Введение в теорию личности. Современные теории личности Подходы к классификации теорий личности

В настоящее время в психологической науке существует множество теоретических моделей, описывающих личности à необходимость сопоставления, сравнения, в том числе интеграции последующих знаний à подходы к классификации по ряду критериев.

Подходы к классификации теорий личности на основе положений о природе человека (Л. Хьелл, Д. Зиглер).

Авторы, проанализировав различные теории, выделили ряд параметров, по которым может происходить их сравнение в виде шкал, на которых точкой может быть обозначена позиция той или иной теории по конкретному признаку (критерию).

· Свобода – детерминизм (поведение человека определяется, вызывается чем-то);

· Рационализм – иррационализм (сознание, разум – чувства, эмоции, инстинкты);

· Холизм – элементаризм (личность как целостность – личность как элементы);

· Конституционализм – инвайронментализм (наследственность – среда);

· Изменяемость – неизменность (личность аморфна, изменчива – личность более-менее постоянна);

· Субъективность – объективность (изучает внутренний мир человека – объективные показатели (поведение));

· Проактивность – реактивность (источник активности внутри – источник активности снаружи);

· Познаваемость – непознаваемость (личность познается – личность сложна, познать нельзя);

· Гомеостаз – гетеростаз (стремление к равновесию (психоанализ) – стремление к неравновесию (гуманисты)).

Подходы к моделированию психологического образа человека в теориях личности (В.В. Нуркова, Н.Б. Березенская «Психология», гос.экзамен.).

1. Взаимодействие с миром:

§ Стремление к гомеостазу;

§ Стремление к гетеростазу.

2. Природа человека:

§ Человек от природы плох (человек страдает, он одержим комплексами, а общество не принимает его);

§ Человек от природы хорош (человек стремится развиваться, быть лучше, общество не всегда может его поддерживать);

§ Человек от природы неоднозначен (у него есть и хорошие качества и плохие, общество старается поддержать хорошие и уменьшить плохие качества);

§ Человек от природы нейтрален (общество нейтрален, человек нейтрален, быть функционально адаптивным).

Виды психологических теорий личности:

  1. Гомеостатические
    1. Ориентация на конфликт (человек – плох) à психоанализ.
    2. Ориентация на согласие (человек- нейтрелен) à бихевиоральный, когнитивный.
  2. Гетеростатические
    1. Ориентация на конфликт (человек – неоднозначен) à деятельностный подход (пример – концепция Эльконина (конфликт – развитие)).
    2. Ориентация на согласие (человек – хорош) à гуманистический подход.

Таким образом, каждая теория даёт свое понимание проблемы личности, в связи с чем неадекватно выделять правильные и неправильные теории à все верны, но односторонни è полипарадигмальный характер психологии.

Таким образом, каждая теория рассматривает личность лишь с одной позиции, выявляя соответствующие закономерности à верное истолкование à целостное истолкование личности возможно только при объединении различных взглядов. В противном случае образ будет неточным, фрагментарным.

Существенное в личности à закономерности à основа теории личности.

На самом деле существует невообразимое разнообразие подходов к разработке моделей личности.
По способу объяснения поведения все существующие теории личности делятся на:
- психодинамические,
- социодинамические,
- интеракционистские.
Психодинамические теории описывают личность и объясняют поведение человека исходя из его психологических (внутренних) характеристик. Такие теории больше сосредоточены на особенностях внутренней жизни человека. Социодинамические теории описывают личность через подверженность разного рода внешним ситуациям. Такие теории больше сосредоточены на социальном "Я" человека. Личность рассматривается как социальное лицо человека. Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
Другим основанием классификации теорий личности является способ получения данных о личности:
- экспериментальные теории,
- неэкспериментальные теории.
Экспериментальные теории строятся на анализе и обобщении собранных опытным путем данных. Неэкспериментальные - теории, авторы которых опираются на впечатления, собственные наблюдения и жизненный опыт, делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту. Неэкспериментальные теории часто грешат субъективностью, в них легко просматриваются спекуляции. Экспериментальные теории тоже бывают весьма разными, и в любой экспериментальной теории можно усмотреть субъективную позицию автора.
Также теории личности бывают структурными и динамическими. Первые описывают структуру личности, в центре внимания - комплекс ключевых понятий, их взаимоотношения между собой. Динамические теории рассматривают личность в динамике, такие теории обычно не замыкаются на узком круге понятий, подход авторов - скорее описательный.

Существует очень много разнообразных подходов к классификации теорий и концепций личности. Основаниями для классификации могут быть, например, способ объяснения поведения, способ получения данных о личности, структура личности, различные возрастные периоды в развитии личности и др.

Рассмотрим в общих чертах некоторые из теорий личности, сложившихся во второй половине XX в.

В соответствии с бихевиористской теорией личность – это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Изменяя их, можно программировать человека на требуемое поведение. Основоположник этой теории – американский ученый Д. Уотсон – видел задачу психологии в том, чтобы научиться «просчитывать» и программировать поведение человека.

Согласно теории черт (Г. Олпорт, Р. Кеттелл) люди отличаются друг от друга набором и степенью развитости у них отдельных личностных черт (или мотивов), которые действуют в данный момент и стимулируют поведение человека. Описание личности можно получить на основе, например, тестологического обследования или обобщения наблюдений за данной личностью. Результаты исследования позволили Кеттеллу создать шестнадцатифакторный личностный опросник(16PF), получивший большую популярность во всем мире.

По теории социального научения (А. Л. Бандура и др.) основной причиной индивидуального различия людей является осуждение или одобрение поступков человека другими людьми. Развитие личности происходит условно-рефлекторно в результате наблюдения за поведением окружающих и подражания им.

Одной из наиболее распространенных теорий личности является психоаналитическая теория (З. Фрейд). Впоследствии на ее базе возник целый ряд теорий, который условно можно назвать «теории неофрейдизма». Работая в клинике неврозов известного французского невролога Ж. Шарко, Фрейд познакомился с терапией неврозов. Впоследствии он отошел от гипнотического внушения и перешел к исследованию и интерпретации сновидений, ассоциаций, оговорок, описок, что и явилось основой метода психоанализа. Согласно его теории поведение личности определяется потребностями. Раскрывая характер взаимодействия этих потребностей и возможности их удовлетворения, Фрейд выделяет в структуре личности три компонента: ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»).

«Оно» – бессознательная часть психики, сосредоточие биологически врожденных, бессознательных инстинктов. «Оно» подчиняется принципу получения удовольствия и принципу сохранения внутреннего равновесия.

«Сверх-я» – это носитель моральных стандартов общества, его культурных норм, та часть личности, которая играет роль внутреннего критика человека, своего рода «цензора», его совести.

«Я» старается установить гармонию, равновесие между «Оно» и «Сверх-я», подчиняется нормам и требованиям реальности.

Когнитивная теория (У. Найссер, А. Пайвио) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям. Согласно этой теории человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внешние или внутренние факторы. Напротив, человек анализирует информацию, сравнивает, принимает решения, решает проблемы.

Гуманистическая теория (А. Маслоу) базируется на целостном подходе к анализу личности. Согласно мнению Маслоу основная потребность человека – стремление к самосовершенствованию и самовыражению, или, как он назвал это, – к самоактуализации, процессу постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Маслоу считает, что самоактуализация – это явление врожденное, она входит в природу человека. Человек рождается с потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека, и он должен уметь эти потребности реализовать. Следовательно, самоактуализация – это одна из врожденных потребностей. Созданная Маслоу иерархическая система потребностей (см. рис. 1) является моделью мотивации человека и отвечает следующим принципам:

Чем выше уровень потребности, тем менее жизненно необходимой она является;

Пока не удовлетворены потребности более низкого уровня, высшие остаются сравнительно неактуальными;

С повышением уровня потребности повышается активность человека.

Теории личности в своей истории прожили три этапа:

Философско-литературный,

Клинический,

Экспериментальный.

Философско-литературные теории личности

Начиная с работ древних мыслителей и заканчивая началом девятнадцатого века, появлялись теории личности, в основном направленные на решение вопросов о нравственной и социальной природе человека. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным:

Биология человека,

Его психология,

Имущество,

Поведение,

Культуру,

Принадлежность к тем или иным социальным стратам,

Принадлежность к этносам и т.п.

Клинические теории личности

В девятнадцатом веке к вопросам психологии личности подключились (и весьма эффективно) врачи-психиатры, которые вели систематические и основанные на научном подходе наблюдения за личностью больного. Изучалась, например, и история жизни больного. В профессиональные заключения начинали вклиниваться общенаучные выводы о природе человеческой личности.

Понятия личности сужались, в них включалось больше психологического, связанного с особенностями душевной жизни человека, типичными нарушениями этой душевной жизни, например тревожность, ригидность, заторможенность, возбудимость.

Постепенно определения личности стали настолько рабочими, что можно стало описывать и вполне нормальную, и патологическую личность в рамках одной модели. Однако целый ряд качеств человека не нашел себе места в клинических теориях личности: способности, нравственные качества, интересы и другие.

Экспериментальные теории личности

В первые десятилетия двадцатого века личность стали изучать психологи, которые до этого времени главным образом занимались исследованием познавательных процессов и состояний человека. В то время происходило бурное развитие экспериментальных исследований в психологии, стремительно развивался аппарат экспериментальной психологии.

Большие объемы экспериментальных данных проходили весьма технологичную математико-статистическую обработку, которая преследовала цель более точной проверки гипотез и получения достоверных фактов. Поэтому почти сразу встала задача разработки надежных и валидных тестовых методов исследования нормальной личности.

Классификация теорий личности

На самом деле существует невообразимое разнообразие подходов к разработке моделей личности.

По способу объяснения поведения все существующие теории личности делятся на:

Психодинамические,

Социодинамические,

Интеракционистские.

Психодинамические теории описывают личность и объясняют поведение человека исходя из его психологических (внутренних) характеристик. Такие теории больше сосредоточены на особенностях внутренней жизни человека. Социодинамические теории описывают личность через подверженность разного рода внешним ситуациям. Такие теории больше сосредоточены на социальном "Я" человека. Личность рассматривается как социальное лицо человека. Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Другим основанием классификации теорий личности является способ получения данных о личности:

Экспериментальные теории,

Неэкспериментальные теории.

Экспериментальные теории строятся на анализе и обобщении собранных опытным путем данных. Неэкспериментальные - теории, авторы которых опираются на впечатления, собственные наблюдения и жизненный опыт, делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту. Неэкспериментальные теории часто грешат субъективностью, в них легко просматриваются спекуляции. Экспериментальные теории тоже бывают весьма разными, и в любой экспериментальной теории можно усмотреть субъективную позицию автора.

Также теории личности бывают структурными и динамическими. Первые описывают структуру личности, в центре внимания - комплекс ключевых понятий, их взаимоотношения между собой. Динамические теории рассматривают личность в динамике, такие теории обычно не замыкаются на узком круге понятий, подход авторов - скорее описательный.

Теории личности сильно отличаются между собой по характеру психических феноменов, включаемых в модели: психические свойства ли, черты характера ли, сугубо внешние проявления ли, поступки ли, характерные состояния ли...

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. Факторно-аналитическая модель личности. В ней выделяются следующие интегральные личностные черты: экстраверсия, желательность, сознательность, эмоциональная стабильность, интеллектуальная открытость. Представления о структуре и механизмах функционирования личности, сформированные не в научном исследовании, а в повседневной жизни. В целом имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном исследовании. Подход к личности, описывающий человека через совокупность стабильных личностных черт, определяющих поведение человека одинаковым образом в разных ситуациях.

Полипарадигмальный характер психологии XX в. нашел отра­жение в значительном многообразии теорий, подходов, моделей функционирования и развития личности, сложившихся в рамках различных школ психологической мысли. Множественность опи­саний и интерпретаций личности, как уже отмечалось, объясняется многоаспектностью ее природы. Едва ли обоснованно отдавать пред­почтение одним теориям перед другими, поскольку каждая науч­ная точка зрения проливает свет на вполне определенный и значи­мый аспект индивидуального психосоциального бытия человека.

Возможным критерием классификации психологических уче­ний, стремящихся раскрыть сущность личности как специфиче­ской «формы существования человека» (Д.А. Леонтьев), является их тяготение к одному из двух полюсов концептуализации: к гомеостатическому или гетеростатическому принципу описания. В первом случае личность представляется системой, стремящейся к сохранению устойчивости/стабильности, равновесию или гоме-остазу (от гр. homoidsis - подобный и stasis - состояние). Во втором - это система с тенденцией к гетеростазу, то есть к нару­шению равновесия и нарастанию внутренней напряженности ради развития и выхода на новый уровень функционирования.

Другое существенное различие в подходах определяется преоб­ладанием одного из двух базовых представлений о природе чело­века: 1) об изначальной противоречивости и конфликтности, либо, наоборот, 2) внутренней согласованности личности. Эти два пред­ставления восходят к философским спекуляциям прошлых столе­тий («человек от природы зол», «человек от природы добр», «чело­век человеку волк» и т. д.) и своеобразно модифицируются в со­ставе современных психологических учений.

В соответствии с этими критериями зарубежные теории лично­сти можно условно разделить на четыре основных типа:


* гомеостатические, ориентированные на конфликт; * гомеостатические, ориентированные на согласие; * гетеростатические, ориентированные на конфликт; * гетеростатические ориентированные на согласие.

Гомеостатические теории, ориентированные на конфликт, посту­лируют как данность, что каждый человек в течение всей своей жизни безуспешно пытается разрешить заданное самой природой сущностное противоречие и вернуться в безмятежное состояние равновесия («золотой век», «внутриутробный рай»). Типичным при­мером такой трактовки личности является классическая психоана­литическая теория 3. Фрейда, а также концепции его последовате­лей О. Ранка, Ш. Ференчи, В. Райха и др. Конфликт здесь не только неизбежен в силу изначальной «испорченности» человека, но и жизненно необходим, так как при его отсутствии исчезает источник развития личности.

Гомеостатические теории, ориентированные на согласие,при­держиваются «нейтральной» точки зрения на человеческую приро­ду. В них конфликт уступает место адаптации, ассимиляции и тенденции к сглаживанию противоречий между индивидом и сре­дой. Личность рассматривается либо как система, формируемая со­циумом согласно законам внешней механистической детермина­ции (бихевиоризм),либо как система, активно моделирующая ок­ружающий ее, постоянно меняющийся мир с целью более эффективного приспособления к нему (когнитивный подход,тео­рия Ж. Пиаже).

В теориях гетеростатического типа преимущественное внима­ние уделяется процессам самодетерминации, усложнения органи­зации и совершенствования личности в ходе ее становления (для обозначения всей совокупности этих процессов используется тер­мин «личностный рост»). Авторы таких теорий (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт) провозглашают отличительной характери­стикой, сущностной чертой личности «бескорыстную», изначаль­но творческую активность, проявляющуюся как постоянное стрем­ление развиваться, изменяться и самотрансцендироваться, «вы­ходить за пределы собственного Я». Теории указанного типа могут включать и представления о конфликтных или кризисных ситуа­циях как дополнительных механизмах развития (гетеростатиче­ские теории, ориентированные на конфликт, в частности, теория Э. Эриксона). Личность понимается в них как постоянно «незавер­шенный проект» или как субъект, находящийся в «мучительном поиске себя», собственной идентичности (Э. Эриксон), уникаль­ного смысла жизни (В. Франкл). В ряде гетеростатических кон-


цепций фактором формирования «жизненного проекта» служит система высших ценностей, а идеалом, к воплощению которого стремится личность, - некоторый «универсальный проект» (мо­дели самореализации в гуманистической психологии). В то же вре­мя в альтернативных теориях этот проект признается не задан­ным изначально, а формирующимся в различных видах деятель­ности (деятельностный подход).

Теории гетеростатического типа, ориентированные на согласие, предлагают однозначно оптимистический взгляд на природу чело­века и его жизненный путь, тогда как теории, ориентированные на конфликт, возлагают ответственность за жизненный проект и ис­ход его реализации исключительно на самого человека. В после­дних не подчеркиваются изначально позитивная направленность и предзаданность личностного развития, но широко обсуждается про­блема свободного выбора - из ряда возможных альтернатив - индивидуального пути, отношения, способа разрешения глубин­ных жизненных противоречий.

В отличие от перечисленных выше теорий, содержащих как оп­ределенные допущения о природе человека, так и четкие представ­ления о ядерных и периферических структурах личности, фактор­ные модели основаны на статистическом подходе. Суть данного, сугубо эмпирического, факторного подхода заключается в следую­щем. На первом этапе производятся кропотливые наблюдения над людьми с целью выделения и описания их личностных особенно­стей. Затем данные этих наблюдений выражаются количественно, например, способности кодируются баллами, набранными по соот­ветствующим тестам. Затем вычисляется коэффициент корреля­ции между переменными. Высокий положительный показатель (ко­эффициент) корреляции свидетельствует о том, что переменные проявляются совместно, отрицательный показатель - что присут­ствие одной переменной исключает проявление другой, а низкий или нулевой означает, что зависимость не выявлена. Так, может оказаться, что длина ступни положительно коррелирует с ростом человека и отрицательно - с принадлежностью к женскому полу. Это означает, что человек, который носит большой размер обуви, скорее всего, будет мужчиной высокого роста. Связанные между собой переменные объединяются в факторы. Таким образом, фак­торный анализ позволяет свести большое количество переменных к меньшему числу более фундаментальных величин. Определяется также «вклад» каждой переменной в тот или иной фактор. В ре­зультате устанавливаются общие и наиболее существенные харак­теристики личности, связи между ними и принципы их организа­ции в целостные ансамбли.


4.1.4. Соотношение понятий «индивид», «личность»,

«индивидуальность»

Психологическая сущность человека проявляется по-разному на различных уровнях его бытия. Каждый человек может рассматри­ваться и как представитель вида Homo sapiens, носитель общеви­довых свойств, и как субъект межличностных отношений, и как уникальное, стремящееся к самореализации, творчески выражаю­щее себя существо. По идее В. Франкла, человеческая личность - это сложный многомерный феномен, отдельные аспекты которого могут быть представлены как проекции в плоскостях тех или иных научных дисциплин - биологии, социологии, психологии, однако уникальная целостность личности не сводима ни к одной из этих проекций.

В различных сферах человекознания человек анализируется как индивид (от лат. individuum - «неделимый», то есть далее не разло­жимая на составляющие частица какого-либо целого) - предста­витель hominis sapientis, человеческой общности, который одно­временно вбирает в себя ее наиболее существенные признаки и выделяется из нее в силу своих индивидуальных особенностей. Понятие «индивид» (в значении «отдельный, особенный, выделя­ющийся из множества») было введено в философский дискурс древ­неримским оратором Цицероном. Сегодня, говоря об индивиде, мы подразумеваем человека как носителя общевидовых свойств и оп­ределенного генотипа, на базе которого в течение жизни формиру­ется фенотип. Это единичное природное существо, продукт фило­генетического и онтогенетического развития, являющий собой един­ство врожденных и приобретенных черт.

Первоначально человек выступает как отдельная особь (особа, особый), «случайный индивид» (Маркс), затем как социальный инди­вид, своеобразный «.социальный атом», персонифицирующий не­которую группу, и, наконец, как личность.

Личность не исчерпывается ансамблем индивидных характерис­тик. Ее своеобразие выражается в способности «возвыситься» над уровнем биологической детерминации, определяющим жизнедея­тельность животного мира. По словам М. Шелера, «человек - это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям». В свете этого личность в общефилософском смысле определяется как «центр духа в индивиде» (М. Шелер), как «воплощенный лик» (П. Флорен­ский), то есть в качестве духовной ипостаси человеческой приро­ды, проявления духовного самобытия.


Если в понятии «индивид» фиксируются отнесенность конкрет­ного субъекта к роду человеческому, объективная данность и пре­допределенность некоторых видоспецифичных черт, то «личность» предполагает непрерывное становление и самоопределение, в ней самой усматривается источник ее собственной активности.

Личность выступает в качестве субъекта сознания и самосозна­ния и преимущественно понимается как феномен общественного развития, неотделимый от системы межиндивидных (социальных) отношений, наиболее полно проявляющий свои сущностные свой­ства (характеристики) в общении и деятельности.

Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении пред­ставлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Это отраже­ние всеобщего в единичном. Как писал Гегель, «принцип личнос­ти есть всеобщность».

Кроме того, человек способен достигнуть относительной авто­номии и независимости по отношению к своему культурному ок­ружению, противостоять расхожим мнениям, верованиям, пред­рассудкам и стереотипам. В такой автономии непосредственно вы­ражается человеческая индивидуальность.

Индивидуальность - это неповторимое своеобразие конкретной личности во всей совокупности ее унаследованных и приобретен­ных специфических особенностей. Часто под индивидуальностью подразумевается целостный ансамбль социально значимых отли­чий человека от других людей. Данный термин сочетает в себе такие смысловые нюансы, как «уникальность» и «целостность», иными словами, он указывает на некое единство и самотожде­ственность субъекта, которые немецкий философ Ю. Хабермас вы­разил в понятии «моя концепция меня самого». 1

В зарубежной психологии индивидуальность (понимаемая как своеоб­разие, уникальность и целостность конкретной личности) соотносится с особым, специально-научным термином «самость» (К.Г. Юнг, X. Ко-хут, Г. Олпорт, К. Роджерс).

Самость - это сущностное ядро индивидуальной психики, глубин­ная структура, обеспечивающая цельность и связность человеческого опыта. По К.Г. Юнгу, самость, как эмпирическое понятие, обозначает целостный спектр психических явлений у человека. Она выражает един-

1 Противоположный подход к пониманию личности предполагает акцентиро­вание в человеке его мозаичности и разнородности отдельных характеристик. Целостность эфемерна, человек есть множественность, фрагментарность, и у него, как утверждал Г.М. Гурджиев, «нет индивидуальности... нет единого большого Я. Человек разделен на множество малых «я». Жизнь человеческая подобна калейдоскопу сменяющих друг друга «масок», ролей и состояний.


ство личности и, в то же время, выступает в качестве центрального архетипа коллективного бессознательного (архетип целостности и по­рядка или «архетип архетипов»). Это принцип упорядоченности и струк­туры, определяющий баланс и интеграцию психических содержаний (элементов сознания и бессознательного), придающий целенаправлен­ность и осмысленность индивидуальному существованию. В процессе личностного развития («индивидуации», в терминологии Юнга) Самость постепенно становится основным регулятором и интегрирующим цен­тром психической жизни (или психической реальности) индивида.

Согласно Г. Олпорту, для решения проблемы познания и описания человеческой индивидуальности необходимы конструкты такого уров­ня обобщенности, как эго или стиль жизни, позволяющие охарактеризо­вать личность в ее своеобразии. Поскольку эти термины достаточно неопределенны и содержат семантические неясности, Олпорт вводит новый термин - проприум.

Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящее­ся к росту и развивающееся начало человеческой природы. Это каче­ство, «осознаваемое как наиболее важное и центральное». Речь идет о субъективной части опыта, которую мы можем определить как «мое». Иначе она обозначается как «самость». По Олпорту, проприум охва­тывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства", это некоторая организующая и объединяющая сила, назначение которой - обеспечение и поддержание уникальности человеческой жизни. Олпорт выделил семь различных аспектов «са­мости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости - так называемые проприотические функции. К ним относятся:

1) ощущение собственного тела как телесная основа самосознания;

2) чувство самоидентичности;

3) самоуважение, основанное на осознании успешности в достиже­
нии различных целей;

4) расширение самости за счет осознания внешних объектов как
«моих» или «связанных со мной»;

5) образ Я, способность представлять себя и думать о себе;

6) рациональное управление самим собой;

7) проприативное стремление, выражающееся в постановке и достиг
жении перспективных целей и в процессе самосовершенствования.

Говоря о долгосрочных планах и приоритетных целях личностного развития невозможно обойти стороной проблему ценностных ориен­тиров и мировоззренческих оснований индивидуального бытия. В сво­ем описании зрелой личности Олпорт подчеркивал важность объединя­ющей философии жизни и утверждал, что такая философия основана на ценностях, направляющих усилия человека в поисках порядка и смысла жизни.

Итак, центральными характеристиками индивидуальности могут слу­жить индивидуальный стиль жизни и деятельности, способность к твор-


честву (креативность), система ценностей и смысло-жизненных ори­ентации, уникальное мировоззрение (или жизненная философия).

Понятие «индивидуальность» проясняется при анализе процессов самовыражения и самораскрытия человека и связывается с такой ин­тегральной характеристикой личности, как конгруэнтность (от лат. congraens - совпадающий). В данном случае подразумевается мера или полнота самораскрытия, соответствие между внутренним и внешним, переживание человеком подлинности/неподлинности собственной лич­ности и жизни в целом.

Конгруэнтность, по К. Роджерсу, - это степень соответствия между опытом (тем, что происходит в поле вашего сознания), переживанием (тем, как вы это переживаете), осознаванием (тем, в чем вы отдаете себе отсчет) и выражением (тем, что вы говорите и как вы действуете). При высокой конгруэнтности человек склонен к спонтанному и открытому самовыражению, а его мысли, чувства и действия достигают согласо­ванности. Неконгруэнтность предполагает наличие рассогласования между опытом, осознаванием и сообщением об опыте. Она может пе­реживаться как неподлинность и связана с механизмами психологичес­кой защиты (вытеснение, отрицание и др.). Разнообразные симптомы психопатологии Роджерс рассматривал как специфические формы не­конгруэнтности, связанные с неадекватными установками, стереотип­ными и искаженными представлениями или травматическими пережи­ваниями. Каждый человек испытывает сущностную потребность в согласованности и подлинности.

Наконец, понятие «индивидуальность» сопряжено с конкретно-на­учными терминами «самореализация» и «самоактуализация-», которые занимают центральное место в гуманистических теориях личности.

Согласно теории А. Маслоу, самоактуализация - это процесс всесторонней реализации человеческих возможностей, поступательное движение личности к полноте творческого самораскрытия, актуализа­ция индивидом изначально заложенного в нем природного и духовного потенциала. Самоактуализация относится к числу базовых потребнос­тей человека; фрустрация этой потребности оборачивается различны­ми формами психопатологии. Определяя самоактуализацию как стрем­ление к «вочеловеченности», А.Маслоу полагал, что подлинно здоро­вой может быть признана лишь самоактуализирующаяся личность. 1

Индивидуальность человека проявляется в том особом, уни­кальном способе, с помощью которого он реализует свой личност­ный потенциал, то есть заложенные в нем коммуникативные, познавательные, ценностные и творческие возможности. Ком­муникативный потенциал личности определяется мерой и формами

1 К числу самоактуализирующихся личностей Маслоу отнес ряд выдающихся деятелей культуры, в частности, Б. Спинозу, Гайдна, Гете, У. Уитмена, фи­зика А. Эйнштейна, психологов У. Джемса и М. Вертгеймера; отдельных по­литиков - Дж. Вашингтона, Б. Франклина, Т. Джефферсона, А. Линкольна.


ее общительности, характером, прочностью и продуктивностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. Содержатель­но коммуникативные способности человека выражаются в инди­видуальном репертуаре социальных ролей. Когнитивный (познава­тельный) потенциал личности реализуется в ее способности к по­знанию внешнего (природного и социального) мира и к самопознанию. Он включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека. Аксиоло­гический (ценностный) потенциал личности определяется системой ценностных ориентации, приобретаемой в процессе социализации и выступающей основанием оценки различных жизненных явле­ний и событий. Это вся совокупность идеалов, убеждений и уст­ремлений человека в нравственной, религиозной, эстетической и др. сферах. Речь идет о единстве психологических и идеологиче­ских моментов, сознания личности и ее самосознания, которые интегрируются в своеобразном мироощущении и мировоззрении человека. Творческий потенциал личности - это мера ее конструк­тивности, оригинальности, креативности, то есть умения откло­няться от традиционных схем и стереотипов мышления и нахо­дить качественно новые решения в проблемных ситуациях.

Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуаль­ность» отражено в знаменитом афоризме: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность - отстаивают» (А.Г. Ас-молов).

В конце 30-х годов прошлого века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине этого века сложилось много различных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения обобщающей схемой, представленной на рис. 1.

Рис. 1. Схема классификации современных теорий личности

Если подходить к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этой схемой существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной К.Левином,

где В - поведение; F - знак функциональной зависимости; Р - внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е - социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом:

Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе.

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так:

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула:

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэксперименталъным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают на их основе теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых - преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности , как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности.

Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание : внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.

Воспользуемся этой классификацией для того, чтобы подробнее рассмотреть ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.

3. Психодинамические теории личности .

Как уже говорилось, Г.Олпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт . Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г.Олпорт к построению методики изучения личностных черт.

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа - сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

С помощью данного метода Р.Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. Прежде чем привести примеры черт из этого набора (табл. 1), отметим, что в дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р.Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.