Ремонт деталей рулевого управления ТО и ТР автомобиля

Замена, ремонт и регулировка рулевой колонки ВАЗ 2106, как снять крестовины, инструкции с фото и вид

Рулевое управление автомобиля всегда должно находиться в исправном состоянии. От его функционирования напрямую зависит безопасность управления транспортным средством. При малейших проявлениях признаков неисправностей необходима диагностика, а затем ремонт или замена узла, которые можно выполнить своими руками.

Рулевой механизм ВАЗ 2106

На «шестёрке» используется рулевой механизм червячного типа с передаточным числом 16,4. Он состоит из следующих узлов:

  • рулевое колесо;
  • вал рулевого управления;
  • червячная передача;
  • рулевые тяги.

Рулевая колонка ВАЗ 2106

Основным назначением рулевой колонки является передача вращательного движения от руля на передние колёса. На всей «классике» используются конструктивно одинаковые узлы. Механизм крепится к левому лонжерону на трёх болтах. На верхней крышке расположен болт, при помощи которого регулируется зазор между роликом и червяком. Необходимость в выставлении зазора возникает при появлении большого люфта в механизме. Редуктор и руль между собой соединяются через промежуточный вал, который насаживается на шлицы, предотвращающие его проворачивание.

Устройство рулевой колонки

В картере рулевого механизма установлен червячный вал на двух подшипниках, которые не имеют внутренней обоймы. Вместо внутреннего кольца используются специальные канавки на торцах червяка. Необходимый зазор в подшипниках устанавливается посредством прокладок, которые располагаются под нижней крышкой. Выход червячного вала из корпуса уплотнён манжетой. Со стороны шлицевого соединения на валу есть углубление для болта, соединяющего вал редуктора с валом от рулевого колеса. В зацепление с червяком входит специальный ролик, расположенный на оси и вращающийся при помощи подшипника. Вал сошки на выходе из корпуса также уплотнён манжетой. На него насажена сошка в определённом положении.

На «Жигулях» шестой модели рулевой механизм работает в таком порядке:

  1. Водитель вращает руль.
  2. Воздействие через вал передаётся на червячный элемент, который уменьшает количество оборотов.
  3. При вращении червяка перемещается двухгребневый ролик.
  4. На валу сошки установлен рычаг, посредством которого приводятся в действие рулевые тяги.
  5. Рулевая трапеция воздействует на поворотные кулаки, которые поворачивают передние колёса в нужную сторону и на требуемый угол.

Неполадки рулевой колонки

О появлении проблем в рулевом механизме можно судить по характерным признакам:

  • скрип;
  • люфт;
  • подтёки смазки.

При появлении любого из перечисленных дефектов с ремонтом затягивать не стоит.

Скрипы в колонке

Появление скрипов может быть вызвано следующими причинами:

  • чрезмерный люфт в подшипниках ступицы. Для устранения проблемы необходима регулировка зазора или замена подшипников;
  • ослабло крепление пальцев рулевых тяг. Выход из ситуации — выполнить затяжку гаек;
  • большой люфт между маятником и втулками. Неисправность устраняется посредством замены втулок;
  • износ подшипников червячного вала может проявляться в виде скрипов при повороте колёс. Для решения проблемы производят регулировку зазора в подшипниках или их замену;
  • ослаб крепёж поворотных рычагов. Выход из ситуации — затянуть гайки при прямой постановке колёс.

Течь масла

Подтекание смазки из рулевой колонки на «классике» – явление довольно частое. Обусловлено это следующим:

  • повреждение (износ) сальника на валу сошки или червяка. Проблема решается путём замены манжет;
  • ослабление болтов, фиксирующих крышку картера. Для устранения течи проводят затяжку болтов по диагонали, что обеспечивает герметичность соединения;
  • повреждение уплотнителя под крышкой картера. Потребуется демонтаж крышки и замена прокладки.

Тугое вращение руля

Причин того, что руль вращается туго, может быть несколько:

  • неправильная регулировка развала-схождения передних колёс. Для устранения неполадки придётся посетить СТО и провести регулировочные работы;
  • деформация какой-либо детали в рулевом управлении. Обычно деформации подвергаются рулевые тяги, что обусловлено их низким расположением и механическими воздействиями, например, при наезде на препятствие. Искривлённые тяги подлежат замене;
  • неправильный зазор между роликом и червяком. Необходимый зазор устанавливается специальным болтом;
  • сильная затяжка гайки на маятнике. Выход из ситуации — слегка ослабить крепёж.

Ремонт рулевой колонки

Ремонт редуктора, как и любого другого узла, предполагает подготовку инструментов и следование пошаговой инструкции.

Демонтаж

Из инструментов понадобятся:

  • головка на 17 и на 30 мм;
  • длинный и мощный вороток;
  • монтировка;
  • молоток;
  • трещоточная рукоятка;
  • обычный рожковый ключ на 17.

Процедура снятия узла состоит из таких шагов:

    Выворачиваем болт, фиксирующий вал и рулевую колонку.

Как разобрать

Разборку механизма проводят с целью дефектовки деталей и последующего ремонта. Из инструментов потребуются:

  • большая торцевая головка на 30 мм;
  • ключ или головка на 14 мм;
  • съёмник для редукторных сошек;
  • плоская отвёртка;
  • молоток;
  • тиски.

Процедура состоит из следующих действий:

    Отворачиваем ключом гайку, которой крепится сошка к валу, после чего зажимаем редуктор в тисках.

Ремонт узла

Для дефектовки деталей их промывают в солярке либо керосине. После этого проверяют, в каком состоянии находятся вал червяка и ролик. Они не должны иметь каких-либо повреждений. Вращение шарикоподшипников узла должно быть свободным и без заеданий. Конструктивные элементы подшипников должны иметь нормальное состояние, т. е. быть без следов износа, выбоин и других изъянов. В картере редуктора наличие трещин недопустимо. При выявлении деталей с износом их заменяют на исправные элементы. Манжеты меняются при любых ремонтных работах с колонкой.

Сборка

На внутренние элементы перед сборкой наносят трансмиссионное масло, а сам процесс состоит из таких действий:

    Слегка ударяем молотком по наставке для запрессовки в корпус механизма кольца внутреннего шарикоподшипника.

Видео: разборка и сборка рулевого механизма ВАЗ

Масло в рулевой колонке

Для уменьшения трения между деталями внутри узла в картер заливается смазка. В «Жигулях» для рассматриваемого изделия применяют масло класса GL5 или GL4 при классе вязкости SAE80-W90. Однако некоторые автовладельцы вместо современных смазывающих веществ используют «ТАД-17». В рулевую колонку заливается масло в объёме 0,2 л.

Замена масла

На ВАЗ 2106, как и на другой «классике», смазку в механизме рулевого управления рекомендуется менять раз в 20–40 тыс. км. Более частая замена — это лишь пустая трата времени и денег. Если же было замечено, что масло сильно потемнело, а руль при поворотах стал более тяжёлым, то смазку необходимо заменить в ближайшее время. Из инструментов для работы понадобится:

  • рожковый ключ на 8 мм;
  • 2 медицинских шприца большого объёма;
  • трубка или шланг небольшого диаметра;
  • подходящая ёмкость для слива отработанного масла.

Работа сводится к следующим шагам:

  1. Выворачиваем пробку на редукторе.
  2. На шприц насаживаем трубку и с его помощью высасываем старую смазку, сливая её в ёмкость.

При заливке масла рекомендуется покачать рулевым колесом, чтобы вышел воздух из картера.

Видео: замена смазки в рулевой колонке «Жигулей»

Проверка уровня

Опытные автовладельцы «классики» утверждают, что масло из редуктора подтекает даже при установке нового механизма, поэтому периодическая проверка уровня будет совсем нелишней. Чтобы определить уровень смазки, потребуется выполнить следующие действия:

  1. Протираем ветошью поверхность узла.
  2. Выкручиваем заливную пробку.

Регулировка люфта рулевой колонки

Необходимость в регулировке возникает после ремонта узла или при появлении большого люфта при повороте рулевого колеса. Если в механизме есть большой свободный ход, колёса несколько запаздывают за движением руля. Для проведения регулировки понадобятся:

  • плоская отвёртка;
  • ключ на 19 мм.

Руль выставляем по центру, после чего выполняем следующие действия:

    Ключом на 19 мм отворачиваем гайку, расположенную сверху рулевого редуктора.

Видео: регулировка люфта рулевой колонки на «классике»

Маятник ВАЗ 2106

Маятниковый рычаг или просто маятник — деталь, соединяющая рулевые тяги и рулевой редуктор. Располагается изделие под капотом симметрично рулевому редуктору и крепится на правом лонжероне.

Замена маятника

Как и другие элементы автомобиля, маятник подвергается износу и иногда требует ремонта или замены. О том, что с ним возникли проблемы, свидетельствуют характерные признаки:

  • при езде по неровной дороге слышны стуки;
  • большой люфт руля.

При поломке маятника иногда приходится прилагать большое усилие для вращения руля.

Нужно учесть, что перечисленные симптомы могут проявляться не только при неполадках маятникового рычага, но и при слабой затяжке крепления узла или перетянутой регулировочной гайке.

Как снять

Для демонтажа понадобятся:

  • набор рожковых или накидных ключей;
  • съёмник шаровых пальцев.

Процедуру выполняем в следующей последовательности:

  1. Демонтируем правое переднее колесо.
  2. Отворачиваем крепление пальцев тяг к рычагу маятника.

Ремонт маятника

Ремонт узла сводится к замене втулок или подшипников (в зависимости от конструкции).

Замена втулок

Ремонт проводится следующими инструментами:

  • ключ на 19 мм;
  • тиски;
  • новые втулки;
  • смазка «Литол-24».

Последовательность ремонта такова:

    Зажимаем маятник в тисках. Вынимаем шплинт и откручиваем крепёж.

Дефектовка и сборка

После разборки маятника проверяем состояние всех деталей. На оси и рычаге не должно быть никаких дефектов (следов износа, деформации). Втулки при большом пробеге автомобиля подвергаются выработке. Поэтому их приходится менять на новые. На кронштейне не должно быть трещин и других повреждений. Собирают маятник в обратной последовательности, при этом на ось маятника и отверстие под неё наносят «Литол-24». Регулировочная гайка должна быть затянута так, чтобы сошка вращалась при воздействии усилия в 1–2 кг, приложенного к её концу. Для определения усилия используют динамометр.

Видео: замена втулок маятникового рычага на «классике»

Замена подшипников

При больших пробегах автомобиля подшипники в маятнике начинают закусывать, подклинивать, что требует их замены. Из инструментов понадобится тот же перечень, что и в предыдущем случае, только вместо втулок нужны подшипники. Ремонт состоит из следующих шагов:

    Зажимаем деталь в тиски и откручиваем регулировочную гайку, но не до конца.

При сборке маятника подшипники поджимают таким образом, чтобы вращение было свободным, но без люфта.

Видео: ремонт маятника на подшипниках ВАЗ 2101–07

Отремонтировать рулевой редуктор на ВАЗовской «шестёрке» можно гаражным набором инструментов, состоящим из молотка, ключей и отвёрток. Работа не требует специальных знаний и умений. Ознакомившись с пошаговыми инструкциями, ремонт сможет выполнить даже автолюбитель без опыта. Главное — быть внимательным при осмотре деталей и сборке механизма.

Рулевая колонка и вал. Разборка и сборка

Перед выполнением любых процедур, связанных с рулевым колесом, внимательно изучить меры предосторожности при работе с подушками безопасности. Несоблюдение этого условия может привести к получению травм.

1. Отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи и подождать не менее 30 секунд.

2. Повернуть рулевое колесо так, чтобы управляемые колеса были в положении прямолинейного движения.

3. Выкрутить болты с двух сторон рулевого колеса.

4. Отсоединить разъем, затем снять модуль подушки безопасности (или накладку гудка) (А) с рулевого колеса.

5. Ослабить контргайку, затем снять руль (А) с вала рулевой колонки с помощью съемника рулевого колеса (0956111001).

При снятии рулевого колеса не стучать молотком по нему, так как это может повредить рулевую колонку.

6. Снять верхнюю (А) и нижнюю (В) крышки рулевой колонки.

7. Снять контактную пластину (А) и многофункциональный переключатель (В) с вала рулевой колонки.

8. Снять панель (А).

9. Выкрутить болт, затем отсоединить кардан (А) от шестерни рулевого механизма.

Управление без усилителя: 13

10. Отсоединить все разъемы от рулевой колонки и EPS.

11. Открутить гайки и болты, затем снять рулевую колонку и EPS в сборе.

Момент затяжки: 13 — 18 Н-м.

12. Произвести установку в обратной последовательности.

Перед установкой нанести смазку на все поверхности скольжения.

Не разбирать рулевую колонку и EPS.

1. Выкрутить болт. Затем отсоединить карданный шарнир (А) от рулевой колонки.

Управление без усилителя: 13 — 18 Н-м.

2. Сделать метки на головках специальных болтов (А).

3. Выкрутить специальные болты, затем снять замок зажигания (В) с рулевой колонки.

4. Произвести сборку в обратной последовательности.

1. Проверить рулевую колонку на наличие повреждений и деформации.

2. Проверить соединение на наличие люфта, повреждений и плавность работы.

3. Проверить подшипник на наличие повреждений и износа.

4. Проверить кронштейн на наличие повреждений и трещин.

5. Проверить замок зажигания на правильность работы. При необходимости заменить.

Ремонт узлов рулевого механизма

Разборка рулевого механизма

Перед тем, как приступать к ремонту рулевого механизма, его следует разобрать.

Зафиксируйте рулевой механизм в любых тисках, однако обязательно с мягкими губками. Далее снимаем защитный колпачок и, разжав все болты крепежа внутренних наконечников по направлению к рейке, выкручиваем их и снимаем непосредственно рулевые тяги, а также стопорную пластину и соединительную пластину. Далее демонтируем хомуты крепежа защитного корпуса рулевой рейки, затем снимаем правую опору, и после этого еще и чехол рейки, который располагается на трубе картера самого рулевого механизма.

17-миллиметровым ключом с головкой-восьмигранником откручиваем гайку упора и вытаскиваем оттуда пружину, а также стопорное кольцо. Далее, проворачивая саму шестерню по направлению часовой стрелки (если смотреть непосредственно со стороны вала), сдвигаем упор рейки и в следствии специальными щипцами с закругленными губками, которые вставлены в углубления самого упора непосредственно под пружину, вытаскиваем упор рулевой рейки из картера рулевого механизма. После этого снимаем пыльник и стопорную шайбу с шестерни, 24-миллиметровым ключом под гайку подшипника шестерни привода выкручиваем гайку. Далее, зажимаем вал шестерни привода в мягких тисках и небольшими постукиваниями по картеру при помощи пластмассового молотка вынимаем шестерню из рулевого картера вместе с ее шариковым подшипником. После этого, снимаем шайбу, а также стопорное кольцо и спрессовываем сам шариковый подшипник с его месторасположения — с вала шестерни. Вынимаем рулевую рейку по направлению к снятому ранее защитному колпачку, а в следствии, таким же образом, еще и опорную втулку рулевой рейки.

Проверка деталей рулевого механизма, замена и сборка

После того, как мы успешно разобрали рулевой механизм, можно приступать к проверке его состояния.

Для этого следует промыть все полости рулевого картера, а также все металлические узлы и детали, в керосине. Все возможные резиновые детали или прокладки промываем с теплой водой и протираем простой чистой тряпочкой. Тщательно осматриваем все рабочие поверхности шестерни и рулевой рейки на предмет наличия последствий износа, различных зазоров или царапин. Все имеющиеся незначительные повреждения и неровности следует устранить посредством мелкозернистой шлифовальной бумаги или же при помощи бархатного напильника. Все чрезмерно изношенные или поврежденные и не подлежащие восстановлению детали следует полностью заменить.

Шариковый подшипник обязан вращаться легко, без каких либо заеданий. На всех поверхностях его колец и шариков обязательно не должно быть никаких следов износа или последствий множественных заеданий. Ролики, а также обойма этого подшипника также не должны иметь никаких следов износа или повреждений. При возникновении малейшего сомнения все подозрительные подшипники следует заменить на новые.

Сборка проводиться в обратном порядке (читаем пункт выше Разборка рулевого механизма). Приобрести запчасти для рулевого управление автомобиля вы можете на странице https://autosteering.ru/catalog/rulevoe-upravlenie-1.

Где купить автозапчасти?

Вы являетесь владельцем подержанной машины, транспортное средство время от времени нуждается в ремонте, а вы все время с трудом находите, где купить запчасти?

Неискушенному пользователю, приобретающему автомобиль, произведенный более 10 лет назад, кажется, что необходимые детали можно легко найти в специализированных автомагазинах. Но как только дело доходит до поиска конкретной запчасти, тут же выясняется, что раздобыть её не так-то просто. Но что же делать и куда обращаться, чтобы найти столь нужную часть для автомобиля?

В нашей статье мы постараемся максимально подробно рассказать о вариантах мест, где можно найти хорошие и в то же время не слишком дорогостоящие запчасти.

Первым делом можно заглянуть на авторынок, ведь практически всем автолюбителям известно, что там продаются не только машины, а и запасные части для них. При этом, вы должны быть готовыми к тому, что продавцы предложат вам как новый товар, так и детали, бывшие в употреблении, но по каким-то причинам снятые с автомобиля и выставленные на продажу. В крайнем случае, если у вас строго ограничен бюджет на ремонт и техобслуживание машины или же найти новой запчасти не удается, подойдет и такой вариант.

Оптимальный вариант — интернет магазин «Мастер Сервис». Преимуществ масса:

  • огромные каталоги автозапчастей;
  • каталоги интуитивно и понятно сделаны чтобы облегчит поиск необходимых деталей;
  • новые запчасти по ценам ниже рыночных (магазин не платит за место на рынке или за помещение, что влияет на конечную стоимость автозапчастей);
  • удобно — запчасти вы покупаете дома, не вставая с теплого кресла;
  • быстрая доставка благодаря курьерским службам.

Следующий способ поиска – это газета бесплатных объявлений. Воспользовавшись таким методом, вы сможете не только опубликовать свои объявления бесплатно, а и просмотреть информацию, добавленную другими читателями. Этот вариант стоит того, чтобы на него обратили внимание, ведь в подобных изданиях периодически проскакивают даже объявления о продаже раритетных автомобилей или запасных частей к ним. Что уже говорить о каких-то Жигулях, выпущенных в 80-е годы.

Очередной вариант – это создать темы и опубликовать бесплатные объявления о поиске деталей на городском форуме или страницах онлайн-клуба любителей определенной марки автомобиля. Здесь вам придется проявить некоторую активность, ведь нужно будет отвечать на вопросы читателей и вести свою тему, при этом периодически обновляя актуальную информацию. Речь идет о том, что вы можете искать несколько запчастей одновременно, но через пару-тройку дней часть из них будет куплена и объявление придется подредактировать.

Для поиска необходимых частей для машины можно смело воспользоваться и доской объявлений, куда следует добавить информацию в интересующий вас раздел. Следите только за тем, что доску объявлений желательно выбирать ту, которая рассчитана на работу в вашей области. Согласитесь, ведь вряд ли вы поедете за необходимой запчастью в другой конец страны.

Как вы уже поняли, найти запасную часть даже для самого старого автомобиля не такая уж и большая проблема, главное здесь – это желание и немного старания.

Читайте также:  Нива 4х4 Бронто технические характеристики,комплектации,цены
Ссылка на основную публикацию
Ремонт ДВС — Замена поршневых колец Ремонт ВАЗ 2109-2108
Сборка двигателя автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 1. Очистите нагар по краям постелей блока цилиндров. Очистите от отложений...
Ремонт бетономешалки особенности конструкции, принцип работы устройства, разборка и сборка своими ру
Ремонт бетономешалки своими руками при типичных неисправностях Современные бетономешалки – это надежные изделия и при правильной эксплуатации они служат довольно...
Ремонт блока управления печкой Daewoo Nexia и модернизация системы отопления — TheDreamBag Автомоби
Замена радиатора печки ДЭУ Нексия как снять, какой выбрать, как поставить дополнительный фото и виде 1 В любом современном автомобиле,...
Ремонт деталей рулевого управления ТО и ТР автомобиля
Замена, ремонт и регулировка рулевой колонки ВАЗ 2106, как снять крестовины, инструкции с фото и вид Рулевое управление автомобиля всегда...
Adblock detector