Роль образа автора в поэме мертвые души. Цель, которую преследовал Гоголь

Своеобразие авторской позиции и образа автора в «Мёртвых душах» определил тот факт, что поэма Гоголя – первое достаточно крупное произведение, в котором автор биографически никак не связан со своими героями. Вследствие этого Гоголь, а точнее автор, совершенно по-новому строят свои отношения как с читателями, так и с героями.

Отношения автора с читателями основаны на тонкой игре – смене различных масок. Прежде всего автор в поэме - «это историк предлагаемых событий». Поэтому он не свободен – связан условиями повествования. Хотя время, в продолжение которого Чичиков и Манилов проходят «сени, переднюю и столовую, несколько коротковато», но автор должен успеть уложиться в этот отрезок времени и рассказать всё, что знает о Манилове. Как историк писатель должен быть предельно точным и фиксировать все происходящие события. Даже если слово, сорвавшееся с уст героя, не вполне употреблено в печать, он обязан его записать. Автор следует за своим героем, куда бы тому ни вздумалось пойти. И как историк он внимателен, наблюдателен, не пропустит ни единой детали (ибо всё имеет своё значение и ценность) и даст подробнейшее описание любого обеда.

Но автор – это ещё и реальный автор поэмы, создатель, творец. Герои и всё действие поэмы - результат, плод его вымысла. Надевая эту маску, авто позволяет себе достаточно вольно обращаться как с героями, так и с повествованием. Если разговор, происходящий между Чичиковым и Ноздрёвым, кажется ему незначительным, он его опустит и сконцентрирует своё внимание на характере Ноздрёва. Автор как бы жонглирует и временами года, перекраивая погоду на свой вкус. Выезжая к Манилову, Чичиков надевает шинель на больших медведях, однако в Маниловке цветут акации, а перепуганная грозой Коробочка сообщает утомлённому дорогой Чичикову: «Сумятица и вьюга такая…» Автора-творца беспокоит судьба его героев, начиная с вопроса «Как героя назову?» и заканчивая тем, как воспримет его читатель. Гоголь посвящает целую страницу решению проблемы, какие имена дать двум дамам из города N, в итоге отказываясь от какого-либо конкретного имени и останавливаясь на абстрактных – «дама приятная во всех отношениях» и «просто приятная дама». Причём, тут же даётся подробная мотивировка решения автора, и абстракция оборачивается конкретной. Читатель незаметно узнаёт, что одну из дам зовут Анной Григорьевной, а другую – Софьей Ивановной.

Гоголя беспокоит судьба его героев за пределами поэмы. Он озабочен, какое место займут его герои в реальной жизни общества, и спешит, как заботливый отец, устроить их судьбу – вывести в большой свет. Автора волнует вопрос, заинтересует ли Чичиков читателей, которые чином повыше его? Манилов, благодаря неудержимой силе своей фантазии, вдруг оказывается в Петербурге. Коробочка находит «свою сестру» в аристократическом доме, а Ноздрёв «везде между нами». Собакевичу тоже находится место среди чиновников в Петербурге. Таким образом, гоголевские герои, преодолевая ограниченное художественное пространство поэмы, начинают жить в реальности.



Отношение автора к своим героям колеблется от иронического (чаще всего по отношению к Чичикову) до возмущённого (Плюшкин). Он как будто осознаёт связь своей судьбы с судьбами героев, которая не зависит от его воли: «И долго ещё определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями».

Так как автор повсюду следует за своими героями, появляется новая маска, новое обличье – автор – это странник, запоздалый путник. Но автор – это ещё и гражданин, чья судьба неразрывно связана с судьбой его родины. В связи с этим надо отметить, каким образом Гоголь представлял себе роль Писателя, Художника в общественной жизни. Гоголь был убеждён, что писательское дело связано с активной, движущей силой Слова, с его воздействием на сознание людей. Писатель приравнивался к Пророку, а писательский труд считался невероятно ответственным. Читая поэму, люди должны увидеть истину, а увидев истину – захотеть стать лучше. Прогресс, по мнению Гоголя, связан прежде всего с нравственным совершенствованием человека. Он первый, кто в результате прочтения поэмы должен прозреть, осознать своё предназначение и неизменно следовать ему. Именно поэтому в конце поэмы звучат риторические вопросы: «Русь, чего же ты хочешь от меня? Какая таинственная связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?,»



Между автором и героями существует довольно чёткое распределение ролей: автор думает, герои действуют. Но это вовсе не означает, что автор пассивен и равнодушен к происходящим событиям. Его мысли и переживания, воспоминания, связанные с ними, нашли своё отражение в лирических отступлениях. Лирические отступления – это авторское пространство в поэме, где он свободно излагает свои мысли, размышления о самых сложных вопросах. Тематика лирических отступлений отличается большим разнообразием.

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые условно можно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». Реальный мир воссоздает современную Гоголю действительность русской жизни. Это уродливый и страшный мир маниловых, ноздревых, чичиковых, плюшкиных и кувшинных рыл, мир извращенных духовных ценностей. Мир идеальный - это мир высокого идеала, это мысли и раздумья автора об истинной жизни, о могучей и прекрасной России живых душ. Во имя этой России и была создана эта поэма.

Повествователь в поэме - это реальный человек, имеющий свою биографию, это образ автора со многими присущими ему мыслями и чертами. Образ повествователя раскрывается в отношении к окружающей его действительности. Его мысли выражает вся система образов. Находясь в центре поэмы, он открыто обращается к читателю, и не только рассказывает о героях, но и оценивает их, передает свои мысли, навеянные картинами жизни.

И хотя образ повествователя и близок автору, их личности не тождественны. Повествование в поэме ведется от лица идеальной личности, такой, какой представляет ее автор. Через образ повествователя в поэме совершается все то, что близко и дорого автору, что он любит и что прошло через его душу. Повествователь, как и автор, - одинокий странник, который ищет счастье. Это человек, много видевший и переживший. Он не приемлет зло и несправедливость, выступает против пошлости и обывательства и ищет новые формы человеческого общения и существования.

Повествователь свободно и открыто, не скрывая своей иронии, выражает передовые взгляды своей эпохи. Он любит Россию и русский народ и с острой болью переживает все то, что творится на его Родине, ненавидит и презирает сильных мира сего, скорбит о гибели в человеке человеческого. Ему дорога красота родной земли и он воспевает ее красоту. Но его любовь заключает в себе и сознание личной ответственности за ее судьбу. Судьба народа и страны является и его судьбой. Автор доверил повествователю роль представителя народной России. Но судьба его родины трагична и печальна, вызывает «зримый миру смех, незримые неведомые миру слезы». Однако он верит в возможности народа, подтверждением чего служат его отзывы о русском мужике, полные восторга и горячей веры в лучшее будущее. Все это позволяет утверждать, что образ повествователя - это образ самого Гоголя. И чем больше развивалось мастерство писателя, тем сильнее он тревожился за судьбу своей родины, тем острее становилась его сатира, направленная на обличение чиновников и помещиков.

Все темы книги «"Мертвые души" Н.В. Гоголя. Краткое содержание. Особенности поэмы. Сочинения»:

Краткое содержание поэмы «Мертвые души»: Том первый. Глава первая

Особенности поэмы «Мертвые души»

  • Образ повествователя

Поэма «Мертвые души» - центральное произведение творчества Н.В. Гоголя. Особую роль в нем играет образ автора. Это не пассивный повествователь, а мудрый собеседник, которому просто необходимо вести неспешный разговор с читателем. В предисловии ко второму изданию «Мертвых душ» автор просит читателя помочь ему. Он писал: «В книге этой многое описано неверно, не так как есть, и как действительно происходит в русской земле, потому что я не мог узнать всего… Притом от моей собственной оплошности, незрелости и поспешности произошло множество всяких ошибок и промахов, так, что на всякой странице есть, что поправить: я прошу тебя, читатель, поправить меня». Далее автор давал конкретные рекомендации о том, как надо правильно ему помогать: после прочтения нескольких страниц произведения следует припомнить и записать свои жизненные воспоминания и как только лист бумаги заполнится записями, отослать его автору. Это предисловие свидетельствовало в том, насколько важным было для автора знать о читательском восприятии поэмы.

С функцией образа автора связано и жанровое определение «поэма», придуманное самим Н.В. Гоголем для своего произведения. Поэма, как известно, жанр лирический. А для этого рода литературы важен не столько сам сюжет, сколько авторские переживания, настроения. По мере развития основной сюжетной линии в произведении имеются многочисленные лирические отступления, в которых автор напрямую общается с читателем, рассказывая ему о том, что волнует и тревожит его в данный момент. Таким образом, читатель подключался к самому творческому процессу, превращался одновременно в критика произведения, а факт появления поэмы из чисто литературного явления становится явлением общественным.

Мировоззрение Гоголя было тесно связано со взглядами философов-просветителей, основная идея которых состояла в том, что человек по своей природе - существо гармоничное. В его пороках же виноваты несправедливые общественные законы, вынуждающие личность приспосабливаться к жизни и осознанно нарушать присущие ей нормы морали.

Лирические отступления автора наполнены патриотическим пафосом. Изображая порочных, опустившихся людей, Гоголь одновременно лелеет мечту о прекрасном человеке. Видя разруху и неустроенность на родной земле, писатель продолжает верить в ее светлое будущее: «Русь! Русь!.. Здесь ли, не в тебе ли не родится беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю?..».

Автору было важно воплотить в поэме и воспоминания о своей жизни. Так, например, в шестую главу он включает мысли о своей юности, о том, как весело ему было подъезжать к незнакомому месту, сколько любопытного для себя открывал детский пытливый взгляд. С годами же взгляд этот стал охлажденным, а свежесть восприятия жизни утратилась.

В одиннадцатой главе автор полемизирует с теми, кто не хочет говорить о бедности и разрухе, о презренном и глупом в жизни. Гоголь считает, что отказ слышать о родной стране горькую правду порождает ложный патриотизм, ибо замалчивание проблемы никогда не приведет к ее разрешению.

Автор поэмы «Мертвые души» - творец, избранный для того, чтобы задуматься о самом существенном в жизни - о дальнейшей судьбе России. Гоголь ощущал, что только он сможет осуществить эту грандиозную миссию, и приложил все усилия, чтобы воплотить задуманное в жизнь.

В.Г. Белинский писал в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя»: «Что такое почти каждая из его повестей? Смешная комедия, которая начинается глупостями, продолжается глупостями и оканчивается слезами и которая, наконец, называется жизнию. И таковы все его повести: сначала смешно, потом грустно! И такова жизнь наша… Сколько тут поэзии, сколько философии, сколько истины!..».

Образ автора в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Поскольку жанр поэмы предполагает равноправие лирического и эпического начал, без авторского слова обойтись в этом произведении невозможно. Лирическое начало в поэме «Мёртвые души» реализуется именно в авторских отступлениях.

Не являясь героем поэмы, автор «Мёртвых душ» выступает в ней как лирический герой. Представление о лирическом герое читатель получает, анализируя литературные взгляды и размышления Гоголя об избранности писателя, о двух типах писателей, о двух типах портретов, о языке художественного произведения, о выборе главного героя.

Автор делится с читателем своими творческими замыслами: «И вот таким образом составился в голове нашего героя сей странный сюжет, за который, не знаю, будут ли благодарны ему читатели, а уж как благодарен автор, так и выразить трудно. Ибо, что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль, не явилась бы на свет сия поэма». Автор беседует с читателем о своём положительном идеале, говорит о своём отношении к Чичикову Тема № 61. Образ автора в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»: Готовимся к сочинению / Литература. - №7. - 2001..

Автор постоянно общается с читателем, причём в отношении к читателю частенько сквозит ирония, скрытая под стремлением угодить. Вот как Гоголь обращается к дамам-читательницам: «Дамам он [Чичиков] не понравится, это можно сказать утвердительно, ибо дамы требуют, чтобы герой был решительное совершенство…» Автор поэмы пытается предугадать отношение читателя к главному герою, представить возможную реакцию читателя.

Автор выступает в своём лиро-эпическом произведении и как рассказчик. Некоторые его высказывания связывают отдельные эпизоды поэмы, играют важную композиционную роль: «…Мне пора возвратиться к нашим героям, которые стояли уже несколько минут перед дверями гостиной, взаимно упрашивая друг друга пройти вперёд». Другие высказывания автора связывают отдельные эпизоды или лирические отступления с основным повествованием.

Соотношение лирического и эпического начал в поэме является средством выражения авторской позиции.

Обобщающие отступления, связанные с эпической частью, раскрывают отношение автора к героям. Авторская позиция выражается и через восприятие Чичикова. Иногда сложно отделить мысли Чичикова от лирических отступлений.

К гоголевскому «пафосу субъективности» Белинский относился двойственно. Многие лирические отступления он оценил высоко. Скажем, о грустной доле реалиста, вызывающего своими произведениями о тяжелом положении страны ненависть светской «черни». Или -- отступления, реплики, замечания (типа: «Эх, русский народец! Не любит умирать своею смертью!») в защиту народа. Такого рода авторские размышления критик назвал «гуманной субъективностью». Одновременно он справедливо сомневался в возможности (заявленной уже в I томе поэмы) найти реальные прототипы «мужа, одаренного божественными доблестями», и столь же идеальной «девицы»: «обещано так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание».

Нельзя не согласиться с таким суждением. Тем не менее, нельзя не учитывать и логику творческих исканий писателя. После написания I тома он почувствовал необходимость выразить свои идеалы во всей их полноте. Авторские переживания при виде общественных пороков требовали уравновешенного изображения гармонических отношений. С этой целью и создается II том поэмы Русская литература. Советская литература. Справочные материалы. -- М.: Мысль, 1989. С. 63-65..

Она была опубликована в 1842 году. В этой статье будет рассмотрен образ автора в поэме "Мертвые души". Гоголь играет в ней особую роль. Николай Васильевич выступает не пассивным повествователем в "Мертвых душах", а мудрым собеседником. Он ведет неспешный разговор со своим читателем.

Предисловие ко 2-му изданию "Мертвых душ"

Автор в предисловии ко 2-му изданию произведения просит читателя помочь ему. Поможет понять образ автора в поэме этого предисловия. В нем он говорит, что не может знать всего, что происходит на русской земле, поэтому в этой книге многое описано неверно. Николай Васильевич признается, что от его поспешности, незрелости и оплошности произошло много промахов и ошибок, поэтому на всякой странице произведения есть что поправить. И Гоголь просит сделать это читателя - поправить его.

Далее Николай Васильевич дает нам конкретные рекомендации, что нужно делать для того, чтобы правильно помогать ему. В частности, следует после прочтения нескольких страниц этой поэмы припомнить и записать на бумаге собственные жизненные воспоминания. После того как лист бумаги будет заполнен этими записями, нужно его отослать автору. Предисловие это показывает, насколько важным для Гоголя было знать о том, как воспринимает его поэму читатель.

Почему это произведение - поэма?

Само жанровое определение "поэма" связано со значением, которое имеет образ автора в поэме "Мертвые души". Такое название для своего творения придумал сам Н.В. Гоголь. Как известно, поэма - это лирический жанр. А для такого рода произведений важен не столько сюжет как таковой, сколько авторские настроения, переживания.

Роль в поэме лирических отступлений

По мере того как развивается главная сюжетная линия, в поэме появляется все больше лирических отступлений, через которые раскрывается образ автора в поэме "Мертвые души". В них Николай Васильевич напрямую общается со своим читателем. Он ему рассказывает о том, что его тревожит и волнует в данный момент. Читатель подключается к процессу творчества, выступая одновременно в роли критика произведения. Общественным явлением (а не чисто литературным) становится факт появления этой поэмы.

Влияние философов-просветителей

Анализируя образ автора в поэме "Мертвые души" по лирическим отступлениям, заметим, что гоголевское мировоззрение тесным образом связано со взглядами различных философов-просветителей. Главная идея этих мыслителей заключалась в том, что по своей природе человек - гармоничное существо. И именно несправедливые общественные законы виноваты в его пороках. Они вынуждают личность человека приспосабливаться к жизни и нарушать осознанно присущие ей.

Патриотическим пафосом наполнены лирические отступления Гоголя. Дополняя образ автора в поэме "Мертвые души", отметим, что, изображая опустившихся, порочных людей, Николай Васильевич в то же время лелеет свою мечту о прекрасном человеке. Он видит неустроенность и разруху на родной земле, но не перестает верить в светлое будущее России. Где, как не здесь, в этой огромной стране суждено родиться беспредельной мысли?

Воспоминания из жизни автора в произведении

Николаю Васильевичу важно было включить в свое произведение воспоминания о собственной жизни. Например, он в 6 главе размышляет о своей юности, говорит о том, что любил подъезжать к незнакомому месту. Пытливый детский взгляд юного Гоголя открывал для себя много любопытного. Этот взгляд с годами стал охлажденным, утратилась свежесть восприятия жизни.

Цель, которую преследовал Гоголь

Автор в 11 главе полемизирует с читателями, которые не хотят говорить о разрухе и бедности, о глупом и презренном в жизни. Он считает, что нежелание слышать горькую правду о родной стране порождает в людях ложный патриотизм. Ведь к разрешению проблемы никогда не приведет ее замалчивание.

Автор интересующей нас поэмы является творцом, который избран для того, чтобы задуматься о жизни, о самом существенном в ней - дальнейшей судьбе России. Николай Васильевич ощущал, что лишь он может осуществить эту великую миссию. Чтобы воплотить в жизнь задуманное, он приложил все свои усилия.

Ирония Гоголя

Автор поэмы постоянно общается с читателем. В отношении к нему при этом часто сквозит ирония, которую Гоголь скрывает под стремлением угодить. Например, он обращается к читательницам и говорит, что Чичиков дамам не понравится, так как они требуют, чтобы герой произведения был "решительным совершенством". Николай Васильевич стремится предугадать отношение к Чичикову читателя, представить возможную реакцию на него.

Гоголь как лирический герой и рассказчик

В этом лиро-эпическом произведении автор выступает как лирический герой и как рассказчик одновременно. Гоголь размышляет об избранности писателей, о двух их типах, о выборе героя и о языке произведения, делится творческими замыслами. Все это характерно для лирического героя. Некоторые высказывания Гоголя служат для того, чтобы связать отдельные эпизоды "Мертвых душ". Они играют в поэме важную композиционную роль. Конечно, Гоголь выступает здесь в роли рассказчика.

Соотношение эпического и лирического начал произведения - средство, с помощью которого Николай Васильевич выражает Связанные с эпической частью обобщающие отступления раскрывают отношение Николая Васильевича к своим героям. Иногда сложно отделить в поэме от лирических отступлений мысли Чичикова. В лирической части автор выступает как поэт-романтик, а в эпической - как новатор-реалист.

Итак, мы описали образ автора в поэме "Мертвые души" кратко. Более подробный его анализ можно провести, если взять за основу эту статью. Прочитав произведение и отметив в нем места, в которых звучит голос Гоголя, можно дополнить образ автора в поэме "Мертвые души". С цитатами анализ станет более основательным и подробным.