Уроки по физкультуре в начальной школе. Метод кейс-стадии на уроке физической культуры материал по физкультуре (2 класс) на тему

Работаю в школе, не первый год, постепенно стала понимать, уроки становятся однообразными. Как же сделать так, чтобы урок стал необычным, более привлекательным, а главное более интересным для детей? Оказалось не так сложно. Нужно всего лишь взять то, что нравится детям (а это игры, музыка, конкурсы и т.д.) и «приправить» фантазией учителя. После недолгих размышлений и получился этот урок.

Данный урок в предмете физической культуры относится к разделу программы физического воспитания – подвижные игры по теме «Элементы баскетбола» 3 класс. Этот урок является уроком совершенствования и поэтому представляет собой логическое завершение изучения технического выполнения элементов баскетбола, таких как ведение и передача баскетбольного мяча.

При планировании данного урока учитывались возможности детей и их возраст. В течение всего урока обеспечивается высокая работоспособность школьников за счет смены видов деятельности, где чередуются интеллектуальные задания и физические нагрузки.

Хорошая психологическая атмосфера поддерживается за счет доброжелательности, наглядных пособий и музыкального сопровождения. Детям этот урок очень понравился.

Конспект урока по физической культуре.

Класс: третий.

Вид урока: подвижные игры (элементы баскетбола).

Тип урока: урок совершенствования.

Задачи урока :

Образовательные:

  1. совершенствовать технику ведения баскетбольного мяча по прямой (правой и левой руками);
  2. совершенствовать технику передачи баскетбольного мяча двумя руками от груди с отскоком об пол;
  3. совершенствовать технику перемещения приставным шагом.

Оздоровительные:

  1. содействовать развитию физических качеств;

Воспитательные:

  1. воспитывать потребность к развитию физических качеств;
  2. содействовать развитию нравственно-волевых качеств;
  3. содействовать развитию психических процессов;
  4. содействовать эстетическому развитию.

Инвентарь и оборудование: баскетбольные мячи, обручи, конусы, магнитофон (записи из мультфильма «Бременские музыканты»), кубики с рисунком (портрет Принцессы), иллюстрации (герои мультфильма «Бременские музыканты», названия физических качеств).

Ход урока

Содержание материала Дозировка Организационно-методические указания
Подготовительная часть урока
1. Вход учащихся в зал. 7-10 минут
2. Класс, равняйся, смирно. Здравствуйте, ребята. Вольно. Сегодня достаточно холодно на улице. Давайте, улыбнемся, друг другу и у нас будет светло и тепло от наших улыбок. Ведь улыбки и весёлый смех - это здоровье. Сегодня на уроке мы будем совершенствовать элементы одного из олимпийских видов спорта – баскетбола – это ведение и передачу баскетбольного мяча. Кстати летом 2008 г. в Пекине проводились летние Олимпийские игры. Олимпиады проводятся летом и зимой. Уже в феврале 2010 г. будет зимняя олимпиада в Ванкувере, в 2012 г. – летняя олимпиада в Лондоне, а вот в 2014 году будет зимняя олимпиада в России, в городе Сочи. Может, мы увидим кого-нибудь из вас на этих спортивных мероприятиях в качестве участников, если нет, то ничего страшного. Но в любом случае мы должны быть сильными, смелыми и ловкими.
Сегодня на уроке нас будет сопровождать музыка из мультфильмов про бременских музыкантов.
Ну, а те, кто не видел этих мультфильмов, познакомитесь с ними сегодня. Некоторых героев вы можете видеть здесь, в зале. Слушайте задания внимательно и выполняйте их, соблюдая правила техники безопасности.
На стенах спортивного зала висят портреты героев мультфильма «Бременские музыканты». А также плакаты с названиями физических качеств, но прикрытые чистыми листами бумаги.
3. Класс, направо, за направляющим, в обход по залу шагом, марш:
  • обычная ходьба;
Начинаем наш урок с разминки. Повторяйте за мной движения и вспоминайте весёлых охранников короля.
  • ходьба на носках, на пятках, руки на пояс;
  • обычная ходьба;
  • ходьба правым боком, ноги скрестно;
  • ходьба левым боком, ноги скрестно;
  • обычная ходьба;
  • многоскоки с ноги на ногу;
  • приставной шаг правым боком;
  • приставной шаг левым боком;
  • обычная ходьба;
  • ходьба в полуприседе;
  • ходьба в полном приседе;
  • ходьба в полуприседе;
  • обычная ходьба:
  • руки вверх – вдох, опустили вниз – выдох;
Звучит музыка (песня «Ох, рано встает охрана»)
Обратить внимание на осанку.
Обратить внимание на движения ног, руки на пояс.
Помогать руками.

Руки лежат на коленях, смотреть вперёд.
Вдох – носом, выдох– ртом.
Вспоминаем Трубадура, идущего по тропинке и продолжаем выполнять за мной движения.
  • руки в стороны – вращение кистями вперёд назад;
  • руки в стороны – вращение в локтевых суставах вовнутрь и наружу;
  • правую руку вверх, левую вниз – рывки руками на каждый шаг, со сменой рук;
  • руки в замок – показать ладони вверх, вперёд, вниз.
Звучит музыка. (песня «Куда ты, тропинка, меня привела»)
Руки точно в стороны.
Одновременно двумя руками.
Во время рывка небольшой прогиб в поясничном отделе.
Полностью выпрямлять руки в локтевых суставах.
4. Направляющий на месте, класс стой, налево. Музыка останавливается.
Основная часть урока
1. Разминаясь, мы вспомнили некоторых героев мультфильма. С другими персонажами мы встретимся, выполняя следующие задания. Сначала разделимся на пары. Класс, на первый – второй, рассчитайся, в две шеренги, стройся.
При выполнении заданий, вас будет сопровождать музыка. Вы выполняете движения, пока она звучит. Как только музыка прекращается, вы останавливаетесь и возвращаетесь в исходное положение.
27-30 минут Одновременно с объяснением заданий выполнить показ упражнения.
Первое задание – вы будете выполнять ведение баскетбольного мяча в беге по прямой правой и левой руками, до стены и обратно, передаёте мяч своему партнёру из рук в руки и встаёте на его место, а он начинает выполнять задание. А помогать вам будет задорное выступление бременских музыкантов. Первые номера повернулись и взяли мячи. Приготовились, начали. (3-4 минуты) Мяч толкаем от себя. Рука накладывается на мяч сверху, от себя. Бег должен быть обычным. Выполнять ведение без зрительного контроля.
Звучит музыка (песня «Мы к вам заехали на час»)
Второе задание – вы будете выполнять передачи баскетбольного мяча двумя руками от груди с отскоком об пол. Хочу обратить ваше внимание на то, что мяч иногда может быть не послушным и капризным, как героиня следующего музыкального эпизода. Поэтому посмотрите внимательно, как работать с мячом. Мячи у вторых номеров. Первые номера встали напротив вторых. Приготовились, начали. (3-4 минуты) Ноги на ширине плеч. Мяч должен удариться в пол на расстоянии приблизительно одного метра от партнера.
Звучит музыка (песня «Дуэт глупого короля и прекрасной принцессы»)
Третье задание – вы будете выполнять упражнение под кодовым названием «тараканчики» - на самом деле это передвижение в упоре лёжа сзади приставным шагом правым и левым боком, но ещё удерживая баскетбольный мяч на животе. Вторые номера подошли к первым. Ждать мяч нужно в положении стоя. Музыка поможет нам установить движения, какого героя они нам напоминают. Приготовились, начали. (3-4 минуты) Повернуть детей лицом в одну сторону. На примере одной пары показать выполнение упражнения. Обратить внимание на постановку рук и ног.Звучит музыка.(песня «Песня гениального сыщика»)Выяснить, кого же напоминают эти движения. (сыщика)
2. Положили мячи на место. Постарайтесь вспомнить, какими физическими качествами обладали бременские музыканты. Повторим их ещё раз хором: - сила, быстрота, ловкость, выносливость и гибкость. (3-5 минут) Идет перечисление разных качеств. Надо выделить только физические качества.
Одновременно с этим снимаются листы, прикрывающие названия физических качеств.
Сейчас нам нужно пройти проверку на внимание. Поставьте руки на пояс, ноги на ширине плеч, закройте глаза и вспомните ту часть мультфильма, где похищают принцессу.
Приготовились, вспоминаем и слушаем музыку. Итак, кто, что вспомнил? (Дети называют все, что вспомнили.) Молодцы.
У бременских музыкантов было много испытаний и нам сейчас предстоят испытания – это эстафеты. Разделимся на три команды. В одну шеренгу становись. По три рассчитайся. Первые номера построились в одну колонну около конуса с номером один. Вторые номера – около конуса с номером два. Третьи номера – около конуса с номером три.
Минута релаксации.
Играет музыка (песня «Дуэт Трубадура и принцессы»)
Подготовить инвентарь к эстафетам.
Во всех эстафетах побеждает тот, чья команда быстрее и правильнее выполнит задание. За ошибки начисляются штрафные очки.
3. Первая эстафета: похищена принцесса и, чтобы её найти, нужно, нарисовать портрет принцессы, но не кистями, а кубиками, на которых изображён её портрет. Вы должны добежать до конуса, где лежат кубики, взять один кубик, обежать конус и на обратном пути положить его в обруч. Затем вы передаёте эстафету следующему игроку хлопком по руке, а сами встаёте в конец колонны. Последний игрок должен завершить портрет, поэтому старайтесь класть кубики аккуратно. (4-5 минут) На стене висит образец портрета.
Если в конце будет трудно, можно дать возможность всей команде «дорисовать» портрет.
Вторая эстафета: сейчас вы должны показать взаимовыручку, взаимопонимание, волю к победе так же, как и герои мультфильма «Бременские музыканты». Нужно пронести мяч в паре приставным шагом, не уронив обруч. Первые двое встают в обруч, держат мяч руками, а обруч – спиной. Передвигаются приставным шагом до конуса и обратно. Первым меняется капитан. Каждый игрок должен пройти в обруче два раза, поэтому, когда эстафета дойдёт опять до капитана, он ещё раз должен сделать это упражнение. (4-5 минут) Дойдя, до конуса – мяч должен быть над ним. Только после этого можно возвращаться.
Обратить внимание на передвижение приставным шагом.
Третья эстафета: последнее испытание посвящено вам. Хочется посмотреть, как вы преуспели в совершенствовании навыков владения баскетбольным мячом. Нужно выполнить ведение баскетбольного мяча до конуса, выполнить передачу двумя руками от груди в стену с отскоком об пол и с ведением вернуться обратно. Передать мяч следующему игроку и встать в конец колонны.
Подводим итоги. Молодцы. Похлопали.
(4-5 минут) Итоговое совершенствование ведения и передачи баскетбольного мяча.
Заключительная часть урока
1. Бременские музыканты отличались хорошим чувством юмора. Они прислали вам телеграмму, но при передаче телеграммы в ней произошли опечатки. Постарайтесь их исправить. Это пословицы, которые вам могут пригодиться в жизни.

Два сапога – тара.
Ус хорошо, а два лучше.
Один в золе не воин.
Трус своей лени боится.
Трус кормит, а лень портит.
Терпение и пруд всё перетрут.
В здоровом теле здоровый пух.

Молодцы, и с этим испытанием вы справились.
Класс, в одну шеренгу стройся.

3-5 минут Переключить внимание детей.
Дать каждой команде по телеграмме. В течении одной минуты они совещаются. В это время можно убрать инвентарь. По окончании каждая команда называет правильный вариант.
(Два сапога – п ара.
Ум хорошо, а два лучше.
Один в п оле не воин.
Трус своей т ени боится.
Труд кормит, а лень портит.
Терпение и т руд всё перетрут.
В здоровом теле здоровый д ух.)
2. Наш урок подходит к концу. Покажите, понравилось ли вам на уроке с помощью жестов: останьтесь стоять в основной стойке или поднимите руки и помашите. Что вам понравилось? Что запомнилось? Мне бы хотелось, чтобы вы ещё раз назвали физические качества. Надеюсь, что вы их не забудете, и будете продолжать развивать их не только на уроках физкультуры.
Желаю вам во всём успехов. «Работайте над собой всегда: сегодня, завтра и каждый день». Вы все сегодня хорошо поработали, и я хочу передать вам эти медали от «Бременских музыкантов».
На сегодня урок закончен спасибо, до свидания. Класс направо, из зала шагом марш.
Дети перечисляют, что больше всего запомнилось и понравилось на уроке.
Дети называют физические качества, глядя на плакаты.

Урок: «Кейс» технология на уроке физической культуры».

Технологическая карта.

Предмет: Физическая культура

Класс: 3 класс

Тип урока: совершенствования

Тема: ведение, остановки и передача мяча в баскетболе.

Составитель: Бублик Надежда Алексеевна

Дает команду для построения.

Учитель подает свисток на начала урока

В одну шеренгу становись!

Строятся в одну шеренгу.

определяют общие для всех правила

Умение проявлять внимательность и дисциплинированность.

Принимает рапорт.

Физорг сдает рапорт учителю.

Товарищ преподаватель на урок физической культуры построен 3 класс в количестве 22 человека, физорг Ордина Дарья рапорт сдан!

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Физорг Взаимодействует с учителем

Умение проявлять внимательность и дисциплинированность

Актуализация знаний

Дает команду Направо! В обход на лево шагом марш! Взять мячи (заранее подготовленные)!

Ребята!!! Чтобы нам не причинить неудобства своему организму мы сначала сделаем разминку.

Как вы думаете для чего она нужна?

Выполняют команды, шагают и походу берут мячи.

Идут по залу, высказывают свои предположения!

Установят роль разминки при занятиях физической культуры

Планирование учебного сотрудничества учитель-ученик

ставят познавательные задачи

Целеполагание соотнесения того чего не знали и чего можно еще узнать

Учитель проводит разминку.

ОРУ в движении с баскетбольным мячом. Учитель корректирует действия учеников.

ОРУ в движении с мячом:

1. Вращение мяча вокруг туловища вправо, влево.

2. Перебрасывание мяча с руки в руку над головой, с высокой и низкой траекторией.

3. Ходьба выпадами, мяч под вперед

4. Ходьба в полу приседе (мяч за головой)

5. Ходьба в полном приседе (мяч вверху)

6.Ходьба махами ноги, мяч передать под ногой

7. Перебрасывания мяча из-за спины вверх и поймать впереди

Ребята выполняют упражнения, помогают сверстникам в техническом затруднении.

понимают значения знаний для человека, стремятсяхорошо выполнять упражнения

Умение воспроизводить упражнения по шаблону

Выбор наиболее эффективного способов решения задачи

Сознательно выполняют упражнения

Постановка учебной задачи

Учитель дает команду « - на месте стой раз, два!!!»

У кого возникли затруднения??? Как вы думаете почему???

А как сделать так чтоб упражнения получились!!!

Дает возможность повторить не получившееся упражнение на месте.

Дети выполняют команду.

Определяют что у них не получилось, выявляют ошибки, повторяют упражнение в упрощенной форме.

самоопределение

Постановка вопросов в поиске и сборе информаций, выявления проблемы и решения её.

Умение осознанно строить речевое высказывание.

извлекают необходимую информацию, расширяют кругозор.

Коррекция - внесение коррективов в способ действия

Первичное закрепление

Предлагает просмотреть отрывок игры баскетбол

Дает задачу: выявить какой способ работы с мячом чаще всего применяют игроки высшего мастерства.

Дети просматривают видео ролик и ищут решение поставленной задачи.

Умения достаточно точно выражать свои мысли.

Поиск и выделение необходимой информации, умение сжато передать содержания видео.

принимают инструкцию педагога и четко следуют ей.

Обсуждение ролика.

Ребята выявляют что введение и передача мяча самая часто встречающая в баскетболе.

самоопределяются

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Выделение необходимой информации. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Предлагает разбиться на 4 команды (кто с кем хочет) и опробовать увиденные действия на практике.

Дети разбиваются на команды

осознают свои возможности в учении, проявляют упорство в достижении целей.

Планирование учебного сотрудничества ученик –ученик, определяют цели и последовательность выполнения.

Выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи

Саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии.

Показ учителем выполнение упражнения как правильно выполнить двигательное действие и разбивает его по частям, акцентирует внимание на работе рук, ног, туловища.

Коррекция индивидуально каждого ученика.

    Остановка прыжком, у фишек.

    Крест остановка прыжком.

    Крест остановка шагом.

    Остановка шагом и поворот

    Остановка прыжком барабанщик

Дети смотрят и пробуют выполнить двигательное действие с мячом. Помогают партнерам если это необходимо.

Графическое изображение:

Графическое изображение:

понимают значения знаний для человека, стремятся хорошо учиться.

Управление собой коррекция и оценка действий

Понимание и адекватная оценка двигательного действия

Синтез как составление целого из частей.

Предлагает сменить вид деятельности для закрепления двигательного действия.

    Ведение мяча

по прямой с остановками

    Один защитник

и ведение мяча по прямой.

    Тоже с броском в кольцо.

Дети меняют упражнения выполняют двигательное действие и оценивают друг друга.

Графическое изображение:

Каждый для себя делает вывод о правильности его действий

Управление собой коммуникация с защитнеком

Умение подстраиваться к меняющейся ситуации

Контроль в форме сличения способа действий и его результата с учетом его эталона.

Включение знания в систему знаний и повторение

Игра баскетбол.

Акцентирует внимание на передачу мяча и ведения. Осуществляет судейство и соблюдение правил.

Предлагает детям находить правильные решения и совещаться по ходу игры вносить коррективы.

Класс делится на команды и играет в баскетбол по упрощенным правилам

Личностное самоопределение

Общение со сверстниками и работа в команде

Умения структурировать полученные знания на уроках и умение применять их в различных игровых ситуациях.

Волевая Саморегуляция способность к волевому усилию

Рефлексия деятельности

Самооценка на заранее подготовленных листах самооценки.

Учитель командует на построение. Задает вопросы

Какую задачу вы пставили перед собой?

Что получилось, а что нет???

С какими трудностями столкнулись

Где можно применять знания полученные на уроке и для чего???

Рефлексия

Организационный уход с урока.

Смолообразования и нравственное оценивание.

Умение выражать свои мысли

Умение структурировать знания

Выделение и сознание учащимися того,что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Третья четверть

Урок 33
Задачи урока:
1) напомнить учащимся о требованиях к одежде лыжника, проверить наличие лыж;
2) показать, как подобрать лыжи;
3) разучить комплекс упражнений с флажками;
4) повторить выполнение прыжка в длину с места;
5) разучить игру «Гуси-лебеди».
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: флажки (по количеству учащихся), гимнастический мат.
Ход урока. В содержание учебного материала 3 класса входят следующие способы передвижения на лыжах (табл. 5): скользящий шаг, ступающий шаг (для слабых учащихся), попеременный двухшажный ход, спуск в основной и низкой стойках, подъем лесенкой прямо, поворот переступанием вокруг пяток, игры на лыжах, поворот переступанием с продвижением вперед. Включено передвижение на лыжах на дистанцию до 800 м.

Таблица 5

График прохождения учебного материала
для учащихся 3 класса на третью четверть

№ п/п

Номер урока

Место проведения занятий

X
1

X
11

X
12

X
17

X
19

X
20

X
33

34—35

36—37

38—39

41—42

X
43

X
44

45—46

47—48

X
49

X
51

X
52

Команды лыжнику. Выполнение команд

Ступающий шаг (для слабых учащихся)

Скользящий шаг

Попеременный двухшажный ход

Спуск в основной и низкой стойках

Подъем лесенкой прямо

Поворот переступанием вокруг пяток

Игры на лыжах

Поворот переступанием с продвижением вперед

Передвижение на лыжах на инстанцию до 800 м

Условные обозначения: + — материал занятий; X — занятия в зале; — проверочные занятия.

В этом классе продолжается формирование навыка скользящего шага, что дает возможность перейти к обучению попеременному двухшажному ходу.
На совершенствование скользящего шага отводится десять уроков. Обратить внимание на умение учащихся удерживать динамическое равновесие с одновременным отталкиванием ногой. Если у кого-то из учащихся будет получаться одновременный бесшажный ход, то это надо приветствовать. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе занятия лыжной подготовкой сгладить, устранить и перестроить эти нерациональные движения.
Проведение большого количества уроков на изучение попеременного двухшажного хода дает возможность проверить, как учащиеся используют навык отталкивания в скользящем шаге попеременного двухшажного хода. Некоторые учащиеся смогут выполнять одновременный бесшажный ход, в который заложен процесс отталкивания руками.
Занятие по обучению ступающему шагу оставлено в таблице только для слабой группы учащихся.
В 3 классе учащиеся продолжат овладевать спусками в основной и низкой стойках. Одновременно с овладением подъемом лесенкой прямо они будут учиться подъему ступающим шагом. Это достаточно трудный способ, так как часто происходит проскальзывание лыж. Учитель должен убедить учащихся, что при выполнении этого подъема нужно умело пользоваться палками, прикладывать больше усилий при отталкивании ими.
В 3 классе значительно увеличено количество игр и игровых упражнений. Например, включены такие командные игры, как «Лучшие стрелки», «Вот так карусель», «Снегурочка», «Не пропусти мяч», «Столбики», «Спускаемся вдвоем», «Кто быстрее?».
Передвижение на лыжах на дистанцию до 800 м выполняют сильные учащиеся, более слабые проходят расстояние 400—600 м. Проверка скольжения. На занятия в зале отводится семь уроков. Эти занятия включают прыжки в высоту, длину, акробатику, лазанье по гимнастической стенке, упражнения на равновесие. По каждому разделу учебного материала проводятся контрольные занятия.

Урок 34
Задачи урока:
1) рассказать учащимся о требованиях к одежде лыжника; о том, как правильно обращаться с лыжами и лыжными палками;
2) разучить комплекс упражнений 1;
3) провести игру «Гуси-лебеди».
Оборудование: флажки (по количеству учащихся), гимнастический мат, лыжи, лыжные палки, ботинки.
Словарь: лыжи, ботинки, одежда, шапочка.
Ход урока. Построение в одну шеренгу. Расчет по порядку. Сдача рапорта. Медленная ходьба с различным положением рук. Бег в различном темпе. Игра «По местам!» (учащиеся строятся в шеренгу, в колонну по одному строго около своего соседа).
Построение для выполнения упражнений с флажками.

Общеразвивающие упражнения с флажками (комплекс 1)

1. И. п. — основная стойка.
В. — руки в стороны — вверх, посмотреть на флажки; опустить руки в стороны — вниз; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 46, 1 ).

Рис. 46. Общеразвивающие упражнения с флажками (комплекс 1).

2. И. п. — основная стойка, ноги врозь, руки вперед.
В. — поворот туловища влево, левая рука в сторону, вернуться в и. п.; то же вправо; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 46, 2 ).
3. И. п. — ноги врозь, руки перекрестно за спиной.
В. — наклон туловища влево, руки в стороны, вернуться в и. п.; то же вправо; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 46,
3 ).
4. И. п. — основная стойка.
В. — прогнуться, левую руку отвести назад, правую поднять вверх, вернуться в и. п.; то же, но правую руку отвести назад, левую поднять вверх; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 46,
4 ).
5. И. п. — основная стойка, руки в стороны.
В. — присед, руки перекрестно перед грудью вперед, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 46,
5 ).
6. И. п. — основная стойка.
В. — наклон вперед, руки назад (рис. 46,
6 ), вернуться в и. п. Ходьба на месте. Свернуть флажки (по два вместе).
7. И. п. — основная стойка.
В. — прыжки ноги врозь, руки в стороны, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 4—5 раз (рис. 46,
7 ).
8. Вернуться в и. п. (рис. 46,
8 ).
Перестроение в колонну по одному.
Прыжок в длину с места (3 класс, урок 10).
Требования программы по лыжной подготовке. Перед учащимися встают два ученика этого же класса (мальчик и девочка), заранее подготовленные учителем к проведению урока на лыжах.
Учитель обращается к учащимся: «Посмотрите на двух лыжников. Можете задавать мне вопросы. Хочу напомнить, что занятия будут проводиться на улице, уроки будут сдвоенные. К ним надо быть хорошо подготовленными. Для этого вам необходимо подобрать соответствующую одежду: варежки (не перчатки), вязаную шапочку, лыжные ботинки свободные (чтобы можно было надеть две пары носков: хлопчатобумажные и шерстяные), куртку из плотного материала (под куртку можно надеть свитер)».
Учитель показывает лыжи и объясняет, как правильно надеть ботинки и вставить их в крепления, демонстрирует, как выглядят ученик и ученица с лыжами и палками, как скрепляются лыжи с палками для передвижения к месту проведения занятий.
Игра «Гуси-лебеди» (1 класс, урок 11).
Построение. Подведение итогов урока. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Уроки 35—36
Задачи уроков:
1) ознакомить учащихся с переносом массы тела в повороте с переступанием вокруг пяток;
2) продолжить отработку ступающего, скользящего шагов (все учащиеся);
3) закрепить выполнение строевых команд;
4) разучить игры «Кто первый?», «По местам!».
Место проведения занятий: учебная лыжня, участок возле школы.
Оборудование: лыжи, палки, флажки.
Словарь: снег, шапочка, варежки, палки.
Ход уроков. Построение возле школы. Лыжи (без палок) в правой руке у ноги. Проверка одежды. Передвижение к месту занятий.
Выполнение строевых команд «Становись!», «Равняйсь!», «Шагом марш!».
Передвижение ступающим шагом (один круг). Обучение скользящему шагу (без палок). Обратить внимание на правильное сгибание ног в коленных суставах. Отметить учащихся, овладевших данным шагом.
Построение в одну шеренгу. Обучение повороту на месте переступанием вокруг пяток.
По команде учителя учащиеся на счет «раз» поднимают носок левой лыжи и переставляют его на 30° (приблизительно) влево, на счет «два» приставляют правую лыжу к левой. Затем на счет «три-четыре», «пять-шесть» учащиеся заканчивают поворот налево на 90°, на этот же счет «пять-шесть» возвращаются в исходное положение. Повторить выполнение поворота 5—6 раз индивидуально.
Продолжить передвижение скользящим шагом. Следить, чтобы учащиеся скользили на согнутых ногах при выполнении нескольких упражнений.

Упражнения

1. Разбежаться, приставить ногу и, приседая, проскользить между палками (рис. 47, 1 ).

Рис. 47. Спуск на лыжах через ворота.

2. Присесть, проехать между воротами, выпрямиться и продолжить скольжение. Свободное скольжение по учебной лыжне (рис. 47, 2 ).
Повторить игру «По местам!» (2 класс, урок 41).
Подведение итогов уроков. Передвижение в школу. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Уроки 37—38
Задачи уроков:
1) научить учащихся передвижению приставными шагами влево и вправо;
2) продолжить обучение скользящему шагу;
3) научить правильному движению руками во время скольжения;
4) приступить к обучению спуску в основной и низкой стойках;
5) ознакомиться с подъемом лесенкой прямо;
6) повторить игру «Кто быстрее?».
Место проведения занятий: участок возле школы.
Оборудование: лыжи, палки, флажки.
Словарь: носки лыж, шаг, ход, лыжня.
Ход уроков. Передвижение к месту проведения занятий. Построение на лыжах. Выполнение лыжниками команд.
Поворот на месте переступанием вокруг пяток и передвижение приставными шагами влево, вправо. Показать, как поднимать лыжу так, чтобы ее конец был не ниже уровня носка.

Упражнения

1. Поочередно поднимать и ставить лыжу на место (ходьба на месте). Приставной шаг влево, вправо так, чтобы лыжи ставились на снег параллельно.
2. Поднять левую лыжу, поставить ее на полшага влево, так же поднимая правую лыжу, приставить ее к левой. То же упражнение, но выполняется вправо. Сделать по четыре-пять шагов в каждую сторону.
Скользящий шаг. При обучении требовать от учащихся разноименного размахивания руками (левая нога, правая рука и наоборот), руку поднимать вперед до высоты плеча и отводить назад до предела (рис. 48, 1—3 ).

Рис. 48. Упражнения для овладения скользящим шагом.

Рис. 49. Спуск на лыжах в низкой стойке: 1 — без палок; 2 — с палками.

Обучение спуску в основной стойке (повторение) без палок и в низкой стойке. Обучение спуску в низкой стойке без палок (рис. 49, 1 ) и с палками (рис. 49, 2 ).

Упражнения

1. В шеренге на месте, присесть, руками взяться за голени ниже колен, выпрямиться, выполнить несколько раз без палок.
2. На лыжне с небольшим уклоном разбежаться, присесть и проскользить в низкой стойке. Выполнить это 4—5 раз (взять под особый контроль слабых учащихся).
3. На пологом склоне выполнить спуск на лыжах в низкой стойке.
4. То же, но проехать в ворота из палок.

Игра «Кто быстрее?».
Описание игры. Игра проводится на лыжах у подножия не очень крутой горы. Участников можно разделить на два-три отделения (сильные, средние, слабые). У подошвы горы условно отмечается линия старта. Лыжники выстраиваются отделениями (можно в колонну по одному). По сигналу учителя начинают спускаться лыжники сначала первого отделения, затем второго и т. д.
Правила игры:
1) надо обязательно дойти до линии финиша в полном составе;
2) слабым учащимся дается поощрительное очко;
3) отделение, собравшееся за линией финиша в полном составе, считается победителем;
4) нельзя мешать друг другу при спуске;
5) если игрок упал, ему необходимо помочь встать и с этого места продолжать спуск. Повторить 2—4 раза.
Повторить подъем лесенкой прямо.
Построение в одну шеренгу. Расчет по порядку. Подведение итогов уроков. Предупредить учащихся о том, что на следующие занятия надо прийти с лыжными палками. Передвижение в школу. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Уроки 39—40
Задачи уроков:
1) закрепить навыки выполнения скользящего шага;
2) повторить способы складывания лыж и переноса их к месту проведения занятий;
3) проверить умение пользоваться петелькой на палках;
4) повторить подъем лесенкой наискось;
5) закрепить игру «Точно в ворота»;
6) пройти дистанцию до 800 м;
7) повторить спуски на лыжах в разных стойках с палками (рис. 50,
1—3 ).

Рис. 50. Спуски на лыжах в разных стойках с палками назад: 1 — основная; 2 — средняя; 3 — высокая.

Место проведения занятий: участок возле школы, учебная лыжня.
Оборудование: 6 флажков, 6 пар лыжных палок.
Словарь: лыжный ход, петелька, снежки, мороз.
Ход уроков. Построение в одну шеренгу. Расчет. Сдача рапорта. Построение на лыжах.
Правила складывания палок:
1) верхний конец одной палки продевается снизу в кольцо другой;
2) соединение палок с лыжами: верхние концы палок продеваются в носовые ремни крепления; лыжи переносятся под рукой.
Учитель помогает учащимся, уделяет внимание слабым ученикам.
Передвижение с палками (палки сзади) на учебном круге. Отталкивание палками. Обратить внимание на вынос вперед не только кистей рук, но и локтей. Спуск на лыжах в низкой стойке с палками.

Упражнения

1. В шеренге присесть, поднять палки до горизонтального положения кольцами назад, руки в локтях согнуты. Повторить несколько раз.
2. На пологом склоне спуск на лыжах в высокой стойке с палками (рис. 51).

Рис. 51. Спуск на лыжах в высокой стойке с палками.

Повторить подъем лесенкой наискось.

Игра «Точно в ворота».
Описание игры. Учащиеся располагаются по учебной лыжне таким образом, чтобы можно было быстро занять положение в низкой стойке и приготовиться к спуску. На трассе спуска установлены трое ворот. Перед каждыми воротами учащиеся принимают низкую стойку и продолжают спуск. По сигналу учителя первый ученик начинает спуск. Как только он въехал в первые ворота и стал подъезжать ко вторым, второй ученик, стоящий за ним, начинает выполнять спуск. И так все ученики по очереди.
Учитель может регулировать спуск, касаясь рукой каждого, кто спускается. Побеждают ученики, которые не допустили ошибок в низкой стойке и быстрее проехали через третьи ворота. Игру повторить 2—3 раза.
Правила игры:
1) запрещается спуск без разрешения учителя;
2) спускающийся ученик перед каждыми воротами должен принять низкую стойку;
3) нельзя мешать спуску;
4) за падение при спуске учащийся получает штрафное очко.
Построение с палками. Передвижение в школу. Переодевание в раздевалке. Подведение итогов уроков. Организованное возвращение в класс.

Урок 41
Задачи урока:
1) повторить выполнение прыжка в длину с места;
2) разучить комплекс 3 упражнений утренней гимнастики с гимнастическими палками;
3) повторить игру «Вызов номеров».
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: гимнастические палки (по количеству учащихся), 2 гимнастических мата, 4 квадрата, 2 обруча, 2 мяча.
Словарь: непогода, квадрат, смело, радостно.
Ход урока. Построение в одну шеренгу. Перестроение. Сдача рапорта.
Ходьба в различном темпе. Учащиеся разбирают палки. Палки прижаты к плечу. Бег в чередовании с ходьбой, палки находятся за спиной, под локтями.

Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой
(комплекс 3)

1. И. п. — основная стойка, палка в опущенных руках (рис. 52, 1 ).
В. — поднять палку вверх, опустить за голову, сгибая при этом руки в локтях, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 5—6 раз.

Рис. 52. Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой (комплекс 3).

2. И. п. — ноги врозь, палка в опущенных руках (рис. 52, 2 ).
В. — наклон туловища влево, палку поднять вверх, вернуться в и. п.; то же в другую сторону; темп медленный. Повторить 5—6 раз.
3. И. п. — основная стойка, палка в опущенных руках (рис. 52,
3 ).
В. — приседая и отклоняясь назад, опуститься на колени, руки вперед, так же отклоняясь, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 4—5 раз.
4. И. п. — ноги врозь, палка за спиной в опущенных руках (рис. 52,
4 ).
5. И. п. — лежа на спине, палка внизу (рис. 52,
5 ).
В. — поднимая палку и сгибая левую ногу вперед, пронести ногу между руками через палку, так же пронести ее обратно; то же другой ногой; темп медленный. Повторить 5—6 раз. Оказать помощь слабым учащимся.
6. И. п. — основная стойка, палка горизонтально за спиной сзади (рис. 52,
6 ).
В.— взмах левой ногой влево, вернуться в и. п.; то же другой ногой; темп медленный. Повторить 4—5 раз.
7. И. п. — основная стойка, палка внизу горизонтально, прыжком ноги врозь, палка вперед, вверх, прыжком вниз (рис. 52,
7
8. И. п. — основная стойка, палка на полу.
В. — из положения приседа (нижняя стойка) прыжок через палку вперед и затем назад (рис. 52,
8 ); темп медленный. Повторить 3—4 раза.
Предупредить детей о возможности попадания на палку при прыжке назад. Медленная ходьба.
Прыжки в длину с места. Учить отталкиванию, полуприседанию перед прыжком и взмаху руками при прыжке. Так как учащиеся с выполнением данного прыжка знакомы, повторное выполнение можно начать фронтально. Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу (шесть-семь более сильных учеников).

Упражнение

Стопы располагаются параллельно на расстоянии 15—20 см друг от друга для осуществления замаха руками. Поднимая руки вверх, одновременно стать на носки. Затем, опуская руки вперед-вниз-назад, стать на всю ступню и немного присесть. Перенося вес тела вперед, резким взмахом рук вперед-вверх, разгибая ноги, оттолкнуться и прыгнуть через палку. Повторить 5—6 раз. Объяснить, что приземляться надо прямо на носки. Построиться в колонну по одному, на ходу сложить палки.
Повторение игры «Вызов номеров» (3 класс, урок 20). Добавление: игрок, которого вызвали, берет волейбольный мяч, ведет его руками (ударяет по мячу раскрытой ладонью так, чтобы он отскакивал от пола) до флажка, возвращается к обручу, кладет мяч на место. Игру можно повторить 2 раза.
Ходьба на месте.
Подведение итогов урока. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Уроки 42—43
Задачи уроков:
1) продолжить выполнение скользящего шага с палками;
2) приступить к обучению попеременному двухшажному ходу;
3) проверить умение спуска в низкой стойке и подъем лесенкой наискось;
4) принять зачет по выполнению поворота переступанием вокруг пяток;
5) разучить игру «Борьба за флажки».
Место проведения занятий: площадка около школы.
Оборудование: 10 флажков.
Словарь: плечо, ноги, круг, шаг.
Ход уроков. Построение с лыжами в шеренгу, лыжи у правой ноги. Выполнение команд «Равняйсь!», «Смирно!», «На плечо!». Лыжи удерживаются на левом плече скользящей поверхностью вниз. Повторить несколько раз. Передвижение к месту проведения занятий с лыжами на плече.
Построение в шеренгу. Передвижение по лыжне скользящим шагом с палками (два круга).
Повороты переступанием вокруг пяток (зачетное выполнение трех поворотов). Выставление оценок.
Попеременный двухшажный ход (3 класс, уроки 42—43). Контроль и помощь учителя строго индивидуально.
Спуск в низкой стойке (3 класс, уроки 37—38).
Подъем лесенкой наискось (3 класс, уроки 39—40).

Игра «Борьба за флажки» (проводится без палок).
Описание игры. На противоположных сторонах площадки размером 20—25 м стоят игроки лицом друг к другу. На середине площадки на равном расстоянии от обеих команд в снег ставятся флажки по количеству игроков в команде. По сигналу учителя обе команды, передвигаясь навстречу друг другу, стараются первыми добежать до флажков и на ходу взять правой рукой по одному флажку. Продолжают движение вперед и останавливаются на противоположной стороне там, где стояла команда противника. После того как все игроки займут свои места в шеренгах, учитель просит поднять собранные флажки. Выигрывает команда, у которой больше флажков. Игра повторяется несколько раз.
Правила игры:
1) запрещается раньше времени начинать игру;
2) взять можно только один флажок;
3) упавший игрок встает, продолжает скольжение и берет флажок;
4) собранные флажки передаются учителю;
5) во время сбора флажков передвижение на лыжах продолжается до конца.
Учитель отмечает учащихся, которые умеют хорошо переносить лыжи на плече, и предупреждает о том, что следующие уроки будут проводиться в помещении, поэтому необходимо иметь спортивную форму.
Построение в колонну по одному. Расчет по порядку. Подведение итогов уроков. Передвижение в школу. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Уроки 44—45
Задачи уроков:
1) рассказать учащимся о правильном дыхании;
2) разучить упражнения с мешочками с песком на формирование правильной осанки;
3) продолжить обучение перекату назад, вперед, в сторону;
4) закрепить навыки метания в цель;
5) разучить игру «Зайцы, сторож и Жучка», повторить игру «Пустое место».
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: мешочки (по числу учащихся), 4 гимнастических мата, теннисные мячи (по количеству учащихся), баскетбольный щит.
Словарь: мяч, теннис, сторож, Жучка, место.
Ход уроков. Построение в одну шеренгу. Расчет по порядку. Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Сдача рапорта.
Ходьба на носках, на наружных сторонах стопы, в полуприседе с опорой руками о колени. Бег в чередовании с ходьбой. Требования: вдоль коротких стен — ходьба, вдоль длинных — бег. На ходу разобрать мешочки.

Общеразвивающие и специальные упражнения с мешочком с песком

1. И. п. — основная стойка, руки на пояс, мешочек на голове.
В. — слегка прогибаясь, левую ногу отвести назад, вернуться в и. п.; то же другой ногой; темп медленный. Повторить 4—5 раз (рис. 53, 1 ).

Рис. 53. Общеразвивающие упражнения с мешочком с песком.

2. И. п. — стоя на коленях, ноги слегка расставлены, руки в стороны, мешочек в правой руке.
В. — наклоняясь назад, повернуть туловище вправо, положить мешочек на пол между ногами, вернуться в и. п.; поворот влево, взять мяч левой рукой, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 2—3 раза (рис. 53, 2 ).
3. И. п. — ноги широко врозь, руки за спиной, мешочек на голове.
В. — согнуть левую ногу в колене, вернуться в и. п.; то же, сгибая другую ногу; темп медленный. Повторить 4—5 раз (рис. 53,
3 ).
4. И. п. — основная стойка, руки на пояс, мешочек на голове.
В. — поворот направо, вернуться в и. п.; поворот налево, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 53,
4 ).
5. И. п. — основная стойка, руки вверх, ноги на ширину плеч, мешочек зажат в руках.
В. — наклониться вниз, мешочек положить на пол, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 53,
5 ).
6. И. п. — основная стойка, руки подняты над головой, мешочек в руках.
В. — прыжки на месте, прыжки в длину вперед и назад (рис. 53,
6 ).

Упражнения

1. Из группировки сидя перекат назад и перекат вперед до положения упора присев.
2. Перекаты влево, вправо из упора стоя на коленях. Сгибая правую руку до касания предплечьем мата, перекатиться через правое плечо в сторону и на спину, на левый бок до положения упора стоя на коленях; то же повторить влево. Группировку соблюдать обязательно.
3. Повторить перекаты в сторону. Сохранять правильное дыхание (дыхание через нос глубокое, без задержки, ритмичное). Учитель показывает и объясняет, что холодный воздух, попавший в легкие через нос, успевает нагреться, и человек не простужается; микробы, попадающие в легкие через нос, благодаря слизистой оболочке задерживаются и уничтожаются; занятия физическими упражнениями всегда надо начинать с дыхательных упражнений.
Повторить игру «Пустое место» (3 класс, урок 30).

Игра «Зайцы, сторож и Жучка».
Описание игры. На одном конце площадки учитель чертит два—четыре квадрата — это заячьи норки, на противоположном конце чертит полукруг — это сторожка. С этой стороны площадки линией обозначается огород. Посередине площадки на высоте примерно 25—30 см от земли натягивается веревка — это забор. Все игроки-зайцы делятся на две—четыре команды и встают около своих норок. В сторожке стоит водящий (сторож) и игрок, изображающий собаку Жучку.
По сигналу учителя зайцы выбегают из норок, перепрыгивают через забор и забегают в огород (садятся на корточки и едят капусту). Сторож через 2—3 мин хлопает три раза в ладоши. После третьего хлопка Жучка выбегает из сторожки и догоняет убегающих зайцев. Осаленный игрок стоит на месте. Сторож собирает пойманных зайцев. Игра продолжается. Веревку надо укрепить так, чтобы при касании она не падала.

Уроки 46—47
Задачи уроков:
1) усовершенствовать выполнение подъема лесенкой наискось;
2) продолжить обучение скользящему шагу с палками;
3) выполнять попеременный двухшажный ход с палками;
4) продолжить обучение спуску в основной и низкой стойках с палками;
5) повторить игры «Борьба за флажки», «Слушай сигнал».
Место проведения занятий: участок около школы.
Оборудование: 10 флажков.
Словарь: участники, соревнование, легкие, осалить.
Ход уроков. Построение и передвижение с лыжами на плече. Прохождение дистанции по извилистой лыжне (сильные учащиеся впереди, за ними слабые, учитель замыкает движение).
Обучение спуску в основной и низкой стойках с палками.

Упражнения

1. В шеренге на ровной площадке из стойки «смирно» принять положение основной стойки, как при спуске на лыжах: ноги слегка согнуты, одна нога на полступни впереди, вес тела распределен равномерно на обе ноги, туловище немного наклонено вперед, плечи опущены, руки слегка согнуты в локтях, удерживают палки (кольцами назад) почти в горизонтальном положении. Вернуться в и. п. Повторить 5—6 раз.
2. Принять и. п. основной стойки и спуститься вниз 3—4 раза.
3. Подъем лесенкой наискось.
4. Спуск в низкой стойке.
5. В шеренге на месте присесть, поднять палки до горизонтального положения (кольцами назад), руки в локтях согнуты. Повторить несколько раз.
6. На пологом спуске выполнить спуск в низкой стойке. Подъем лесенкой наискось.
Попеременный двухшажный ход. Учащиеся свободно катаются по учебной лыжне. Сильные — по большому учебному кругу, слабые — по малому.
Игра «Борьба за флажки» (3 класс, урок 10).

Игра «Слушай сигнал».
Описание игры. Играющие передвигаются друг за другом по учебному кругу, отталкиваясь палками (кисти рук из петель вынуты). По первому сигналу учителя все игроки перехватывают палки двумя руками и опускают палки за спину, продолжая скольжение. По второму сигналу учителя все возвращаются в и. п. (палки горизонтально впереди). По третьему сигналу игроки перехватывают палки за концы и отталкиваются палками. Лучше движения с палками выполнить стоя на месте. Побеждает игрок, который все движения выполнил точно. Если дети смогут выполнить эти движения с палками в процессе скольжения, это поможет им закрепить навыки правильного скольжения как без палок, так и с палками.
Построение. Прикрепление палок к лыжам. Перенос лыж в руках.
Подведение итогов уроков. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Уроки 48—49
Задачи уроков:
1) более внимательно проследить, чтобы учащиеся выполняли скользящий шаг и попеременный двухшажный ход с палками;
2) провести зачет по выполнению спуска в низкой стойке;
3) проверить навыки выполнения учащимися строевых команд;
4) организовать передвижение на лыжах на дистанцию до 800 м;
5) разучить игру на санках «Кто первый?».
Место проведения занятий: участок около школы, учебная лыжня.
Оборудование: четверо санок, 6 флажков.
Словарь: дыхание, стойка, шаг, команда.
Ход уроков. Построение в колонну по одному, лыжи на плече. Передвижение к месту проведения занятий. Четыре ученика везут свои лыжи на санках к месту занятий и оставляют их около учителя.
Построение в шеренгу по одному. Расчет по порядку. Сдача рапорта. Выполнение строевых команд «Равняйсь!», «Смирно!», «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!». Выполнение команд повторить 2—3 раза. Выставляется оценка за умение выполнять команды.
Передвижение скользящим шагом продолжается до 3 мин. Спуск в низкой стойке. Две попытки. Проведение зачета. Подъем лесенкой наискось. Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом на дистанцию до 800 м.

Игра на санках «Кто первый?».
Описание игры. Участвуют две команды, примерно равные по своим двигательным возможностям. Они стоят друг против друга на расстоянии 15—20 м. Между ними учитель обозначает линию старта четырьмя флажками. По его сигналу на линию старта выходят участники забега (четыре ученика), встают парами. Каждая пара получает санки. Один игрок садится в санки, другой берется за веревку. По команде «Марш!» два игрока везут своих партнеров на санках до флажков, затем меняются местами и возвращаются назад на линию старта. Побеждает команда, которая первой закончит перевозить своих партнеров. Правила игры:
1) не разрешается делать замечания игроку, который везет партнера;
2) запрещается помогать игроку, который везет партнера;
3) не разрешается менять партнеров.
Построение в колонну по одному. Подведение итогов уроков. Передвижение в школу. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Урок 50
Задачи урока:
1) закрепить навыки лазанья по гимнастической стенке;
2) повторить метание в вертикальную цель;
3) повторить бег на выносливость до 2—3 мин;
4) повторить игры «Круговая лапта», «Пустое место».
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: мячи (по количеству учащихся), гимнастическая стенка.
См. материал (3 класс, урок 30).

Урок 51
Задачи урока:
1) проверить и оценить умение учащихся передвигаться скользящим шагом с палками;
2) продолжить освоение попеременного двухшажного хода;
3) повторить подъем лесенкой;
4) разучить игру «Попади снежком в цель».
Место проведения занятий: участок около школы.
Оборудование: 2 волейбольных мяча.
Словарь: игра, четверть, оценка.
Ход урока. Построение с лыжами у школы. Передвижение к месту проведения занятий. Проверка готовности к занятиям. Расчет. Рапорт.
Передвижение с палками скользящим шагом (один круг). Спуск в основной стойке, подъем лесенкой.

Игра «Попади снежком в цель».
Описание игры. Посередине площадки учитель обозначает линию, на которую кладет три волейбольных мяча. Учащиеся заготавливают по три снежка. Класс делится на две команды. Расстояние от линии старта до мячей — 12—15 м. Задача игроков каждой команды — попасть снежком в мяч. По сигналу учителя игроки одной команды одновременно метают снежки в волейбольные мячи, расположенные на средней линии. Затем то же выполняют игроки другой команды. Побеждает команда, игроки которой имеют большее количество попаданий.
Построение в одну шеренгу. Необходимо предупредить учащихся, что следующие три урока будут проходить в зале. Лыжи можно забрать после уроков домой. Подведение итогов урока. Передвижение в школу. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Урок 52
Задачи урока:
1) продолжить обучение равновесию (ходьба «по кочкам»);
2) закрепить навыки выполнения лазанья по наклонной гимнастической скамейке;
3) повторить игру «Волк во рву».
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: 2 гимнастические скамейки, 4 пролета гимнастической стенки, 6 резиновых ковриков, гимнастические палки (по количеству учащихся).
Словарь: коврик, стоять, равновесие, ходьба.
Ход урока. Передвижение в спортивный зал. Построение в одну шеренгу. Расчет по порядку. Сдача рапорта. Ходьба в колонне по два, взявшись за руки. Перестроение в колонну по одному.
Повторить комплекс упражнений с гимнастической палкой (3 класс, урок 21).
Обучение равновесию (ходьба «по кочкам»).

Упражнения

1. Ходьба, руки в стороны (коврики не сдвигать).
2. Ходьба, руки на пояс.
3. Ходьба, руки вверх.
4. Ходьба, руки за голову.
5. Лазанье по наклонной гимнастической скамейке (рис. 54) (3 класс, урок 19).
6. Игра «Волк во рву» (2 класс, урок 49).
Построение в одну шеренгу. Подведение итогов урока. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в зал.

Рис. 54. Лазанье по гимнастической стенке в упоре присев.

Урок 53
Задачи урока:
1) повторить выполнение ходьбы по бревну (равновесие);
2) закрепить навыки соскока в глубину;
3) провести метание в цель;
4) подвести итоги занятий на лыжах, выставить оценки за третью четверть.
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: низкое бревно, 2 гимнастических мата, теннисные мячи (по количеству учащихся), баскетбольный щит.
Ход урока. За основу занятий взять материал урока 32, 3 класс.
Беседа учителя: «Все учащиеся молодцы. Материал третьей четверти пройден полностью. Вы стали более закаленными, овладели навыками катания на лыжах. На каникулах постарайтесь больше быть на свежем воздухе. Большое спасибо. До свидания».
Построение. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс. Поблагодарить учащихся при классном руководителе.

Четвертая четверть

Урок 54
Задачи урока:
1) проверить выполнение упражнений комплекса 4 утренней гимнастики;
3) закрепить навыки передвижения с сохранением равновесия;
4) повторить игру «Волк во рву».
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: 2 пролета гимнастической стенки, 2 гимнастические скамейки, 2 гимнастических мата.
Словарь: игра, волк, ров, лазанье.
Ход урока. Построение в одну шеренгу. Сдача рапорта. Бег в чередовании с ходьбой.

Общеразвивающие упражнения без предмета (комплекс 4)

Рис. 55. Общеразвивающие упражнения без предмета (комплекс 4).

1. И. п. — основная стойка.
В. — правую руку за голову, левую в сторону, слегка прогнуться, вернуться в и. п.; то же, но левую руку за голову, правую руку в сторону; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 55, 1 ).
2. И. п. — основная стойка, руки за спину.
В. — согнутую в колене ногу поднять, выпрямить вперед, согнуть, вернуться в и. п.; то же другой ногой; темп медленный. Повторить 4—5 раз (рис. 55,
2 ).
3. И. п. — стоя на коленях, голова опущена.
В. — левую ногу отвести назад-вверх, голову назад, вернуться в и. п.; то же другой ногой; темп медленный. Повторить 4—5 раз (рис. 55,
3 ).
4. И. п. — основная стойка.
В. — приседая на носках, пальцами рук коснуться пяток, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 3—4 раза (рис. 55,
4 ).
5. И. п. — лежа на полу, руки вверх.
В. — согнуть ноги, обхватить голени и коснуться лбом коленей, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 55,
5 ).
Лазанье по гимнастической стенке разноименным способом (3 класс, урок 22).
Передвижение по гимнастической скамейке с сохранением равновесия (3 класс, урок 6).
Повторить игру «Волк во рву» (см. 3 класс, урок 51).
Медленная ходьба. Построение в одну шеренгу. Подведение итогов урока. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Уроки 55—56
Задачи уроков:
1) повторить комплекс 4 общеразвивающих упражнений;
2) продолжить обучение лазанью по гимнастической стенке;
3) приступить к обучению перелезанию через предмет; повторить игру «Волк во рву»;
4) разучить игру «Кто самый ловкий?».
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: 2 пролета гимнастической стенки, 2 гимнастических мата, низкое бревно, гимнастический конь, 3 стула, на которые установлены по два кубика.
Словарь: бревно, конь, перелезание, зал.
Ход уроков. Построение на урок. Расчет. Сдача рапорта. Медленная ходьба в чередовании с бегом.
Выполнение упражнений комплекса 4 (3 класс, урок 23).
Лазанье по гимнастической стенке разноименным способом (3 класс, урок 23).
Перелезание через предмет (низкое гимнастическое бревно и гимнастический конь).
Высота бревна 80—90 см. Под бревно кладутся два гимнастических мата. В 3—5 м от бревна устанавливается гимнастический конь, в ширину без ручек. Используется третий способ перелезания (из упора сидя верхом).

Упражнения

1. На бревне. Перелезание — упор лежа, согнувшись поперек (тело вдоль бревна), перемах левой ногой в упор сидя верхом; опираясь на левую руку и наклоняясь влево, перемах правой ногой и соскок вперед с поворотом (рис. 56).

Рис. 56. Перелезание (третий способ), соскок с поворотом.

2. На коне (используется второй способ перелезания).
Перелезание через бревно и коня произвольным способом.
Слабые ученики выполняют упражнения только при помощи учителя.
Повторить игру «Волк во рву» (3 класс, урок 51).

Игра «Кто самый ловкий?».
Описание игры. На одной половине зала учитель ставит 3 стула, на которые кладут пять-шесть кубиков. Класс делится на две команды по четыре-пять игроков. По команде учителя первые игроки обеих команд берут с первого стула по одному кубику и медленно (или быстро) бегут ко второму стулу. Здесь они забирают еще по одному кубику, ставят их на первые кубики и несут их к третьему стулу. Последние игроки выстраивают всю пирамиду из пяти-шести кубиков и, поддерживая их рукой, устанавливают на пустой первый стул.
Правила игры:
1) первого игрока, выбывшего из игры, может заменить следующий;
2) если установленная на стул пирамида распадается, играющий выходит из игры, а команде засчитывается поражение, побеждает команда, набравшая больше очков.
Построение. Подведение итогов уроков. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Уроки 57—58
Задачи уроков:
1) разучить общеразвивающие упражнения с обручами;
2) продолжить обучение перелезанию;
3) закрепить навыки обучения прыжкам в высоту;
4) повторить игры «Кто самый ловкий», «Шишки, желуди, орехи».
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: обручи (по количеству учащихся), гимнастическое бревно, гимнастический конь, стойка для прыжков в высоту, планка (шнур).
Словарь: обручи, перелезание, высота, бревно.
Ход уроков. Построение. Расчет. Сдача рапорта. Ходьба с прыжками с доставанием подвешенных ленточек. Медленная ходьба.

Общеразвивающие упражнения с обручем (комплекс 1)
(по А. А. Гугину)

1. И. п. — основная стойка внутри обруча.
В. — обруч вверх, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 57, 1 ).

Рис. 57. Общеразвивающие упражнения с обручем (комплекс 1).

2. И. п. — ноги врозь, обруч вертикально за спиной (рис. 57, 2 ).
В. — поворот туловища влево, вернуться в и. п.; то же в другую сторону; темп медленный. Повторить 5—6 раз.
3. И. п. — ноги врозь, обруч вертикально над головой (рис. 57,
3 ).
В. — наклон туловища влево, вернуться в и. п.; то же в другую сторону; темп медленный. Повторить 5—6 раз.
4. И. п. — основная стойка, обруч справа вертикально на полу, придерживать рукой (рис. 57,
4 ).
В. — приседая, пролезть в обруч и стать с другой стороны, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 3—4 раза (рис. 57,
4 ).
5. И. п. — основная стойка, держаться за вертикально поставленный впереди обруч.
В. — опираясь на обруч, наклон вперед, правую ногу назад, вернуться в и. п.; то же другой ногой; темп медленный. Повторить 4—5 раз (рис. 57,
5 ).
6. И. п. — обруч держать за верх охватом снизу.
В. — вращая обруч вниз и назад, прыжки с одной ноги на другую; темп медленный. Повторить 4—5 раз (рис. 57,
6 ).
7. И. п. — основная стойка внутри обруча.
В. — обруч поднять на уровне пояса, поднять вверх, обруч в руках; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 57,
7 ).
Медленная ходьба.
Перелезание через низкое бревно (3 класс, урок 55).
Повторить игру «Кто самый ловкий?» (3 класс, урок 55).
Повторить игру «Шишки, желуди, орехи» (3 класс, урок 4).
Построение. Подведение итогов уроков. Переодевание в раздевалке, организованное возвращение в класс.

Уроки 59—60
Задачи уроков:
1) продолжить обучение прыжкам в высоту;
2) закрепить навыки выполнения строевых команд;
3) проверить степень овладения метанием в цель;
4) провести игры «Вызов номеров», «Угадай, чей голос»;
5) повторить упражнения с обручами.
Место проведения занятий: спортивный зал.
Оборудование: обручи (по количеству учащихся), баскетбольный щит, теннисные мячи на каждого учащегося.
Словарь: обручи, команда, голос, цель.
Ход уроков. Построение в одну шеренгу. Расчет. Сдача рапорта. Ходьба. На ходу разобрать обручи.
Выполнение строевых команд (3 класс, урок 18).
Прыжок в высоту (3 класс, урок 25).
Метание в цель (3 класс, урок 12).
Повторить игры «Вызов номеров» (3 класс, урок 20), «Угадай, чей голос» (2 класс, урок 9).
Медленная ходьба с заданиями.
Построение в одну шеренгу. Подведение итогов уроков. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Урок 61
Задачи урока (3 класс, урок 10).
Место проведения занятий: площадка около школы.
Оборудование (3 класс, урок 10).
Повторить урок 42.

Урок 62
Задачи урока (3 класс, урок 11).
Место проведения занятий: площадка около школы.
Оборудование (3 класс, урок 11).
Повторить урок 43.

Уроки 63—64
Задачи уроков:
1) продолжить обучение метанию вдаль;
2) проверить выполнение команд при обучении бегу с различного старта;
3) закрепить навыки ходьбы в ногу;
4) разучить игры «Мяч водящему», «Космонавты».
Место проведения занятий: площадка около школы.
Оборудование: малые мячи (по количеству учащихся), 2 волейбольных мяча, секундомер, 2 флажка, 4—5 пластмассовых обручей.
Словарь: секундомер, космонавты, движение.
Ход уроков. Построение. Расчет. Сдача рапорта. Передвижение к месту проведения занятий. Требования к передвижению к месту проведения занятий. Медленная ходьба. Бег врассыпную. Бег по кругу на выносливость до 2 мин.
Выполнение общеразвивающих упражнений с малыми мячами (3 класс, урок 26).
Бег на дистанцию 30 м (обучение) с высокого и низкого старта (2 класс, урок 60).
Ходьба в ногу с песней.

Игра «Мяч водящему».
Описание игры. Класс делится на две команды, игроки строятся в два круга, равные по диаметру. Перед носками играющих на земле проводят черту. В центре каждого круга стоит водящий с волейбольным мячом. По сигналу учителя водящие начинают по очереди бросать мячи своим игрокам. Игроки кидают мячи обратно. Получив мяч от последнего игрока, водящий поднимает мяч вверх. Водящего сменяет новый участник, и игра продолжается. Побеждает команда, которая раньше передаст мяч. Команде, которая ни разу не уронила мяч при передаче, можно дать дополнительные очки.
Правила игры:
1) запрещается передача мяча без сигнала учителя;
2) игрок, уронивший мяч, начинает передачу сначала;
3) при передаче мяча запрещается перебрасывать его;
4) команде, игроки которой меньше роняли мяч, присуждается выигрышное очко; игра повторяется несколько раз.

Игра «Космонавты».
Описание игры. Учитель чертит на площадке ракетодромы. Внутри каждого ракетодрома он раскладывает два-три небольших пластмассовых обруча — это ракеты. Количество ракет должно быть на две-три штуки меньше числа играющих. Все становятся в круг, затем идут по кругу, взявшись за руки, и произносят:

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок на планетах.
На какую захотим,

На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!

После этих слов все бегут к ракетодромам и занимают места в любой из ракет. Оставшиеся без места возвращаются к учителю или в центр площадки (рис. 58).

Рис. 58. Схема игры «Космонавты».

Правила игры:
1) начинать игру можно только по сигналу учителя;
2) разбегаться можно только по сигналу учителя после слов «Опоздавшим места нет!». Игра продолжается 3—5 мин.
Построение. Подведение итогов уроков. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Уроки 65—66
Задачи уроков:
1) продолжить обучение бегу и метанию мяча на дальность;
2) приступить к обучению прыжкам в длину;
3) повторить общеразвивающие упражнения без предметов (комплекс 6);
4) повторить игры «Совушка», «Космонавты».
Место проведения занятий: площадка около школы.
Оборудование: малые теннисные мячи (по количеству учащихся).
Словарь: метание, прыжок, место, разбег.
Ход уроков. Построение у школы. Перемещение к месту проведения занятий. Построение в одну шеренгу. Расчет. Сдача рапорта. Ходьба в чередовании с бегом. Бег вдоль длинной стороны площадки, ходьба вдоль короткой.

Общеразвивающие упражнения без предмета
(комплекс 5)

1. И. п. — основная стойка.
В. — прогибаясь, левую руку поднять, отвести назад, правую отвести назад, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 59, 1 ).

Рис. 59. Общеразвивающие упражнения без предмета (комплекс 5).

2. И. п. — ноги врозь, руки в стороны.
В. — наклон туловища влево, хлопок над головой, вернуться в и. п.; то же в другую сторону; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 59, 2 ).
3. И. п. — ноги врозь, руки за голову.
В. — наклон вперед, левой рукой достать носок правой ноги и наоборот; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 59,
3 ).
4. И. п. — основная стойка, руки в стороны.
В. — повороты вправо, влево, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 5—6 раз (рис. 59, 4).
5. И. п. — основная стойка, руки отведены назад.
В. — круговые движения рук; темп медленный. Повторить 4—5 раз вперед, 4—5 раз назад (рис. 59,
5 ).
6. И. п. — основная стойка, руки на пояс.
В. — выпад вперед правой ногой, смена ног, выпад вперед левой ногой (рис. 59,
6 ).
7. И. п. — основная стойка, ноги вместе.
В. — приседание в упор, вернуться в и. п.; темп медленный. Повторить 5—6 раз (обратить внимание на присед в упор) (рис. 59,
7 ).
Построение в круг, из круга в колонну по два.
Метание мячей на дальность (3 класс, урок 10).
Бег на дистанцию 30 м (3 класс, урок 11).
Прыжок в длину с разбега на дальность (3 класс, урок 18).
Повторить игру «Совушка» (2 класс, урок 18).
Повторить игру «Космонавты» (3 класс, урок 62).
Построение. Подведение итогов уроков. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Урок 67
Задачи урока:
1) повторить упражнения без предмета (комплекс 6);
2) провести зачет по метанию мячей на дальность;
3) провести игру «Кто первый?».
Место проведения занятий: площадка около школы.
Оборудование занятий: малые мячи (по количеству учащихся).
Словарь: урок, метание, площадка, стадион.
Ход урока. Построение у школы. Проверка готовности к уроку. Беседа «Как питаются спортсмены». Передвижение к месту проведения занятий. Построение в одну шеренгу. Расчет. Сдача рапорта.
Ходьба в чередовании с бегом. Выполнение общеразвивающих упражнений без предметов (комплекс 4).
Метание на дальность. Каждому ученику учитель дает по три мяча. В зачет идет наилучший результат (2 класс, урок 60).

Игра «Кто первый?» (2 класс, уроки 34—35).
Описание игры. Класс делится на команды. Для бега каждая команда выделяет по четыре-пять игроков. По сигналу учителя на линию старта вызываются первые учащиеся из команд, и так все по очереди. Побеждает команда, выигравшая большинство забегов. Если результат ничейный, назначается еще один забег.
Медленная ходьба с хлопками в ладоши за спиной, спереди, сверху.
Построение в одну шеренгу. Подведение итогов урока. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Урок 68
Задачи урока:
1) повторить общеразвивающие упражнения с флажками;
2) повторить выполнение прыжка в длину с разбега, принять нормативы;
3) провести игру «Заяц без домика».
Место проведения занятий: площадка около школы.
Оборудование: рулетка, 2 флажка (красный и белый), флажки (на каждого ученика по 2 флажка), волейбольный мяч.
Словарь: заяц, домик, сосед, флажки.
Ход урока. Построение у школы. Передвижение к месту проведения занятий. Построение в одну шеренгу. Расчет. Сдача рапорта.
Выполнение упражнений с флажками (3 класс, урок 6). Прыжки в длину с разбега (3 класс, урок 11).
Построение в круг, передача и ловля волейбольного мяча.
Повторить игру «Заяц без домика» (3 класс, урок 8).
Построение в одну шеренгу. Перестроение. Подведение итогов урока. Переодевание в раздевалке. Организованное возвращение в класс.

Урок 69
Задачи урока:
1) продолжить выполнение общеразвивающих упражнений с флажками;
2) принять нормативы по выполнению прыжка в высоту с разбега;
3) провести игры «Пустое место», «Дружные ребята»;
4) подвести итоги четвертой четверти года; напомнить учащимся о правилах поведения летом.
Место проведения занятий: спортивная площадка.
Оборудование: флажки (на каждого ученика по 2 флажка), стойка для прыжков в высоту, планка (шнур).
Ход урока. Построение учащихся у школы. Проверка внешнего вида. Передвижение к месту проведения занятий. Построение в одну шеренгу. Расчет. Сдача рапорта. Перестроения, изученные учащимися в 3 классе, повороты.
Выполнение упражнений с флажками (3 класс, урок 6).
Прыжки в высоту, согнув ноги, с прямого разбега. Для учащихся устанавливается наименьшая высота 40—60 см. После двух-трех попыток планка устанавливается выше с учетом выявленных возможностей учащихся. Учитель определяет чемпиона класса. Оценки за овладение прыжком для всех учащихся положительные.
Повторить игры «Пустое место» (3 класс, урок 30), «Дружные ребята» (2 класс, урок 22).
Построение в одну шеренгу. Подведение итогов четвертой четверти, года. Учитель напоминает детям о том, что летом необходимо заниматься утренней гимнастикой, плавать только с родителями или воспитателями в лагере, ходить в походы со взрослыми, соблюдать режим дня, больше играть со своими сверстниками. До свидания, до новых встреч!

Метод КЕЙС – стадии.

Предметная область: физическая культура 2 класс

Цель:

Формировать интерес к занятиям физической культурой для сохранения и укрепления здоровья.

Обобщить знания о видах спорта, входящих в состав Олимпийских игр.

Вид кейса: Обучающий

Межпредметные связи: окружающий мир, воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Планируемые результаты:

- Знакомство с Олимпийскими играми, видами спорта.

Определить значение здорового образа жизни.

Ситуация: Посмотрите мультфильм «Ну - погоди!» http://yandex.ru/video/search?p=4&filmId=ZFssCeRY0Cw&text=%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%20%D0%BD%D1%83%20%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B8&path=wizard

Ответьте на вопросы:

  1. Почему волк всегда оказывался проигравшим?
  2. Что бы изменилось, если бы волк занимался спортом?
  3. Что помогло волку и зайцу победить на соревнованиях?
  4. На какого героя ты бы хотел быть похож?
  5. Какие виды спорта встречаются в данном мультфильме? Какие виды спорта ты знаешь?

Комментарий ситуации:

Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Благодаря спорту приходит к людям смелость, сила, быстрота и осмотрительность, умение не сдаваться и радоваться победе других.

Вопросы и задания для работы:

  1. Каким видом спорта вы отдаете предпочтение?
  2. Придумайте эстафеты или задания, характеризующие ваш вид спорта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Исследовательская работа по физической культуре. Тема: «Плоскостопие у младших школьников и дальнейшие способы его устранения на уроках физической культуры».

Плоскостопие - уплощение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп; возможны сочетания обеих видов деформации стопы. При этом стопа соприкасается с полом (землёй) почти всей своей п...

Использование соревновательно-игрового метода в обучении младших школьников на уроках физической культуры

Соревновательно - игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания младших школьников не только для начального обучения движениям или избирател...

«Дифференцированный подход на уроках физической культуры как средство повышения физической подготовленности учащихся».

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, ос...

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас -

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Обучение в школе - серьезная нагрузка для ребенка. Отдых является обязательной составляющей плодотворной работы на уроке. Для учащихся начальных классов это особенно важно. Работать без перерыва в течение 45-ти минут им не свойственно, вследствие этого, быстро теряется концентрация внимания, устают кисти рук, пропадает интерес к материалу и все это сопровождается усталостью. Накопившаяся усталость может вызвать у детей отклонения в состоянии здоровья - нарушение осанки, зрения, повышение давления, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

Физкультминутки в начальной школе смогут положительно влиять на умственную работу мозга и повысить качество работы на уроке.

Гимнастика до начала уроков обеспечивает быстрое включение школьников в активную работу, помогает удерживать правильную позу за партой. Физкультурные минутки на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, повышают внимание и активность детей на последующем этапе урока. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей.

Проводят физкультминутку на 10 - 15 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (в начале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели и обязательно в 1 классе).

Продолжительность 1-3 минуты.

Виды физкультминуток

Какие существуют виды физкультминуток в начальной школе?

    Оздоровительно - гигиенические

Их можно выполнять как стоя, так и сидя за партой, расправив плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ногами».

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Напряжения на глаза оказывают не только чтение и письмо на уроках, но также очень сильно влияет и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

    Танцевальные

Они выполняются обычно под музыку. Танцевальные движения повторяются за учителем, за анимационные картинками электронных физкультминуток или за учащимися, которые посещают танцевальные кружки. Кроме этого можно использовать распевание песенок и определенные движения под них.

    Физкультурно-спортивные

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать повороты головы, наклоны, бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

    Двигательно -речевые

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

    Релаксационные

Релаксация - расслабление, сопровождающееся снятием напряжения. В качестве минутки отдыха можно использовать спокойную красивую музыку. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Музыка сама по себе способствует хорошему настроению, что положительно влияет на здоровье. Для такого вида физкультминуток прекрасно подойдут записи звуков природы. Во время физкультминуток дети могут закрыть глаза. Также можно сочетать красивые иллюстрации и спокойную музыку.