Правила русских народных игр. «Цепи-кованные» и иже с ними

Каждый ребенок любит играть. Особое удовольствие - это игры со своими сверстниками на улице, на открытом воздухе. Практически каждый из нас играл в эти игры.

Портал Eka-prazdnik предлагает вспомнить самые популярные детские игры на улице. Оцените - ваш ребенок умеет играть во все эти игры?

Классики

Старинная детская игра, популярная во всём мире, включая Россию и СССР. Играется, как правило, на асфальте, расчерченном мелом на квадратики или другие фигуры («классы»). Играющие, прыгая на одной ноге, толкают «битку» (например, баночку из-под гуталина или шайбу) из квадрата в следующий квадрат, стараясь не попасть ей на черту и не наступить на черту ногой. Совсем маленьким детям разрешается прыгать на двух ногах. Есть разновидность игры без битки, когда квадраты нумеруются в произвольном порядке и в них просто прыгают согласно традиционной последовательности счёта — 1,2,3,… Особенность игры заключается в том, что прыгать приходится вбок, назад, через один-два квадрата и т. п., а переступать в квадрате, приноравливаясь к очередному прыжку, запрещено.

Резиночки

Для этой игры необходима обычная бельевая резинка длиной от 2 до 4 метров, связанная в кольцо, и не меньше трех игроков. Двое игроков растягивают резиночку и надевают себе на ноги, а третий должен пропрыгать через эту преграду определенные комбинации. Если попытка оказывалась удачной, то резинка поднималась выше. Если прыжок не удался, то игрок меняется местами с одним из держащих резиночку (если играют две пары, то игрока может попробовать «выручить» партнер по команде).

Иногда можно изменять не только высоту, но и ширину резиночки. Обычно она натягивалась на ширине плеч, но можно попробовать поскакать "узенькие" (те, кто держит резиночку, сдвигают ноги близко-близко) или "совсем узенькие" (резинка на одной ноге, чтобы прыгать через нее было совсем неудобно).

Жестких правил и комбинаций прыжков нет - в каждом дворе или в своей компании играют по своим правилам.

Цепи кованные

Количество участников - не менее восьми. Участники разбиваются на две команды и встают в две цепочки, держась за руки, друг напротив друга. Одна из команд кричит: «Цепи кованые, раскуйте нас!» Другая команда отзывается: «Кем из нас?». Первая команда выбирает одного из участников другой команды, этот участник бежит и пытается с разбегу разбить цепочку, чтобы участники разомкнули руки. Если ему это удается, он возвращается в свою команду и уводит с собой одного из участников, разомкнувших руки. Если не удается - сам остается в другой команде. Играют до тех пор, пока одна команда полностью не перейдет в другую.

Колечко

В эту игру интереснее всего играть, когда детей много. Игроки садятся на скамейку, выставляют руки вперед, сложив ладошки "лодочкой". Ведущий зажимает между ладошками колечко (или другую маленькую вещь, но кольцо лучше, потому что плоское). Потом проходит через весь ряд игроков, вкладывая свои ладони в ладони игроков. Одному из них ведущий незаметно кладет колечко. Все держат ладони сложенными до конца, а тот, у кого в руках кольцо старается ничем себя не выдать. Теперь ведущий произносит: "Колечко - колечко, выйди на крылечко!"

Игрок с кольцом в руках должен выскочить, а другие стараются его поймать. Если он пойман, то возвращается на скамейку. Если посчастливилось выбраться, он становится новым ведущим.

Прятки

В начале этой игры все собираются вместе, затем водящий, встав лицом к стене, громко считает до 10 (или другого числа). Другие в это время прячутся. Досчитав до нужного числа, водящий идёт искать спрятавшихся. Иногда перед этим полагается сказать «раз-два-три-четыре-пять, я иду искать». Увидев спрятавшегося, он должен первым добежать до места, откуда он начал поиски, и коснуться рукой стены, произнеся какие-нибудь условленные ранее слова. Каждый спрятавшийся старается первым сделать то же самое. Следующим водящим является тот из спрятавшихся, кого засалили («зачекали») первым, а если не засалили никого — тот же, что и в прошлый раз.

Жмурки

Веселая, подвижная игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других. Суть одного из вариантов игры в том, что так называемый «во́да» или «водя́щий», (с завязанными глазами) должен отыскать и дотронуться до человека. После того, как «вода» дотронется до человека, тот человек и становится «водой», и ему завязывают глаза.

В некоторых наборах правил, водящий должен определить (наощупь или заставив издать звук), кого из участников игры он поймал, и только после этого передаёт вождение новому участнику. Если игрок вырвался от «водящего» или «водящий» ошибся, игра продолжается.

Ляпки

Иногда эту игру называют Салочки или Пятнашки. Главный принцип игры - игроки пытаются осалить (заляпать, опятнать) друг друга касанием руки, тем самым передать другому участнику ведение игры (необходимость заляпать кого-то другого). Существует огромное количество разновидностей этой игры.

Глухие телефончики

Все игроки рассаживаются в один ряд. Первый шепчет на ухо рядом сидящему любое слово (существительное), но шепчет быстро и не слишком разборчиво. Так, чтобы больше никто из участников это не услышал. Второй, таким же образом, шепчет третьему то, что он услышал. Последний игрок называет вслух слово, которое услышал, а первый называет слово - оригинал. Все смеются и обсуждают, кому что послышалось.

Съедобное-несъедобное

Все рассаживаются на скамейку, а ведущий с мячом становится напротив. Ведущий называет предмет и одновременно бросает мяч первому игроку. Тот должен отбить мяч, если названный предмет несъедобный, или же поймать, если съедобный. Вообще, игра очень веселая, особенно, когда «съедаешь» что-то не то.

Выше ноги от земли

Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой выбегать нельзя. Затем выбирают одного ловца. Он начинает ловить игроков, что убегают. При этом дети стараются оторвать ноги от земли (встать на скамейку или на камень). В таком положении ловец не имеет права их осалить. Ловцу запрещается подстерегать игроков, а остальные не должны оставаться с поднятыми ногами более чем 20-30 секунд. Если ловец догонит игрока, то они меняются ролями.

Давайте-ка вспомним те игры в которые мы играли в детстве во дворе и научим наших детей играть. Мы уже умеем играть в спокойные , когда, устав от беготни, оседали на скамейке. Теперь пришел черед вспомнить подвижные детские игры на улице, в которые можно играть не только во дворе дома, но и на школьном дворе.

Правила игры «Цепи – цепи»

Понадобится просторная площадка и много желающих. Чем больше игроков, тем лучше, но не меньше шести человек. Мы часто играли на школьных переменках. Перед школой было достаточно места для игры, и игроки были самые разновозрастные (от малышей до старшеклассников). Все игроки делились на две команды поровну. Команды становились друг напротив друга в шеренги и брались за руки, образовав «крепкие цепи».

Теперь игроки одной из команд кричат: «Цепи – цепи, разбейте нас!» или, еще вариант: «Цепи кованы, раскуйте нас!».

Вторая команда спрашивает: «Кого из нас?»

Противоположная команда, посоветовавшись, называет имя игрока, который будет «разбивать» (обычно выбирают самого слабого). Этот человек бежит со всей силы и пытается разорвать сцепившиеся руки противников (опять же, выбирает «самое слабое звено»). Если ему удалось разорвать цепь, то он забирает одного из двух игроков, между которыми прорвался и возвращается с добычей в свою команду. Если не удалось расцепить руки, неудачливый игрок остается у противника.

Игра «Цепи – цепи » продолжается до тех пор, пока в одной из команд не останется один игрок.

Правила игры «Ручеек»

Это очень простая игра. Скорее, даже, не игра, а развлечение. Она учит детей преодолевать стеснение, помогает выявить симпатии. В нее можно играть и самым маленьким деткам и подросткам (подойдет для детского лагеря или школьной перемены, детского сада). Желательно собрать побольше участников (нечетное количество). Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют «живой коридор - ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик выбирает девочку, а девочка – мальчика. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару.

Игра «Ручеек » продолжается, пока не надоест.

Правила игры «Прятки»

Особенно интересно играть вечером, когда темнеет и можно спрятаться даже за углом в тени.

Итак, выбирается водящий – тот, кто будет искать. Если желающих нет, то проблему решает считалочка. Нужно определить место (столб, дерево, скамейка, угол дома), где водящий будет «застукивать» найденных игроков.

Водящий становится возле выбранного поста, закрывает глаза и считает до 20 (50, 30, как договорятся). Потом громко говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать. Кто не спрятался, я не виноват!». И ищет спрятавшихся. Когда находит, громко называет имя (например, Маша) и бежит к посту, дотрагивается рукой и объявляет: «Стук, стук, Маша!». Но Маша, тоже, пытается добежать до поста раньше водящего, и «застукать» себя. Водящий старается недалеко отходить от поста. Потому что, близко спрятавшиеся игроки, могут выскочить из своего укрытия и «застукать» себя.

Игра продолжается, пока все не найдены. Проигравшим, обычно, становится тот, кого «застукали» первым. Он и становится новым водящим.

Правила игры «Казаки – разбойники»

Это усложненный вариант пряток. Для игры понадобятся несколько мелков и побольше игроков. Игроки делятся на две команды «казаки» и «разбойники», оговаривают территорию игры, например, в пределах трех дворов. Казаки строят «тюрьму» для пойманных разбойников – это может быть лавочка или огражденная палочками территория. Разбойники придумывают себе секретный пароль и берут мелки. Когда все готово, казаки заходят за угол дома или в подъезд, а разбойники разбегаются и прячутся, оставляя «следы». Разбойники молом рисуют стрелки на земле, деревьях. Конечно же, стараются затруднить поиск: стрелки рисуют на большом расстоянии, еле заметные и т.д. Казаки ищут разбойников, а найдя, должны догнать, поймать и сопроводить в тюрьму. Из тюрьмы разбойник может выйти, только если его спасет непойманный разбойник, дотронувшись до него. Но это опасно, потому что свободный разбойник может угодить в руки казаку. Сплошной адреналин! Казаки могут «пытать» пленных, чтобы выведать секретный пароль. Для пыток можно использовать щекотку, пугать жуком или червяком, делать «крапиву» или предлагать конфеты… Но это не обязательно.

Игра «Казаки – разбойники » продолжается до тех пор, пока все разбойники не окажется в тюрьме. Или когда казаки «выпытают» пароль у слабого духом разбойника.

Это, конечно, не все детские подвижные игры на улице . Всех не упомнишь. Есть еще много игр с мячом, но об этом отдельно.

юлия евенко
Подвижные игры для развития физический качеств у детей старшего дошкольного возраста

Подвижные игры для развития физический качеств у детей старшего дошкольного возраста .

Физические качества Подвижные игры

Быстрота (1 игра) Название : «Совушка»

Цель : развивать наблюдательность , умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге : предупреждать нарушения осанки.

Правила игры : Дети становятся в круг. Один из играющих в середине круга изображает «Совушку» , а все остальные птичек, бабочек, жучков. По команде ведущего : «День наступает – все оживает!» дети бегают по кругу. «Совушка» в это время «спит» , т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза, на одной ноге. Когда же ведущий скомандует : «Ночь наступает – все замирает!» , играющие останавливаются и стоят неподвижно , притаившись, а «Совушка» в этот момент «вылетает на охоту» . Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся себе в круг. Они становятся «Совушками» , и при повторении игры все вместе «вылетают на охоту» .

Сила (1 игра)

Название : «Цепи кованные"

Цель : Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построении в две шеренги, беге. Развивать психофизические качества : силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Правила игры : Количество игроков от 6 человек и более. Для игры требуется ровная площадка размером примерно 10х20 метров.

Игроки должны разделиться на две команды. На ровной площадке игроки команд встают на против друг друга (лицом к лицу) и берутся за руки, образуя цепь. Расстояние между командами 7 - 10 метров.

Игроки первой команды кричат : "Цепи, цепи кованные, разбейте нас. " Игроки второй команды спрашивают : "Кем из нас?"

Первая команда называет игрока, который, разбежавшись, должен разбить цепь. Если названному игроку удается разбить цепь противника, он забирает одного игрока по месту разрыва цепи. Если разорвать цепь не удалось, разбивающий игрок становиться "звеном" противоположной команды.

Команды меняются ролями. Игроки второй команды кричат : "Цепи, цепи кованные, разбейте нас. ". и так далее. Проигрывает та команда , в которой остается один игрок.

Выносливость (1 игра) Название : «Воробьи и кошка»

Цель : Упражнять в прыжках на двух ногах; воспитывать ловкость, быстроту реакции, выносливость, активность.

Правила игры : На земле чертится круг диаметром 3-4 м. Один из детей – «кошка» - сидит в середине круга. Все остальные – «воробьи» - становятся за чертой вне круга. «Воробьи» по сигналу воспитателя прыгают в круг и из него. «Кошка» неожиданно вскакивает и старается поймать кого-нибудь из «воробьев» , не успевших выпрыгнуть из круга. Пойманный выходит из круга. Когда «кошка» поймает 2-3 воробьев, выбирается новая «кошка» из числа непойманных, и игра возобновляется. В заключение игры отмечают самых ловких «кошку» и «воробья» (кого ни разу не поймали) .

Правила : 1. «Кошка» ловит «воробьев» только в кругу.

2. «Воробьи» прыгают только на двух ногах; если кто-либо из них пробежал через круг, считается пойманным.

Игра повторяется 3-4 раза.

Гибкость (1 игра) Название «Пожарные на учении»

Цель : Формировать навыки двигательной активности детей , совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной, с учетом безопасности жизнедеятельности; развивать смелость , находчивость; закреплять умения лазить, прыгать, перелазить, подползать. Развивать психофизические качества : силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Правила игры : Уточняется, кто такие пожарные. Детям предлагается стать пожарными и начать тренировку : подлезть под канаты, залезть на шведскую стенку, перелезть через препятствие (вал) . Для этого создаются две команды : чья команда первой пройдет учения, та и победила.

Ловкость (1 игра) Название : «Горелки»

Цель : Развивать умение детей соблюдать правила игры , формировать навыки двигательной активности (развивать ловкость , быстроту, совмещая виды деятельности : двигательную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, с учетом безопасности жизнедеятельности.

Правила игры : Дети стоят в колонне парами. Перед ними – линия, на ней – водящий. Участники произносят :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Как только будут произнесены эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети в последней паре отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны : один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему : «Раз, два, не воронь. Беги, как огонь!» .

Двое детей бегут вперед , ловко уворачиваясь от водящего, стараясь взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то «горелка» (водящий) им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит» . Но если водящему удается поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.

Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

Публикации по теме:

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Внимание – это сосредоточенность сознания.

Игры на развития зрительного внимания у детей старшего дошкольного возраста Игра «Найди пару» Можно смешать между собой разные пары носков, можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары.

Игры с правилами как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста. Игры с правилами как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста Воля – это сознательное и преднамеренное.

Использование современных форм детского туризма как средства развития волевых качеств детей старшего дошкольного возраста Слайд 1 Тема моего выступления: Использование современных форм дет-ского туризма как средства развития волевых качеств детей старшего дошкольного.

Математический проект для детей дошкольного возраста «Дидактические и подвижные игры с использованием пособия «Парашют» Математический проект для детей дошкольного возраста «Дидактические и подвижные игры» с использованием дидактического пособия «парашют».

Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит: «Цепи, цепи, разбейте нас!». Другая спрашивает: «Кем из нас?». Первая, посовещавшись, отвечает: «Димой». Дима разбегается и старается разбить вторую шеренгу. Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

Русская игра «Вышибалы»

Участники делятся на две команды: ведущие и играющие. Очерчивается прямоугольник – «город». С противоположных сторон находятся ведущие. У них – мяч. В середине «города» стоят играющие. Ведущие попеременно бросают мяч в играющих, стараясь попасть в них. В кого попал мяч, тот выбывает из игры. Кто из детей поймал мяч, тому засчитывается «свечка», т.е. он может при попадании в него остаться в игре. Также свою «свечку» можно отдать кому-нибудь из тех, кто уже выбит. Ведущие попеременно бросают мяч, пока не выбьют всех играющих, не переступая черту «города». Затем команды (ведущие и играющие) могут поменяться местами и продолжать игру.

Aмериканский треугольник.

Разновидность пятнашек, начинается игра с того, что трое из четырех играющих встают в круг, держась за руки как можно шире. Один оставшийся вне круга - водящий. Его задача - запятнать одного из трех в кругу, cтоящего напротив (оббегая, подпрыгивая, подлезая). Задача троих - не допустить этого.

Если водящий запятнал, то происходит смена водящего или игрока "напротив".

Обязьяни салки.

"Обязьяни салки" - разновидность пятнашек. Водящий догоняет убегающего, который меняет способы передвижения, водящий обязан менять свои способы передвижения вслед за убегающим.

Охотник и сторож.

Из числа играющих выбирается "охотник" и "сторож". "Сторож" cтановится на середине площадки. Возле него чертят круг диаметром в два метра.Остальные играющие "звери" разбегаются по площадке в разных направлениях. Пойманные отводятся в круг под охрану "сторожа".Их можно выручать. Для этого достаточно ударить стоящего в кругу по вытянутой им руке (переходить за линию круга пойманные не могут).Но если "сторож" или "охотник" запятнают выручающего, то он сам отправляется в круг.

Гуси - утки.

Все садятся в круг на корточки.Водящий ходит вокруг всех по кругу и, дотрагиваясь до каждого, говорит: " Утка". Как только водящий дотрагивается до кого-то и говорит: "Гусь", то этот игрок должен догнать водящего, а водящий должен занять место игрока и т.д.

Третий лишний.

Все становятся в круг по парам в затылок друг другу. Двое водящих: один - убегает, другой - догоняет. Убегающий может встать третим сзади (или спереди) к одной из пар, тогда, стоящий спереди (сзади) должен убегать. Задача догоняющего осалить убегающего игрока, тогда они меняются ролями.

Ма веселые ребята...

Участники делятся на две команды. Одна команда играет роль догоняющих, вторая - убегающих.

Команды играющих выстраиваются в линию на разных концах игрового поля. По команде обе команды начинают двигаться навстречу друг к другу, говоря:

"Мы веселые ребята, любим бегать и играть,

Но попробуй нас догнать!"

Как только заканчивают произносить слова, команда догоняющих ловит команду убегающих. Пойманых приводят к ведущему и считают. Команды меняются ролями.

Победители - по количеству пойманых. Догоняющие могут ловить противников до тех пор, пока они не забегут за свою линию.

Вороны и воробьи.

Участники делятся на две команды. По жребию одни становятся воронами, другие - воробьями. Обе команды становятся вдоль одной линии спинами друг к другу.

Ведущий кричит:"Вороны", либо - "воробьи".

Если он называет команду ворон, то вороны догоняют воробьев. Если называют команду воробьев, то они догоняют ворон (можно договориться о том, чтобы та команда, которую называют, убегала).

Те, кого поймали, выходят из игры, оставшиеся игроки продолжают игру. Можно сыграть несколько раз затем посчитать оставшихся игроков в командах. Выявляются победители.

Примечание: догоняющие ловят до тех пор, пока убегающие не забегут за некоторую линию, начерченую на поле.

Голова-хвост.

Играющие становятся в затылок друг к другу и обхватываются за пояс впереди стоящего. Первый в цепи изображает Голову, последний - хвост. В игре Голова стремится поймать Хвост. Все участники, стоящие между Головой и хвостом, делятся пополам. Та половина, которая ближе к Голове, помогает Голове, а та, что ближе к хвосту, помогает хвосту. Игра продолжается, пока Голова поймает Хвост. Потом можно сменить Голову и Хвост.

Правила игры Али-баба (еще эту игру называют Цепи кованые) довольно просты. В игре участвуют 2 команды, а значит чем больше игроков, тем лучше. На команды игроки могут делиться жеребьевкой. Лучше если игроки будут примерно одинаковые по возрасту и силе. Не стоит играть в эту игру, создавая отдельные команды девочек и мальчиков.

Правила игры и речевки для игры Али-Баба

Две команды выстраиваются в шеренгу (цепь) друг напротив друга на расстоянии примерно 5-7 метров. Участники команды держатся за руки. Соблюдая очередность команды произносят речевку:

- Али-Баба
- Зачем сюда?
- Через пятое на десятое, Вову нам сюда.

Называется игрок противоположной команды. Названный участник разбегается и пытается прорвать цепь игроков соседней команды. Если игроку удается разбить цепь, то он выбирает одного игрока (обычно самого сильного) и уводит его в свою команду.

Если же цепь разбить не удалось (а участники как можно сильнее держатся за руки), то игрок остается в их команде и играет за них.

Игра продолжается до тех пор, пока в команде соперников не останется последний игрок.

Кстати, эта игра называется в разных регионах по-разному. Например Калим-Бамба, цепи кованые или цепи разрывные. Но правила и методика остается всегда одной.

Могут меняться речевки. Вот несколько разных речевок для этой игры:

— Али-баба!
— О чём, слуга?!
— Пришить рукава!
— На чьи бока?
— Пятого-десятого, Вову к нам сюда!

- Кандалы!
- Закованы!
- Кем?
- Атаманом!
- Кем разбить?
- Иваном!