Презентация - жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Реферат: Жизнеобеспечение жилища Ковалев Александр Прокофьевич

1. Особенности современного жилища и его жизнеобеспечения

Городские жители проживают, как правило, в многоэтажных кирпичных, блочных или панельных домах. Их квартиры электрифицированы, газифицированы, оборудованы водопроводом и канализацией. Во многих домах имеются лифты. В городах имеются службы безопасности (пожарная охрана, милиция, «скорая помощь», службы газа), а в некоторых имеются и службы спасения.

Сельских жилищ, в отличие от городских, меньше коснулась современная цивилизация. Большинство их обитателей проживают в деревянных одноэтажных домах. Не в каждом селе и деревне есть газ, водопровод, канализация. Многие сельские жители пользуются водой из колодцев, для приготовления пищи и обогрева помещений применяют газовые баллоны и обычные печи. Службы безопасности чаще всего находятся в соседних городах и поселках городского типа. Поэтому во многих случаях сельский житель должен в первую очередь рассчитывать на свои силы.

Все инженерные системы равным образом важны и необходимы для поддержания дома в рабочем состоянии. Без некоторых из них (водо- и электроснабжение, канализация, отопление…) жизнь в здании и жизнь самого здания невозможны. Без других (лифт, телевидение, телефон) – возможна, но очень не комфортна. А без некоторых (спутниковая антенна, электронные системы безопасности…) – не цивилизованна и не современна. Действительно. Без лифта плохо, а уж без воды, тепла зимой, канализации и мусороудаления уж совсем никак. Поэтому первую группу инженерных систем назовем системами жизнеобеспечения дома и рассмотрим их более внимательно. Вам будет полезно знать эту небольшую информацию с тем, чтобы проконтролировать капитальный ремонт вашего здания или грамотно требовать качественного ремонта этих систем, например, у того же ЖЭУ.

Отопительная система Россия – холодная страна. Поэтому обогрев жилого помещения в зимнее время является для наших соотечественников жизненно необходимым. Исторически сложилось так, что в крупных российских городах большинство жилых домов оснащено центральными водяными системами отопления. Центральными называются такие системы, в которых генератор тепла (например, котел) вынесен за пределы отапливаемых помещений (домов) и теплоноситель (как правило, вода) транспортируется к дому по теплотрассе. Используются: а) системы с естественной циркуляцией за счет разности плотностей остывшей и нагретой воды и б) системы с механическим побуждением циркуляции насосами. По расположению внутридомовых магистралей различают системы с верхней разводкой (по чердаку) и с нижней разводкой (по подвалу). Центральные системы надежны, работоспособны, но экономически дороги, так как технология сложна, требуется много квалифицированных работников и велики потери при передаче тепла по трассам от теплостанций до конкретного дома. Широкие перспективы открываются при использовании домовых котельных нового поколения для создания децентрализованных систем теплоснабжения.

Системы горячего и холодного водоснабжения. Под системой водоснабжения понимается внутренний водопровод для подачи воды (холодной и горячей) питьевого качества. Как и в случае с отопительной системой, в российских крупных и средних городах используется централизованная подача воды. При этом поставщик должен гарантировать следующие параметры: a) бактериологические показатели; b) токсические и химические показатели; c) цветность и прозрачность; d) отсутствие резких запахов. К сожалению, действующий ГОСТ на питьевую воду устарел и хорошую очистку воды дают только дорогостоящие фильтры, которые каждый (у кого есть деньги) может устанавливать на смесителе в своей квартире. Значительное распространение, кроме централизованного, имеет система нагрева воды с помощью газовых колонок. Эта система имеет свое преимущество для потребителя: каждый из нас неоднократно испытывал значительное неудобство при централизованном отключении горячей воды при работающей холодной. Как правило, это происходит из-за ремонта теплотрасс не реже одного раза в год. Пользователи газовых колонок избавлены от этих проблем. Однако, следует не забывать, что такая система небезопасна и требует периодического надзора городских газовых служб.

Канализация Жители больших городов настолько привыкли к наличию канализации для отведения сточных вод от санитарных приборов (раковины, мойки, унитазы, ванны и т.п.) в своих домах, что вспоминают о важности этой инженерной системы лишь, когда она засоряется. Однако, следует помнить, что это одна из важнейших систем жизнеобеспечения дома, которая требует особого ухода и заботы. Система канализации может быть простой и усложненной: например, если в доме имеются внутренние водостоки, то предусматривается для них своя канализационная система.

Электроснабжение дома Трудно себе представить, что еще каких-то 80 лет назад электричество в домах было редкостью. Теперь «лампочка Ильича» светит в каждой квартире. И если бы только лампочка. Когда отключается электропитание: текут холодильники, голубое (теперь цветное) телевизионное окно в мир захлопывается, а в домах с электроплитами и просто беда – все переходят на бутерброды. Наши дома снабжаются электроэнергией городскими службами. Как правило, каждый подъезд имеет свой ввод. От него идет запитка на квартирный щит и далее разводка на каждую квартиру. По квартире идут две линии: осветительная и силовая (на розетки). Чтобы пользователи не подвергались опасности электроудара и чтобы не было пожароопасных ситуаций должны быть выполнены следующие условия: a) энергоемкие приборы (плиты, компьютеры, кухонные агрегаты и т.п.) должны быть заземлены; b) провода должны быть скрыты в строительных конструкциях, их сечение должно быть рассчитано на Ваши приборы, иными словами суммарная мощность электроприборов в квартире не должны превышать определенного лимита, который должен быть известен жителям; c) все розетки должны быть исправны.

Вентиляция и кондиционирование воздуха Свежесть воздуха в квартире, на лестничной клетке должна обеспечиваться системами естественной вентиляции. По действующим нор-мам вытяжки (специальные полости – каналы в строительных конструкциях) должны быть только на кухне, в ванной комнате, в туалете. При наличии мусоропровода устанавливается дефлектор над стволом мусоропровода. Сегодня требования к вентиляции возросли. Происходит постепенная замена естественной вентиляции – вентиляцией с механическим побуждением – с установкой вентиляторов в каналы. При этом эффективность вытяжки резко возрастает и не зависит от атмосферных факторов (ветер или температурный перепад в квартире и на улице).

Газоснабжение. Для приготовления пищи в крупных городах используются два источника энергии – газ и электричество. Преимущество газа: низкая стоимость и слабая, по сравнению с электроэнергией, тенденция к ее росту. Но газ – взрывоопасен. Поэтому, работы на газовых магистралях, оборудовании и приборах ведутся работниками специальных городских служб.

Лифтовое хозяйство Большинство из нас живут в многоэтажных домах, поэтому в необходимости бесперебойной работы лифтов дома никого убеждать не нужно. Являясь оборудованием повышенной опасности, лифтовое хозяйство, как и система газоснабжения, обслуживается специализированными фирмами, которые по договору с эксплуатирующей организацией осуществляют профилактику и ремонтные работы.

Системы безопасности. Криминогенная обстановка в российских городах заставляет предусматривать в жилых домах систему мер по обеспечению безопасности. При этом возможны несколько вариантов: применение охранно-пожарной сигнализации с выведением на централизованный пульт вневедомственной охраны или специализированной охранной фирмы: при этом может применяться блокировка входной подъездной двери (включается в ночное время), блокировка входных дверей в квартиры (включается самими жильцами, когда они уходят из дома), установка сигнализации в холлах этажей; могут применяться и более простые меры: установка металлических дверей в подъездах и квартирах, установка домофона. Против несанкционированного проникновения в подъезд эффективным бывает наличие консьержек. Большую опасность для здоровья и жизни людей представляют пожары. Особенно они опасны в многоэтажных домах. С целью своевременного оповещения о возникших возгораниях и задымлении перед квартирами, в холлах и других больших помещениях, где возможно скопление людей, устанавливают датчики пожароохранной сигнализации. Вывод сигнала о пожаре идет в диспетчерскую и на пульт охранной фирмы. Кроме того, в доме должна быть установлена аварийная противодымная вентиляция, для обеспечения времени, необходимого для эвакуации людей в начальной стадии пожара.

Система мусороудаления Немаловажным вопросом для жилого дома является гигиеническая система мусороудаления. В существующем жилом фонде имеется большое количество домов без мусоропроводов, с мусоропроводами, расположенными внутри квартир или на лестничной клетке. Система му-сороудаления должны быть герметичной, а выгрузка мусор из бункеров-накопителей – постоянной и ритмичной с тем, чтобы в местах расположения мусоропроводов, лестничном объеме или квартире, был свежий воздух и мусоропровод не был рассадником тараканов и источником пожарной опасности.

Озеленение придомовой территории Общеизвестно, что экологическая обстановка в крупных российских городах далека от идеальной. Зеленые насаждения, как источник свежего воздуха, для многих городских жителей, особенно для детей и пожилых людей, становится жизненно важной проблемой. Но полезна не любая зелень. Следует избегать посадки тополей. Последние, по мнению медиков, вызывают аллергические реакции у определенной группы населения. Проблемы с естественной освещенностью и инсоляцией (попадание прямых солнечных лучей, необходимое для нормальной жизнедеятельности) могут возникнуть у жителей нижних этажей и из-за перенасыщения прилегающей к дому территории высокими густыми деревьями. Следует также не забывать, что ухоженные газон и кустарники, цветы на клумбах, правильно подобранные многолетние деревья не только улучшают экологическую ситуацию, но и способствуют эстетическому наслаждению.

2. Основные правила пользования электричеством и бытовым газом

Главной обязанностью жильца является сохранение и бережное отношение к дому. Роль жильцов в эксплуатационном процессе дома сводится в основном к своевременному и полному внесению платежей за оказанные услуги, к контролю за качеством работ и услуг.

Правила пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов запрещают:

Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы, радиоприемники и телевизоры;

Использовать неисправные рубильники, розетки и другие электроустановочные устройства;

Применять самодельные и неисправные электронагревательные приборы, нестандартные предохранители и другие средства защиты от перегрузки и короткого замыкания;

Накрывать и оборачивать светильники и лампы бумагой, тканью и другими легковоспламеняющимися материалами;

Использовать приборы с нарушением приложенных инструкций и рекомендаций;

Применять провода и кабели с поврежденной изоляцией, прокладывать электропроводку через складские помещения, через пожаро- и взрывоопасные зоны.

Особые правила следует соблюдать при эксплуатации телевизоров. Нельзя устанавливать телевизионные приемники рядом с отопительными приборами, а также поблизости от легковоспламеняющихся вещей и приборов. Не следует оставлять включенный телевизор без присмотра, закрывать вентиляционные отверстия в его стенках и применять нестандартные и самодельные предохранители. Розетка подключения вилки питания должна находиться в доступном месте, чтобы в случае неисправности телевизора (гудение, запах гари, дым) его можно было быстро отключить от сети.

Электрооборудование жилых домов должно обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии к источникам освещения, бытовым прибора, силовым установкам и другим токоприемникам, имеющимся в здании в соответствии с действующими стандартами.

Электрооборудование жилых домов должно обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии к источникам освещения, бытовым прибора, силовым установкам и другим токоприемникам, имеющимся в здании в соответствии с действующими стандартами. Эксплуатация электрических установок в жилых домах производится в соответствии с девствующими «Правилами устройств электроустановок», «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда» и направлена на обеспечение исправного состояния электрооборудования, надежную и рациональную эксплуатацию установок, а также на безопасные условия труда при обслуживании и ремонте электрооборудования. В ведении Домоуправления находятся: шкафы вводных устройств и общедомовые электрические сети (с входных зажимов отключающих устройств до входных зажимов общеквартирных счетчиков); светильники мест общего пользования: лестничных клеток, подвалов, чердаков, уличного освещения придомовой территории. При обслуживании электроустановок персонал руководствуется технической документацией. В Домоуправлении должна находиться следующая документация: исполнительные чертежи схем электропроводок и электроустановок; паспорта и протоколы испытаний защитного заземления электрооборудования, а также протоколы сопротивлений изоляции сетей; инструкция по обслуживанию электроустановок; акты на скрытые работы. Персонал Домоуправления, обслуживающий электрические установки жилых домов, обязан выполнять следующее: обеспечивать надежную, экономичную и безопасную работу электроустановок; осуществлять нормальную, безаварийную работу силовых и осветительных установок в соответствии с требованиями ПТЭ и ПТБ; своевременно проводить планово-предупредительные ремонты и профилактические осмотры и испытания электрооборудования и электрических сетей; проводить мероприятия по рациональному расходованию электроэнергии за счет снижения непроизводительных потерь; внедрять новую технику в электрохозяйство, способствующую более надежной, экономичной и безопасной работе электроустановок; проводить мероприятия по технике безопасности, предупреждению аварий; немедленно отключать участок сети в случае выявления дефектов, угрожающих целостности оборудования, безопасности людей, пожарной безопасности; сообщать в электроснабжающую организацию об авариях, связанные с отключением питающих линий и о всех неисправностях расчетных электросчетчиков. Электромонтер Домоуправления должен изучить и четко представлять схему и трассы силовой и осветительной проводки, расположение распределительных щитов, соединительных коробок и других элементов электрической сети тех участков, которые закреплены за ним. Для выполнения работ по техническому обслуживанию и осмотру электрооборудования за каждым электромонтером приказом по Домоуправлению закреплена группа домов или электроустановок. Для производства работ должны выделяться необходимые материалы для нормальной эксплуатации электроустановок, а также предохранители, запас плавких вставок, ламп и другие запасные части к электроустановкам. Приступив к работе, электромонтер обязан ознакомиться с записями в «Журнале заявок на ремонт электроустановок» об имеющихся заявках, неисправностях и устранить их, сделав об этом в журнале соответствующую запись, а по окончании работы записать в «Журнал учет осмотров и обслуживания электрооборудования» об обнаруженных неисправностях во внутридомовых сетях и электроустановках. Эти журналы хранятся в Домоуправлении. Периодичность технических осмотров и обслуживание внутридомовых сетей проводят согласно устным или письменным распоряжениям Главного инженера Домоуправления в сроки, указанные ниже. Осмотр и обслуживание внутридомовых электросетей и электроустановок производится в сроки: осмотр открытой прокладки изолированных проводов – 1 раз в 3 месяца; осмотр скрытой прокладки проводов – 1 раз в 6 месяцев; осмотр проводов, проложенных в стальных трубах – 1 раз в 6 месяцев; осмотр всех элементов внутридомового электрооборудования – 1 раз в 6 месяцев; измерение тока по фазам магистральных линий – 1 раз в год; проверка величины напряжения – 1 раз в год; испытание заземляющих устройств – 1 раз в год; проверка сопротивления изоляции сетей – 1 раз в 3 года; осмотр и текущий ремонт групповых щитков и наличие нормальных предохранителей – не реже 1 раза в год; осмотр и чистка светильников общего пользования – 1 раз в 6 месяцев. Во время технического осмотра электроустановок проверяют исправность контактных зажимов, соединений в осветительных коробках, а также проводов, подводимых к светильникам, выключателям, розеткам, щитку и электросчетчикам. При проверке исправности крепления открыто проложенных проводов особое внимание следует обращать на наличие втулок и трубок в проводках через стены, на надежность заземляющих проводов. Проверяют исправность и чистоту групповых щитков и установок предохранителей, прочность крепления светильников. Профилактические измерения тока во внутридомовых электросетях выполняют по всем фазам для выявления несимметричных нагрузок, пересоединения проводов для создания относительной симметричности действия нагрузок и правильного выбора предохранителей или установок автоматов. Проверку величины тока и напряжения в различных точках сети проводят в часы максимальных электрических нагрузок. Испытания заземляющих устройств выполняют одновременно с проверкой переходных сопротивлений между заземленным электрооборудованием и магистралью заземления. Внеочередные осмотры электроустановок проводят после стихийных бедствий, которые представляют опасность для сохранности электросетей (сильные ливни, наводнения, ураганы). Электромонтеры Домоуправления. Кроме технического осмотра, осуществляют текущий ремонт внутридомовых электрических сетей и электрооборудования. В хо-де выполнения такого ремонта производят частичную замену внутренних электропроводок, переразделку концов кабелей и оконцевание кабелей. Все операции по ремонту электрооборудования и проводов выполняют с полным соблюдением норм и правил. Надежность работы электрооборудования, установленного в жилых домах в первую очередь определяется качеством ремонта и соответствующих испытаний.

При пользовании в быту газовыми приборами следует выполнять следующие меры безопасности:

Эксплуатацию оборудования и приборов осуществлять только в соответствии с требованиями инструкций;

При прекращении подачи газа и неисправности газового оборудования закрыть краны и вентили и сообщить в аварийную службу по телефону 04;

По окончании пользования газом закрыть краны на газовых приборах, вентили перед ними, а при пользовании баллонами - и вентили баллонов;

При обнаружении запаха газа в жилом помещении, подъезде, подвале, на улице немедленно прекратить пользование газовыми приборами, перекрыть краны и вентили, в помещениях открыть окна и форточки. Удалить людей из опасной зоны, предупредив о мерах предосторожности, и вызвать аварийную службу газового хозяйства (по телефону 04 из незагазованного помещения).

При наличии запаха газа категорически запрещается зажигать огонь, включать и выключать электроосвещение и электроприборы, пользоваться электрозвонками.

Правилами пользования газом в быту запрещается:

Оставлять работающие газовые приборы без присмотра и допускать к ним детей дошкольного возраста;

Использовать газовые плиты для отопления помещений;

Применять открытый огонь для обнаружения утечек газа;

Отдыхать и спать в помещениях, где установлено газовое оборудование;

Располагать газовые баллоны ближе 2 м от топочных дверок печей.

В помещении разрешается иметь только такое количество баллонов, которое необходимо и разрешено соответствующей инструкцией.

При эксплуатации отопительных печей следует выполнять следующие правила безопасности:

Нельзя оставлять без присмотра топящуюся печь или поручать надзор за ней малолетним детям;

Не следует использовать для разжигания печи бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;

Нельзя сушить белье над раскаленной печью и располагать пожароопасные вещи и жидкости вблизи топящейся печи;

Не следует оставлять открытыми двери топок, а пол перед топочным отверстием должен быть прикрыт металлическим листом.

Список литературы

1. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. Ч. 2/ П.Г. Белов, А.Ф. Козьяков. С.В. Белов и др.; Под ред. С.В. Белова. –М.: ВАСОТ. 1993.

2. Безопасность жизнедеятельности/ Н.Г. Занько. Г.А. Корсаков, К. Р. Малаян и др. Под ред. О.Н. Русака. –С.-П.: Изд-во Петербургской лесотехнической академии, 1996.

3. Белов С.В. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. – М.: ВАСОТ. 1993.

4. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1.–-М. ВАСОТ, 1992

5. Долин П.А. Ликвидация чрезвычайной ситуации. М., Энергоиздат, 1992

6. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. –М.: изд-во ИЦ «Россия молодая» –Экология, 1992.

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-1.jpg" alt=">Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища ">

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-2.jpg" alt="> Человек многого достиг в достижении комфорта. Современный быт очень сильно отличается от быта"> Человек многого достиг в достижении комфорта. Современный быт очень сильно отличается от быта наших предков. Даже один век назад в большей части городских и сельских домов многое было совсем не так, как сейчас. Мысленно перенесемся на 100 лет назад, в на чало. XX в. , и посмотрим, чем было снабжено тогда жилище среднего человека.

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-4.jpg" alt="> В доме была печь, которая его обогревала. Для того чтобы поддерживать тепло, необходимо"> В доме была печь, которая его обогревала. Для того чтобы поддерживать тепло, необходимо было запасать дрова и топить ими печь. Пища также готовилась на огне в печи. Комнаты в большинстве домов освещались керосиновыми лампами, туалет был на улице. Умывались из рукомойников, воду в дом носили из колодцев или уличных колонок. Хранилась вода в ведрах или бочках.

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-6.jpg" alt="> Иными словами, требовалось много времени и сил для создания нормальных условий быта. Сегодня"> Иными словами, требовалось много времени и сил для создания нормальных условий быта. Сегодня квартира горожанина уже в среднем городе в основном обеспечивается холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию, электрифицирована. Для удовлетворения потребностей человека в его жилье сегодня используются различные бытовые, электрические и газовые приборы

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-8.jpg" alt="> Насыщение жилища различными приборами потребовало от человека другого отношения к своему дому и"> Насыщение жилища различными приборами потребовало от человека другого отношения к своему дому и иных обязанностей по отношению к нему. Чтобы обезопасить себя и свое жилище при использовании оборудования и приборов, человек должен хорошо знать и соблюдать правила их эксплуатации. Несоблюдение этих правил может привести к беде.

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-10.jpg" alt=">Нарушение правил электробезопасности может привести к электротравмам и пожару. ">

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-11.jpg" alt="> Правила пожарной безопасности л и"> Правила пожарной безопасности л и е прави арушен ри Н пас ности п ми ой безо тробытовы пожарн ии элек н и п ользова хр анении ми, прибора ании в и спользо и х горючи ющихся. с пламеня вести к пожару легково ожет при м веществ

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-12.jpg" alt="> Правила эксплуатации Нарушение правил эксплуатации водопровода и канализации может привести"> Правила эксплуатации Нарушение правил эксплуатации водопровода и канализации может привести к затоплению своей квартиры, квартиры соседей.

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-13.jpg" alt="> Снизить риск Чтобы ваш дом всегда был в хорошем состоянии,"> Снизить риск Чтобы ваш дом всегда был в хорошем состоянии, чтобы снизить риск возникновения опасных ситуаций в доме и неприятных и даже трагических последствий, необходимо в нем поддерживать постоянный порядок. В этом есть и часть ваших обязанностей: нужно помогать родителям в уборке комнат, всегда держать в определенном месте свои учебники, спортивный инвентарь.

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-15.jpg" alt="> Правила эксплуатации При необходимости использования того или иного прибора надо вспомнить или,"> Правила эксплуатации При необходимости использования того или иного прибора надо вспомнить или, если это новый прибор, вместе с родителями изучить правила его эксплуатации

Src="http://present5.com/presentation/1/-101118911_426478906.pdf-img/-101118911_426478906.pdf-16.jpg" alt="> Выводы: Вы узнали, что: человек многого"> Выводы: Вы узнали, что: человек многого достиг в достижении комфорта; в начале XX века требовалось много времени и сил для создания нормальных условий быта; при использовании бытовых приборов надо соблюдать правила эксплуатации.


Здравствуйте! Снова с вами я - профессор Галилео! Вы, наверное, помните, что на прошлом уроке мы говорили о городе и его опасностях? ПОВТОРИМ ТЕМУ ПРОШЛОГО УРОКА Отлично! Тогда я вам предлагаю ответить на вопросы маленького теста Отлично! Тогда я вам предлагаю ответить на вопросы маленького теста Источники опасности Зоны повышенной опасности Транспорт Железные дороги Промышленное производство Загрязнение окружающей среды Концентрация правонарушений Стадионы, места массовых развлечений Вокзалы, рынки Дворы, пустыри, заброшенные дома Автомобильные трассы Переходы через железнодорожные и трамвайные пути


Ну, а теперь, разделившись на команды, попробуйте отгадать мою шараду!!! Из предложенных слов составьте предложение и запишите его в тетрадь Ну, а теперь, разделившись на команды, попробуйте отгадать мою шараду!!! Из предложенных слов составьте предложение и запишите его в тетрадь ПОВТОРИМ ТЕМУ ПРОШЛОГО УРОКА СИТУАЦИИСИТУАЦИИ ПРЕДВИДЕТЬПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНЫЕОПАСНЫЕ МОЖНОМОЖНО ИИ НУЖНОНУЖНО


Молодцы! Вы отлично справились с заданием! А теперь послушайте стихи и ответьте мне – о чем сегодня пойдет речь? Молодцы! Вы отлично справились с заданием! А теперь послушайте стихи и ответьте мне – о чем сегодня пойдет речь? О ЧЕМ ЭТИ СТИХИ? Вот мой дом, моя квартира, Здесь учусь, играю, сплю. Вы ответьте мне, ребята, В безопасности живу? Вот мой дом, моя квартира, Здесь учусь, играю, сплю. Вы ответьте мне, ребята, В безопасности живу?














Давайте систематизируем наши знания и заполним таблицу ИСТОЧНИКИ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ В ЖИЛИЩЕ И ИХ ПРИЧИНЫ Источники опасных ситуаций в жилище Их причины Пожар Поражение электрическим током Взрыв газа Затопление Отравление (газом или химическими веществами Разрушение строительных конструкций Неисправная электропроводка, техника, неосторожное обращение с огнем, утечка газа Несоблюдение инструкций, неисправность в электротехнике Неисправность газовой плиты, невыключенная плита, оставление рабочий плиты без присмотра Разрыв трубы, батареи; стиральная машина, оставленная без присмотра; незакрытый кран Неосторожное обращение, нарушение инструкций, нарушение правил хранения, халатность Взрыв, землетрясение, аварии в подземных коммуникациях






1.Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений / А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под общей редакцией А.Т.Смирнова. – 5-е изд. – М.: - Просвещение, Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под общей редакцией Ю.Л.Воробьева. – 2-е изд., испр. и дополн.– М.: АСТ: Астрель, 2007 tp://s59.radikal.ru/i166/0906/6f/0d2aea9ee10c.jpg ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ ССЫЛКИ

Урок по ОБЖ с учащимися 5 класса (ФГОС)
Тема: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища»

Продолжение учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия: Лекция, беседа.
Цели и задачи учебного занятия:
Обучающая: Выявить источники возникновения аварийных и опасных ситуаций в жилище, ознакомить учащихся с причинами возникновения возможных опасных ситуаций в квартире.
Развивающая: Составить с учащимися перечень возможных аварийных и опасных ситуаций в жилище.
Воспитывающая: Формировать чувство ответственности за безопасную жизнь в собственном доме.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук или стационарный компьютер.
Дидактические материалы: Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности», тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности», мультимедийная презентация «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища», учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией А.Т.Смирнова – М.: Просвещение, 2008, «Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя». – М.: ТЦ Сфера, 2003

ХОД УРОКА

I этап учебного занятия: приветствие
Цель Задачи Длительность
Настроить учащихся на положительные эмоции для восприятия нового материала Дать положительные эмоции, раскрепостить учащихся для беседы 1 минут

Слово учителя: Здравствуйте, дети! Садитесь. Я рад приветствовать вас на нашем уроке «Основы безопасности жизнедеятельности. На прошлом уроке мы начали с вами с того где мы живем и какие опасности нас с вами подстерегают. Вы все выполнили домашнее задание и прочитали параграф нашего замечательного учебника. Здороваются с учителем, садятся.

Слушают учителя.

II этап учебного занятия повтор пройденного материала (тестирование, вопросы)
Цель Задачи Длительность
Проконтролировать разными способами усвоение материала прошлого урока Закрепить полученные знания на предыдущем уроке. Выявить недостатки в усвоении пройденного материала 5 минут
Деятельность учителя Деятельность учеников
Обращение учителя к ученикам:
(слайд 2) Вы, наверное, помните, что на прошлом уроке мы говорили о городе и его опасностях? (щелчок мыши) Отлично! Тогда я вам предлагаю ответить на вопросы маленького теста (щелчок мыши)
Вставьте правильно в таблицу из предложенных вариантов источники опасности и зоны повышенной опасности Раздаточный материал «Тест»
(слайд 3)А вот так вы должны были выполнить задание (щелчок мыши). Те, кто не допустил ни одной ошибки, могут в графе оценок поставить себе «5», две ошибки «4». Все остальные, надеюсь, смогут подготовиться в следующий раз к уроку немного лучше. Дети слушают, берут раздаточный материал с текстом, подписывают контрольный лист и
(слайд 4) Ну. А теперь, разделившись на группы, попробуйте отгадать такую загадку. (щелчок мыши)
Из предложенных слов составьте предложение с одним из правил безопасности и запишите его в тетрадь.
(слайд 5) (Через 1 минуту) Отлично! Вы справились с заданием и хорошо запомнили одно из правил безопасности «Опасные ситуации можно и нужно предвидеть». Дети, разделившись на группы по 4 человека, пытаются из предложенных слов составить предложение.

II этап учебного занятия: определение темы и постановка цели урока
Цель Задачи Длительность
В непринужденной форме определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока 1 минуты
Деятельность учителя Деятельность учеников
(слайд 6) Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Предыдущая тема усвоена Вами хорошо.
А теперь послушайте стихи и ответьте мне – о чем сегодня пойдет речь?
Вот мой дом, моя квартира,
Здесь учусь, играю, сплю.
Вы ответьте мне, ребята,
В безопасности живу?
Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о безопасности нашего жилища. Дети слушают стихи и пытаются понять тему урока. Те, кто понял, поднимают руки и отвечают учителю.
(слайд 7) Итак, тема нашего урока «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища». Сегодня мы с вами узнаем, какие опасности нас поджидают в родном доме, узнаем их причины, попытаемся научиться их предвидеть. Дети записывают тему урока в тетрадь.
III этап учебного занятия: изучение нового материала
Цель Задачи Длительность
Ознакомить учащихся с основными опасностями в жилище Научить предвидеть и объяснять причины опасностей 33 минуты
Деятельность учителя Деятельность учеников
Слово учителя: Человек постоянно стремился улучшить условия своей жизни, постоянно совершенствовал жилище, пытаясь обеспечить его всем необходимым.
(слайд 8) Трудно было древнему человеку. Ветхое жилье или пещера. Костер служил освещением, средством приготовления пищи и обогревом. Сможет ли человек долго прожить в таких условиях? Дети слушают рассказ учителя.
Отвечают на поставленный вопрос.
Слово учителя: И человек многого достиг. Современный быт очень сильно отличается от быта наших предков. Даже один век назад в большей части городских и сельских домов многое было совсем не так, как сейчас. Мысленно перенесемся на 100 лет назад, в начало XX века, и посмотрим, чем было снабжено тогда жилище среднего человека.
(слайд 9) В доме была печь, с необходимым запасом дров. Пища готовилась на огне в печи. Комнаты освещались керосиновыми лампами, а туалет был на улице. Умывались из рукомойников, а воду для него и для других нужд носили из колодцев. Хранилась вода в ведрах или бочках. Как думаете, много времени и сил требовалось человеку для создания нормальных условий быта? Дети слушают рассказ учителя.
Отвечают на поставленный вопрос.

Слово учителя: (слайд 10) Сегодня квартира горожанина уже в среднем городе в основном обеспечивается холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию, электрифицирована.

Для удовлетворения потребностей человека в его жилье сегодня используются различные бытовые электрические и газовые приборы, аудио- и видеоаппаратура. Дети слушают рассказ учителя.

Слово учителя (слайд 11) Дает определение жилища, особенности его жизнеобеспечения. Дети слушают и записывают

Слово учителя: Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.
(слайд 12) «Мой дом – моя крепость» - гласит известная поговорка. (щелчок мыши) А всегда ли мы выполняем обязательные правила безопасности и какие опасные ситуации нас могут подстерегать дома? Дети слушают рассказ учителя.
(слайд 13): Ваша задача сейчас, разбившись на группы, перечислить как можно больше опасных ситуаций, которые могут возникнуть у нас дома. Пусть 1 группа подумает об опасностях на кухне, 2-я – в ванне, 3-я - в комнатах. Время на обдумывание 1 минута. Дети делятся на группы по рядам и выполняют задание. После 1 минуты самостоятельной работы идет обсуждение поставленного задания.
Слово учителя: (слайд 14) Предлагаю систематизировать наши знания и заполнить таблицу «Источники опасных ситуаций в жилище и их причины».
(Учитель называет источники и причины опасных ситуаций в доме). Дети в тетрадях рисуют таблицу (можно воспользоваться раздаточным материалом «Таблица. Источники опасных ситуаций в жилище и их причины»). Записывают источники и причины опасных ситуаций в таблицу.

IV этап учебного занятия: заключительный, подведение итогов
Цель Задачи Длительность
Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с места Поставить задачи на следующий урок. Дать домашнее задание
5 минут
Деятельность учителя Деятельность учеников
(слайд 15) Задумывались ли вы раньше о том, сколько опасных ситуаций может возникнуть у нас под боком, в нашем жилище?
Давайте вспомним, какие правила безопасного поведения мы с вами знаем, Правильно!
1. Предвидеть опасность.
2. По возможности избегать ее.
3. При необходимости действовать.
4. Бороться до последнего. Дети отвечают на поставленные вопросы.
Слово учителя: (слайд 16) Ну, а теперь время пришло дать домашнее задание. Объясните пословицы и попробуйте проиллюстрировать ее примерами.
1 вариант – «Выиграешь время – потеряешь жизнь»
2 вариант – «Беда вымучить, беда и вылечить».
И, конечно, вы почитаете наш замечательный учебник, стр. 14-17.
(слайд 17) На этом наш урок окончен. Берегите себя! Дети записывают домашнее задание.

КОНСПЕКТ УРОКА

Класс: 5

Тема: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища»

Продолжение учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: Лекция, беседа.

Цели и задачи учебного занятия:

    Обучающая : Выявить источники возникновения аварийных и опасных ситуаций в жилище, ознакомить учащихся с причинами возникновения возможных опасных ситуаций в квартире.

    Развивающая: Составить с учащимися перечень возможных аварийных и опасных ситуаций в жилище.

    Воспитывающая: Формировать чувство ответственности за безопасную жизнь в собственном доме.

Оборудование : кабинет ОБЖ с мультимедийным проектором, ноутбуком или стационарным компьютером.

Дидактические материалы : Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности», тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности», мультимедийная презентация «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища», учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией А.Т.Смирнова – М.: Просвещение, 2008, «Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя». – М.: ТЦ Сфера, 2003

Ход учебного занятия

I этап учебного занятия: приветствие

Цель

Задачи

Длительность

Настроить учащихся на положительные эмоции для восприятия нового материала

Дать положительные эмоции, раскрепостить учащихся для беседы

1 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слово учителя: Здравствуйте, дети! Садитесь. Я рад приветствовать вас на нашем уроке «Основы безопасности жизнедеятельности. На прошлом уроке мы начали с вами с того где мы живем и какие опасности нас с вами подстерегают. Вы все выполнили домашнее задание и прочитали параграф нашего замечательного учебника.

Здороваются с учителем, садятся.

Слушают учителя.

II этап учебного занятия повтор пройденного материала (тестирование, вопросы)

Цель

Задачи

Длительность

Проконтролировать разными способами усвоение материала прошлого урока

Закрепить полученные знания на предыдущем уроке. Выявить недостатки в усвоении пройденного материала

5 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Обращение учителя к ученикам:

(слайд 2) Вы, наверное, помните, что на прошлом уроке мы говорили о городе и его опасностях? (щелчок мыши ) Отлично! Тогда я вам предлагаю ответить на вопросы маленького теста (щелчок мыши )

Вставьте правильно в таблицу из предложенных вариантов источники опасности и зоны повышенной опасности Раздаточный материал «Тест»

(слайд 3) А вот так вы должны были выполнить задание (щелчок мыши ). Те, кто не допустил ни одной ошибки, могут в графе оценок поставить себе «5», две ошибки «4». Все остальные, надеюсь, смогут подготовиться в следующий раз к уроку немного лучше.

Дети слушают, берут раздаточный материал с текстом, подписывают контрольный лист и

(слайд 4) Ну. А теперь, разделившись на группы, попробуйте отгадать такую загадку. (щелчок мыши)

Из предложенных слов составьте предложение с одним из правил безопасности и запишите его в тетрадь.

(слайд 5) (Через 1 минуту) Отлично! Вы справились с заданием и хорошо запомнили одно из правил безопасности «Опасные ситуации можно и нужно предвидеть».

Дети, разделившись на группы по 4 человека, пытаются из предложенных слов составить предложение.

II этап учебного занятия: определение темы и постановка цели урока

Цель

Задачи

Длительность

В непринужденной форме определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока

Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока

1 минуты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

(слайд 6) Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Предыдущая тема усвоена Вами хорошо.

А теперь послушайте стихи и ответьте мне – о чем сегодня пойдет речь?

Вот мой дом, моя квартира,

Здесь учусь, играю, сплю.

Вы ответьте мне, ребята,

В безопасности живу?

Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о безопасности нашего жилища.

Дети слушают стихи и пытаются понять тему урока. Те, кто понял, поднимают руки и отвечают учителю.

(слайд 7) Итак, тема нашего урока «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища». Сегодня мы с вами узнаем, какие опасности нас поджидают в родном доме, узнаем их причины, попытаемся научиться их предвидеть.

Дети записывают тему урока в тетрадь.

III этап учебного занятия: изучение нового материала

Цель

Задачи

Длительность

Ознакомить учащихся с основными опасностями в жилище

Научить предвидеть и объяснять причины опасностей

33 минуты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слово учителя: Человек постоянно стремился улучшить условия своей жизни, постоянно совершенствовал жилище, пытаясь обеспечить его всем необходимым.

(слайд 8) Трудно было древнему человеку. Ветхое жилье или пещера. Костер служил освещением, средством приготовления пищи и обогревом. Сможет ли человек долго прожить в таких условиях?

Отвечают на поставленный вопрос.

Слово учителя: И человек многого достиг. Современный быт очень сильно отличается от быта наших предков. Даже один век назад в большей части городских и сельских домов многое было совсем не так, как сейчас. Мысленно перенесемся на 100 лет назад, в начало XX века, и посмотрим, чем было снабжено тогда жилище среднего человека.

(слайд 9) В доме была печь, с необходимым запасом дров. Пища готовилась на огне в печи. Комнаты освещались керосиновыми лампами, а туалет был на улице. Умывались из рукомойников, а воду для него и для других нужд носили из колодцев. Хранилась вода в ведрах или бочках. Как думаете, много времени и сил требовалось человеку для создания нормальных условий быта?

Дети слушают рассказ учителя.

Отвечают на поставленный вопрос.

Слово учителя: (слайд 10) Сегодня квартира горожанина уже в среднем городе в основном обеспечивается холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию, электрифицирована.

Для удовлетворения потребностей человека в его жилье сегодня используются различные бытовые электрические и газовые приборы, аудио- и видеоаппаратура.

Дети слушают рассказ учителя.

Слово учителя (слайд 11) Дает определение жилища, особенности его жизнеобеспечения.

Дети слушают и записывают

Слово учителя: Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.

(слайд 12) « Мой дом – моя крепость» - гласит известная поговорка. (щелчок мыши) А всегда ли мы выполняем обязательные правила безопасности и какие опасные ситуации нас могут подстерегать дома?

Дети слушают рассказ учителя.

(слайд 13): Ваша задача сейчас, разбившись на группы, перечислить как можно больше опасных ситуаций, которые могут возникнуть у нас дома. Пусть 1 группа подумает об опасностях на кухне, 2-я – в ванне, 3-я - в комнатах. Время на обдумывание 1 минута.

Дети делятся на группы по рядам и выполняют задание. После 1 минуты самостоятельной работы идет обсуждение поставленного задания.

Слово учителя: (слайд 14) Предлагаю систематизировать наши знания и заполнить таблицу «Источники опасных ситуаций в жилище и их причины».

(Учитель называет источники и причины опасных ситуаций в доме).

Дети в тетрадях рисуют таблицу (можно воспользоваться раздаточным материалом «Таблица. Источники опасных ситуаций в жилище и их причины»). Записывают источники и причины опасных ситуаций в таблицу.

IV этап учебного занятия: заключительный, подведение итогов

Цель

Задачи

Длительность

Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с места

Поставить задачи на следующий урок. Дать домашнее задание

5 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

(слайд 15) Задумывались ли вы раньше о том, сколько опасных ситуаций может возникнуть у нас под боком, в нашем жилище?

Давайте вспомним, какие правила безопасного поведения мы с вами знаем, Правильно!

    Предвидеть опасность.

    По возможности избегать ее.

    При необходимости действовать.

    Бороться до последнего.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Слово учителя: (слайд 16) Ну, а теперь время пришло дать домашнее задание. Объясните пословицы и попробуйте проиллюстрировать ее примерами.

1 вариант – «Выиграешь время – потеряешь жизнь»

2 вариант – «Беда вымучить, беда и вылечить».

И, конечно, вы почитаете наш замечательный учебник, стр. 14-17.

(слайд 17) На этом наш урок окончен. Берегите себя!

Дети записывают домашнее задание.