Кутаисский автомобильный завод (КАЗ) — Дальний бой

Советский грузовик; Колхида

Я уже представляю, как некоторые наши читатели, которые помнят этот автомобиль, улыбаются, прочитав название этой статьи. Не спешите. Сначала ознакомьтесь с её содержанием, а уже потом решайте – улыбаться или нет. Очень многие наши читатели – профессиональные шофера неоднократно просили меня, чтобы я рассказал об этой машине и её работе. Думаю, что это ещё будет интересно прочитать молодым автомобилистам потому, что сейчас такой автомобиль — большая редкость и встретить его на дорогах практически невозможно, хотя некоторые, единичные экземпляры, ещё работают. Выпуск автомобилей «Колхида» прекращён. Автомобили Кутаисского Автомобильного Завода, как и сам завод, сейчас стали лишь достоянием истории автопрома СССР.

Итак, «Колхида» — это название серии седельных тягачей (КАЗ-606 / 606А / 608 / 608В) бескапотной компоновки, производившихся на Кутаисском Автомобильном Заводе c 1958 по 1992 год. Разговор у нас сейчас пойдёт о седельном тягаче «КАЗ – 608В». Выпуск этих машин был налажен в Грузии на Кутаисском Автомобильном Заводе им. Серго Орджоникидзе. Этот тягач начал там массово выпускаться с 1973 года и пришёл на смену своему предшественнику — «КАЗ-606» Разработанный в 1963 году, автомобиль «КАЗ-606» стал первым в СССР серийным седельным тягачом с кабиной над двигателем.

Разработка такого автомобиля — с кабиной над двигателем — была заметным достижением конструкторов Кутаисского Автозавода. Правда, у него кабина не поднималась. Доступ к двигателю был, через съёмный капот, находящийся внутри кабины. На «КАЗ – 608» и «КАЗ – 608В» кабина поднималась, и был установлен V-образный восьмицилиндровый двигатель «ЗИЛ – 130» мощностью 150 л/с. На «КАЗ-606» стоял рядный шестицилиндровый двигатель — «ЗИС 157» мощностью 90 л./с., а на «КАЗ-606А» стоял такой же двигатель, только модернизированный – «ЗИЛ – 164А» мощностью 105 л./с.

Большинство других узлов и агрегатов — мосты, КПП и другие комплектующие — тоже были ЗИЛовские. Эти машины были тихоходные, эксплуатационная скорость у них была 60 – 65 км/час. Работали они на низкооктановом бензине марки А–76. На усовершенствованной модификации «Колхиды» — «КАЗ – 608В» — была установлена трёх местная кабина со спальным местом, нового дизайна — прямоугольной формы с резко обозначенными углами. За это шофёры её называли «сервант» или «шифоньер».

Многим водителям, и мне в том числе, больше нравилась старая – более округлая форма кабины. Коробка переключения передач у «Колхиды» была пятиступенчатая, сцепление — однодисковое с демпферными пружинами. Кстати, этот тягач называли «Колхидой» по старой памяти, т.к. на его передней облицовке кабины уже не было надписи «Колхида», как на всех предыдущих модификациях. «КАЗ – 608В» имел два топливных бака по 125 литров. Расход топлива у этого автомобиля был очень высокий и составлял от 40 до 50 литров (бензина А–80) на 100 км, в зависимости от используемого полуприцепа и веса груза. Основными полуприцепами, с которыми эксплуатировалась «Колхида», были универсальные, открытые – бортовые полуприцепы «ОдАЗ-885», грузоподъёмностью 8тн, и цельнометаллические фургоны «ОдАЗ» грузоподъёмностью 12 тн.

Работали «Колхиды» и со специализированной прицепной техникой: цистерны для перевозки молока, вина и нефтепродуктов, скотовозы, самосвальные полуприцепы (корыта) и специальные корзины для перевозки нетоварного хлопка. У нас, в Одессе, такие «хлопковые» полуприцепы использовались для перевозки морских водорослей на агаровый завод. Скорость «КАЗ – 608» и «КАЗ – 608В» возросла до 70 – 75 км/час.

Как мы уже рассказывали в предыдущих статьях, в состав Главного управления «Совтрансавто» входило много автотранспортных предприятий магистральных сообщений, в которых была авто колона международных перевозок, являющаяся филиалом «Совтрансавто». Такие автоколонны, в среднем, насчитывали до 100 автопоездов, а иногда и больше.

Структура АТП МС была такая: автоколонна междугородних перевозок, автоколонна международных перевозок, автоколонна плечевых перевозок и грузовая автостанция. На плечевых перевозках, в основном, использовались седельные тягачи «КАЗ – 608», «КАЗ – 608В» и «ЗиЛ -130В». В процентном содержании это было так – 80 и 20% соответственно. Принцип плечевых перевозок заключался в том, что весь маршрут, по которому следовал груз из точки «А» в точку «Б», разбивался на «плечи». Плечо было такой длины, чтобы водитель за один рабочий день успевал его преодолеть, и в среднем составляло 150 – 200 километров. На границе каждого «плеча» находилась грузовая станция, где оставлялись груженые полуприцепы, следующие в ту и другую сторону. Приехав на такую автостанцию, водитель, отметившись у диспетчера, отцеплял свой полуприцеп и сдавал его под охрану. Потом он получал другой груженый полуприцеп, следующий в попутном направлении, оформлял документы и возвращался домой. Обычно такая работа занимала один рабочий день водителя.

Читайте также:  Lancia Delta - обзор, фото, характерситки Лянча Дельта

Читайте также:

  • Треть грузовиков в России – Советского автопрома
  • Советский автопром: — Грузинский вездеход «Тбилиси»

Это было удобно для шоферов и экономически выгодно для автопредприятия – водителю не надо было выплачивать командировочные и экономилось время, необходимое на погрузочно/разгрузочные работы. За счёт этого значительно повышались показатели «КИП» – коэффициент использования подвижного состава.

Колхида: забытые грузовые автомобили КАЗ

Активно развивавшаяся в советское время кавказская автомобильная промышленность к началу XXI века фактически полностью сошла со сцены, и такие аббревиатуры, как ЕрАЗ (Ереванский автомобильный завод), КАЗ (Кутаисский автомобильный завод) практически ничего не говорят человеку, случайно встречающему их. Между тем работы кутаисских инженеров в свое время оказались новаторскими – но обо всем по порядку.

Кутаисский автозавод: историческая справка

Свою работу завод начал в 1951 году как автосборочное предприятие: первый выпущенный в Грузии автомобиль КАЗ-150 был основан на узлах и агрегатах ЗИС-150, все комплектующие поставлялись из Москвы. Надо заметить, что грузовой парк тех лет состоял в первую очередь из бортовых грузовиков, использование которых во многих отраслях хозяйства было малоэффективным. Поэтому вскоре после начала выпуска КАЗ-150 на его базе были созданы самосвал КАЗ-585 и седельный тягач КАЗ-120.

Вскоре после начала выпуска КАЗ-150 на его базе были созданы самосвал КАЗ-585 и седельный тягач КАЗ-120

Вышедшие далее модели КАЗ также основывались на московских конструкциях. Переименованный после XX съезда партии в ЗИЛ завод создал новую модель грузовика – ЗИЛ-164, в Кутаиси использованную для производства серии автомобилей КАЗ «шестисотого» семейства.

Дальнейшие разработки инженеров КАЗ породили революционную на тот момент модель – первый советский бескапотный грузовик КАЗ-606, получивший собственное имя «Колхида».

Первый советский бескапотный грузовик КАЗ-606

Первая «Колхида» — КАЗ-606

Создание бескапотного грузовика не зря произошло именно на Кавказе: такая компоновка позволила заметно уменьшить колесную базу (2800 мм против 4000 у «базового» ЗИЛ-164) и улучшить обзор из кабины, что на узких горных дорогах было неоценимо. Увеличение объемов грузоперевозок в стране потребовало наращивания выпуска седельных тягачей, поэтому изначально разработанный бортовой грузовик КАЗ-605 в серию так и не пошел: все мощности Кутаисского автомобильного завода были задействованы для выпуска седельной модели КАЗ-606.

Автомобиль КАЗ-606 был способен буксировать прицеп массой до 10,5 т. Увы, практика быстро показала, что использование для этого бензинового мотора ЗИЛ-157К, при объеме 5,5 л развивавшего 90 л.с., стало не самым лучшим выбором: паспортную максимальную скорость в 65 км/ч грузовик в реальности смог развивать только на горизонтальной дороге, на подъемах водителю приходилось сбрасывать несколько передач вниз. Расход топлива же при эксплуатации доходил до 50 литров, при нарушении регулировок карбюратора переходя и эту отметку. Это неудивительно: силовой агрегат разрабатывался для машины с грузоподъемностью 4 тонны.

В крупную серию пошел уже модернизированный вариант грузовика – КАЗ-606А. Его отличал, в первую очередь, форсированный до 110 л.с. мотор ЗИЛ-157КЯ, несколько улучшивший тяговооруженность и ездовые качества грузовика. Первый отечественный бескапотник вышел далеко не идеальным: находящийся непосредственно в кабине мотор, прикрытый легким кожухом, досаждал шумом и вибрацией, попутно добавляя к атмосфере в кабине стойкие примеси паров бензина и выхлопных газов. К этому добавлялось общее низкое качество сборки, породившее поговорку «страшнее тигра или рыси автомобиль из Кутаиси», намертво приклеившуюся и к последующим автомобилям КАЗа.

Тем не менее, созданный кутаисскими инженерами грузовик был новинкой не только по компоновке: о комфорте водителя также не забыли. КАЗ-606 получил полноценный спальник, перенесенный к рулевой колонке рычаг переключения передач позволил расширить полезное пространство в салоне. Так, на этом фото – «Колхида» в модификации со сплошным «диваном»:

Тем не менее, созданный кутаисскими инженерами грузовик был новинкой не только по компоновке: о комфорте водителя также не забыли

КАЗ-606 (КАЗ-606А)

Длина, мм 4905
Ширина, мм 2300
Высота, мм 2370
Колесная база, мм 2800
Клиренс, мм 265
Колея передней оси, мм 1770
Колея задней оси, мм 1740
Масса, кг 3870
Максимальная масса прицепа, кг 10500
Мощность, л.с. 90 (110)

КАЗ-608: самый массовый грузовик из Кутаиси

Развитием идей, заложенных в модель 606, стал грузовик КАЗ-608, с учетом всех модификаций продержавшийся на кутаисском конвейере до конца 1980-х годов. В первую очередь модернизация была вызвана созданием на московском заводе имени Лихачева автомобиля ЗИЛ-130, от которого были взяты двигатель и трансмиссия. Новый автомобиль разрабатывался как грузовик, специально разрабатываемый для горной местности и жаркого климата.

Читайте также:  Необычные советские автобусы

Развитием идей, заложенных в модель 606, стал грузовик КАЗ-608, с учетом всех модификаций продержавшийся на кутаисском конвейере до конца 1980-х годов

Новый двигатель, развивавший 150 лошадиных сил и имевший на треть больший крутящий момент, чем ранее применявшийся, значительно улучшил динамические характеристики грузовика из Кутаиси и позволил увеличить грузоподъемность автомобиля на 5 тонн. На КАЗ-608 «зиловские» узлы устанавливались без-каких-либо изменений, за исключением оригинального воздушного фильтра – бескапотная компоновка потребовала максимально снизить высоту силового агрегата. Другой особенностью стала компоновка выхлопной системы – каждый полублок V-образной «восьмерки» имел собственный выпускной тракт и глушитель. Максимальная скорость грузовика выросла до 75-80 км/ч на ровной дороге.

Кабина автомобиля, хотя и сохранила привычные очертания с характерным разделенным надвое лобовым стеклом, была полностью изменена конструктивно: вместо съемного капота, закрывавшего двигатель, она получила цельноштампованный пол, устранивший просачивание выхлопных газов в салон грузовика. Для того, чтобы иметь возможность получать доступ к мотору для обслуживания и ремонта, был введен механизм откидывания кабины. Несмотря на прогрессивность примененного решения, также использованного в перспективной серии белорусских грузовиков МАЗ-500, его реализация на деле оказалась крайне неудачной и даже опасной: неоднократно были отмечены случаи самопроизвольного срабатывания на ходу, что неминуемо приводило к аварии.

Вместо старого 210-литрового бензобака на раму грузовика были установлены два топливных бака с общей емкостью 250 л. В сочетании со снизившимся расходом топлива это позволило новой «Колхиде» проходить большие расстояния на одной заправке.

В новой кабине рычаг переключения передач был перемещен на пол, благодаря чему значительно уменьшились люфты, которыми успел прославиться КАЗ-606. Для того, чтобы сохранить трехместное сиденье, пришлось сместить двигатель назад, растянув колесную базу грузовика на 100 мм.

Управление КАЗ-608 стало более комфортным по сравнению с предшественником – на грузовике появился гидравлический усилитель руля, также позаимствованный у ЗИЛ-130.

Обновленная версия автомобиля – КАЗ-608В, разработанная в середине 1970-х годов, значительно отличалась внешне: округлые формы кабины сменили более технологичные рубленые, половинки лобового стекла стали взаимозаменяемыми. Исчезла и надпись «Колхида», но привычное название в разговоре сохранилось. Рама и подвеска грузовика были усилены.

Обновленная версия автомобиля – КАЗ-608В, разработанная в середине 1970-х годов

В ряде случаев КАЗ-608 модернизировался: вместо седельного узла на его раму устанавливался самосвальный кузов (обычно снятый с ММЗ-585) или бортовая платформа, также на его базе мелкосерийно выпускалась аэродромная техника: автолифты, топливозаправщики.

В ряде случаев КАЗ-608 модернизировался: вместо седельного узла на его раму устанавливался самосвальный кузов

Качество сборки, увы, не выросло: по-прежнему первым занятием водителя, забирающего новый грузовик с завода, были обязательная протяжка резьбовых соединений и контроль всех узлов, но и это не спасало «колхиды» от частых поломок. Во многих автохозяйствах получила распространение практика переводить на грузовики КАЗ водителей-нарушителей трудовой дисциплины: такое наказание назначалось на разные сроки – от полугода до года.

КАЗ-608 (КАЗ-608В)

Длина, мм 5155
Ширина, мм 2360
Высота, мм 2445
Колесная база, мм 2900
Дорожный просвет, мм 275
Колея передней оси, мм 1800
Колея задней оси, мм 1790
Масса, кг 4000
Максимальная масса прицепа, кг 15500
Мощность, л.с. 150

Последняя «Колхида» — КАЗ-4540

К 1980-м годам КАЗ-608 был уже безнадежно устаревшим автомобилем – прожорливый бензиновый мотор, явно недостаточный для седельного тягача, посредственные качества при езде вне асфальтированных дорог, спартанское оснащение салона. Отсутствие собственной конструкторской школы потребовало от инженеров Кутаисского автомобильного завода совместной работы со специалистами московского НАМИ.

Отсутствие собственной конструкторской школы потребовало от инженеров Кутаисского автомобильного завода совместной работы со специалистами московского НАМИ

Конструкция грузовика была полностью пересмотрена. Вместо бензинового двигателя был установлен дизельный щестицилиндровый мотор, разработанный на Ярославском моторном заводе. Он был связан карданной передачей с восьмиступенчатой коробкой передач, расположенной посередине колесной базы. Она, в свою очередь, была связана с обоими мостами. Благодаря полному приводу и возможности блокировки заднего дифференциала проходимость грузовика значительно выросла – он конструировался в первую очередь для применения в сельском хозяйстве, в частности для сопровождения комбайнов. На пониженной передаче автомобиль мог двигаться по пересеченной местности со скоростью около 2 км/ч, что было достаточно для работы в паре с самоходной сельскохозяйственной техникой.

Читайте также:  Volkswagen Tiguan (2020-2021) цена и характеристики, фотографии и обзор

Изначально на КАЗ-4540 проектировался с самосвальным кузовом c односторонней разгрузкой, но впоследствии появилась и бортовая модификация, а также самосвальная платформа с трехсторонним наклоном. Грузоподъемность автомобиля составила 6 тонн при максимальной скорости до 80 км/ч, расход топлива благодаря применению дизельного двигателя заметно уменьшился. Дополнительно к грузовику мог прицепляться разработанный для него в Балашовском ГКБ прицеп, рассчитанный на 5 тонн груза.

Сама конструкция рамы стала модульной: на несущей раме крепились двигатель и трансмиссия, кузов и гидравлика устанавливались на надрамнике. Гидронасос приводился от двигателя дополнительным карданным валом. На модификации КАЗ-4540-01 гидросистема была дополнена гидравлическим механизмом запирания бортов. Все управление гидравликой осуществлялось переключателями на приборной панели, таким же образом включалась и блокировка дифференциала.

Так как автомобиль не предназначался для дальних рейсов, в его кабине не было спального отделения. Зато он мог похвастать более совершенной печкой и даже штатным отсеком под магнитолу. Органы управления стали современнее. Отдельно стоит упомянуть специфический механизм выжима сцепления: вместо традиционной педали использовалась поворотная.

КАЗ-4540 стал последним автомобилем разработки Кутаисского автомобильного завода: после распада СССР основной потребитель продукции предприятия оказался за рубежом, а внутренний рынок Грузии не нуждался в таком количестве грузовиков (производственные мощности КАЗ были рассчитаны на изготовление 5000 автомобилей в год). Фактически производство грузовых автомобилей КАЗ остановилось в 1998 году. Эксплуатация сохранившихся экземпляров крайне затруднена, так как многие узлы самосвала являлись оригинальными, и найти запчасти на КАЗ-4540 практически невозможно.

Каз 608 самосвал

В 1963 году были изготовлены опытные образцы модернизированного седельного тягача КАЗ-608 “Колхида”. КАЗ-608 был показан широкой публике на ВДНХ в 1964 году. Внешне новый тягач не сильно отличался от КАЗ-606А, но на нем были применены более совершенные агрегаты, в частности двигатель модели КАЗ-608 (ЗиЛ-130Я5) мощностью 150 лошадиных сил.

Кабина на новом тягаче теперь могла опрокидываться вперед, под углом 45 о . Также были использованы мосты от ЗИЛ-130. Внешне облицовка радиатора осталась почти без изменений, за исключением сдвинутых вниз, к бамперу, фар и подфарников. База автомобиля увеличилась на 100 миллиметров. Внутри кабина стала просторнее благодаря смещению двигателя назад и вниз.

Начать серийное производство этой модели удалось только в 1970 году, когда ЗиЛ нашел возможность обеспечивать Кутаисский автозавод двигателями ЗИЛ-130. Характерной особенностью автомобиля КАЗ-608 и его последующих модификаций вплоть до КАЗ-608В2 являлось наличие двух независимых друг от друга глушителей и двух выхлопных труб, то есть каждый ряд V-образного двигателя ЗиЛ-130 имел свою выпускную систему. Как ни странно, еще одним слабым местом Колхиды оказалась откидывающаяся вперед кабина.

Наблюдались даже случаи, когда во время движения кабина самопроизвольно откидывалась на пружинах, что естественно приводило к аварийным ситуациям. Машина имела более приятную переднюю облицовку. С передней части кабины КАЗ-608B исчезло написанное в грузинском стиле слово “Колхида”, а взамен появились три буквы “КАЗ”.

С 1976 года, после изменения конфигурации окон дверей и подкрылков передних колес (они стали трапециевидными), тягачу добавили букву “В”. На автомобиль устанавливался двигатель ЗИЛ-130Я5, емкость каждого топливного бака была изменена до 125 литров. Масса перевозимого груза возросла до 15500 килограмм. Запас хода автомобиля при средней скорости 40 км/ч составил более 700 километров.

С 1976 году программа завода включала только седельный тягач КАЗ-608В с обновленной кабиной. В 1986 году появился последний вариант КАЗ-608В2 с усиленной рамой и подвеской. Были построены опытные образцы “Колхид” с приводом на все колеса по формуле 4х4, однако к 1976 году в производственной программе завода остались только дорожные седельные тягачи, а еще через десять лет появился последний вариант КАЗ-608 В2 с усиленной рамой и подвеской.

“Колхиды” доминировали в парке средних седельных тягачей, эксплуатировавшихся в СССР, однако на экспорт не поставлялись. Бортовой КАЗ-608 остался опытным образцом. Хотя на коротко-базовым шасси этого автомобиля были построены небольшие партии автомобилей-лифтов АЛ-4 и аэродромных топливозаправщиков ТЗ-2, которые успешно эксплуатировались в аэропортах.

Также в Риге был создан автомобильный лифт АЛ-3 на основе доработанного шасси грузовика КАЗ-608. АЛ-3 был предназначен для перевозки и погрузки на воздушные суда съёмного бытового оборудования и контейнеров продуктами питания. Для погрузки грузов в самолёт автомобильный лифт подъезжал перпендикулярно к фюзеляжу. Затем производился подъём кузова. Передняя площадка выдвигалась и по ней производилась погрузка.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Ссылка на основную публикацию
Кун на мтз размеры чертежи фото
Фронтальный погрузчик быстросъем своими руками -p1ai Мини погрузчик своими руками Самоделкин Самодельный мини погрузчик, сделанный умельцем Аликом Мирзаевым, своими руками:...
Куда поехать на Новогодние праздники 2020 — недорого в России с детьми, вдвоем, на машине, на поезде
Куда поехать на Новый год из Волгограда 38-16-22 Парус Новогодние туры из Ростова -на – Дону на 2019-2020 гг. Новогодние...
Куда поехать на новогодние праздники необычно! momomdo Куда поехать
15 мест, куда поехать на Новый год 2020 недорого До Нового года осталось всего ничего. Самое время задаться вопросом, куда...
Купить Вася Диагност (программа на русском и адаптер) на официальном сайте по доступной цене скачать
Galletto 1260 Следующим шагом при проведении чип-тюнинга своими руками является приобретение Galletto 1260 — универсального адаптера-загрузчика и установка его драйверов....
Adblock detector