборотах: протяжных тросов, петель, подшипников, валов, осей, шлицевых соединений, ступиц, суппортов, шарниров.

Особенности применения

В эксплуатации продукта есть несколько важных ограничений:

  • Нельзя применять для смазывания ШРУСов.
  • Нельзя смешивать с силиконовыми смазками и составами на кальциевых загустителях.

Распространено мнение о несовместимости Литола с алюминием и его сплавами, особенно во влажной среде. Официальных предостережений об этом нет, а бытовые опыты не подтверждают разрушительного воздействия.

Где применяют Литол?

Литол широко применяется в обслуживании легковых и грузовых автомобилей, гусеничного транспорта, специализированной сельскохозяйственной, дорожной и иной транспортной техники. Детали, подлежащие обработке этим ГСМ:

  • подшипники скольжения разных типов;
  • закрытые и открытые подшипники каченияходовой части, трансмиссии, подвески и навесного оборудования (ступицы, опоры, поворотные кулаки, полуоси, зубчатые и другие передачи, крестовины кардана заднего привода, муфты, помпы, генераторы и т.д.);
  • резьбовые и шарнирные соединения;
  • направляющие (стеклоподъемники, люк и т.д.);
  • малонагруженные исполнительные механизмы;
  • тросики, тяги и т.д.;
  • электрические колодки и разъемы, клеммы аккумулятора;
  • петли дверей и крышек.

Где еще можно применить?

Помимо автомобилестроения, Литол 24 используют при ремонте и обслуживании железнодорожного и воздушного транспорта, судов, отраслевой спецтехники, промышленных станков и механизмов, электротехники. На тематических форумах встречаются упоминания об использовании смазки для бытовых нужд (смазка для дверных и мебельных петель, электроинструмента).

Какой расход Литола?

Согласно методичке Минтранса России, нормативный расход пластичных смазок для легковых автомобилей он составляет 0,1 кг на каждые 100 л топлива.

Более подробные рекомендации по отечественным авто до начала 90-х указывались в химмотологических картах. Например, в подшипник переднего колеса ВАЗ-2105 закладывается 65 г Литола, в шарниры рулевых тяг – по 15 г и т.д. Сейчас заводы-изготовители не обязаны составлять такие карты, и часто информации о расходе ГСМ нет.

Сошедший с конвейера автомобиль ходит на заводских смазках до 30-40 тысяч км, для дальнейшей эксплуатации рекомендуют заменять их полностью или восполнять выработанный объем.

Сколько Литола закладывать в подшипники, можно вычислить самостоятельно по формуле:

где V – объем смазки (мл), D и B – внешний диаметр и высота (ширина) подшипника (см) соответственно.

Справочник по смазочным материалам

Классификация смазок

В России выпускается более 100 видов смазок. В бывшем СССР до 1979 года наименования смазок устанавливали произвольно. В результате одни смазки получили словесное название, другие номер, третьи — обозначение создавшего их учреждения. В 1979 году был введен ГОСТ 23258-78 (действующий в настоящее время в России), согласно которому наименование смазки должно состоять из одного слова и цифры. Смазки классифицируют по консистенции, составу и областям применения: По консистенции смазки разделяют на полужидкие, пластичные и твердые. Пластичные и полужидкие смазки представляют собой коллоидные системы, состоящие из дисперсионной среды, дисперсной фазы, а также присадок и добавок. Наибольшее применение пластичные смазки получили в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых, винтовых и цепных передачах, многожильных тросах. Наиболее существенными, влияющими на эффективность применения пластичных смазок, являются следующие факторы:

  • особенности узлов трения и условия и условия эксплуатации смазок — температура, нагрузка, скорость перемещения трущихся пар;
  • совместимость смазок с конструктивными материалами;
  • совместимость смазок друг с другом при их возможном смешивании.

Твердые смазки до отвердения являются суспензиями, дисперсионной средой которых служит смола или другое связующее вещество и растворитель, а загустителем -дисульфид молибдена, графит, технический углерод и т.п. После отвердения (испарения растворителя) твердые смазки представляют собой золи, обладающие всеми свойствами твердых тел и характеризующиеся низким коэффициентом сухого трения.

По составу смазки разделяют на четыре группы.

  • Мыльные смазки, для получения которых в качестве загустителя применяют соли высших карбоновых кислот (мыла). В зависимости от аниона мыла смазки одного и того же катиона разделяют на обычные и комплексные (кальциевые, литиевые, бариевые, алюминиевые и натриевые. В отдельную группу выделяют смазки на смешанных мылах, в которых в качестве загустителя используют смесь мыл (литиево — кальциевые, натриево — кальциевые и др.: первым указан катион мыла, доля которого в загустителе большая). Мыльные смазки в зависимости от применяемого для их получения жирового сырья называют условно синтетическими (анион мыла — радикал синтетических жирных кислот) или жировыми (анион мыла — радикал природных жирных кислот), например, синтетические или жировые солидолы.
  • Неорганические смазки, для получения которых в качестве загустителя используют термостабильные с хорошо развитой удельной поверхностью высокодисперсные неорганические вещества. К ним относят силикагелевые, бентонитовые, графитные, асбестовые и другие смазки.
  • Органические смазки, для получения которых используют термостабильные, высокодисперсные органические вещества. К ним относят полимерные, пигментные, полимочевинные, сажевые и другие смазки.
  • Углеводородные смазки, для получения которых в качестве загустителей используют высокоплавкие углеводороды (петролатум, церезин, парафин, озокерит, различные природные и синтетические воски).

В зависимости от типа их дисперсионной среды различают смазки на нефтяных и синтетических маслах. По области применения в соответствии с ГОСТ 23258-78 смазки разделяют на:

  • Антифрикционные (снижение износа и трения сопряженных деталей);
  • Консервационные (предотвращение коррозии металлических изделий и механизмов при хранении, транспортировании и эксплуатации)
  • Уплотнительные (герметизация зазоров, облегчение сборки и разборки арматуры, сальниковых устройств, резьбовых, разъемных и подвижных соединений, в том числе вакуумных систем)
  • Канатные (предотвращение износа и коррозии стальных канатов).

Антифрикционные смазки

К антифрикционным смазкам общего назначения относят солидолы — наиболее дешевые пластичные смазки. Они водостойкие, хорошо защищают металлы от коррозии, имеют достаточно хорошие противоизносные свойства. У них, однако, низкие температуры плавления и механическая стабильность При температурах выше 60 — 70°С используются Na и Са- смазки. В настоящее время их выпуск сокращается в связи с применением в большинстве узлов трения многоцелевых смазок.

Смазки общего назначения

Солидол С

Область применения; относительно грубые узлы трения механизмов и машин, транспортных средств, сельскохозяйственной техники; ручной и другой инструмент, шарниры, винтовые и цепные передачи, тихоходные шестеренчатые и т.п. Хорошие водостойкость, коллоидная стабильность, защитные свойства, узкий диапазон рабочих температур и низкая механическая стабильность (Тр= -30…+65С)

Солидол Ж

Область применения; смазывание узлов трения, качения и скольжения различных машин и механизмов (Тр= -25…+65С)

Графитин

Область применения; тяжело — нагруженные тихоходные механизмы-рессоры, подвески тракторов и гусеничных машин, открытые шестереночные передачи, резьбовые соединения и др. (Тр= -20…+60С)

Графитная Ж

Предназначена для смазывания грубых тяжело — нагруженных механизмов ( открытых шестеренчатых передач, резьбовых соединений, ходовых винтов, домкратов, рессор и др. ). Допускается применять смазку при температуре ниже -20°С в рессорах и аналогичных устройствах. Смазка работоспособна при температурном интервале применения от -20 до 60°С.

Смазки общего назначения для повышенных температур

Смазка 1-13

Смазывание узлов трения качения и скольжения механизмов и машин. Применяется для подшипников электродвигателей, ступиц колес автомобилей и др.

Консталин

Область применения; смазывание узлов терния вентиляторов литейных машин, доменных и цементных печей, подшипников качения на железнодорожном транспорте и др. Водостойкость низкая. Работоспособна при температуре -40…+120°С.

Литин-2

Применяется для смазывая игольчатых подшипников карданных шарнирах и других узлов автомобилей. Работоспособна при температуре -40…+120°С.

Многоцелевые

Многоцелевые смазки можно применять в различных узлах трения (подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и цепных. передачах и т. п.), рассчитанных на использование пластичных смазок. Они во всех случаях могут служить заменой смазок общего назначения и в большинстве узлов трения — смазок общего назначения для повышенных температур. Эти смазки водостойки и работоспособны в широком интервале скоростей, температур и нагрузок, имеют хорошие защитные свойства. Многоцелевые смазки не предназначены для замены морозостойких, термостойких, приборных и других специализированных смазок. В шариковых и роликовых подшипниках допустимо использование пластичных однотипных многоцелевых антифрикционных смазок (Литол-24, ШРУС-4М). Применение указанных типов смазок позволяет сократить расход пластичных смазок, снизить износ оборудования и увеличить срок службы оборудования.

Литол-24, Литол-24 РК

Антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка представляет собой смесь нефтяных масел, литиевых мыл 12-оксистеариновой кислоты и пакета присадок. Смазка имеет хорошие консервационные свойства, хорошо защищает металлические изделия от коррозии. Предназначена для применения в узлах трения колесных, гусеничных транспортных средств и промышленного оборудования, судовых механизмов различного назначения, работающих при температурах от -40 до 120°С (допускается кратковременный нагрев до 130°С ).

Литол-24М

Область применения; узлы трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовые механизмы различного назначения(Тр= -40…+120С). Она достаточно надежно защищает от коррозии, широко используется в качестве единой автомобильной смазки, успешно заменяет солидолы всех типов, Na- и Li-смазки общего назначения. Применение указанного типа смазки позволяет сократить расход пластичных смазок, снизить износ оборудования и увеличить срок службы оборудования.

Фиол — 1

Предназначена для смазывания узлов трения под давлением (через пресс-масленку) и для тросов, имеющих оболочку с внутренним диаметром

  • Производство
  • Качество ОТК
  • Сотрудничество
  • Доставка
  • Закупки
  • Продукция
    • ВНИИСМ 98
    • ВНИИСМ 181
    • ВНИИСМ 221
    • ВНИИСМ 222
    • ВНИИСМ 207
    • ВНИИСМ 301
    • ВНИИСМ 400
    • ВНИИНП 207
    • ВНИИНП 232
    • ВНИИНП 279
    • ВНИИНП 282
    • ЦИАТИМ 201
    • ЦИАТИМ 203
    • ЦИАТИМ 221
    • ЛИТОЛ 24
  • Партнеры
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Статьи
  • Библиотека
    • Справочники
    • Мифы про смазочные материалы
  • Контакты
  • Всероссийский Научно-Исследовательский Институт
    Смазочных Материалов

    195197, г.Санкт-Петербург, ул.Минеральная
    Дом: 13 литер “К”

    Ссылка на основную публикацию
    Сливная пробка охлаждающей жидкости уаз патриот
    Сливная пробка охлаждающей жидкости уаз патриот Охлаждающая жидкость в автомобиле УАЗ Патриот, как и во всех автомобилях с ДВС применяется...
    Сколько стоит баббит б83 или б16 цена за 1 кг лома этой и других марок в пунктах приема
    Что такое баббит Производитель, цена, марка Фото и Видео Баббит представляет собой созданный сплав металлов в искусственных условиях, который обладает...
    Сколько стоит бензин в Японии Цена бензина в Японии 2019
    Цены в Токио ���� сколько нужно денег в 2020 году – Бюджет поездки - TripLinks 33 € (4,163.3 ¥ /...
    Слова, не каждому знакомые что такое райдшеринг, каршеринг и карпулинг
    Райдшеринг ㇐ новый взгляд на путешествия и поездки Срочно необходимо ехать, но так и не вышло достать билет на поезд,...
    Adblock detector