Образование в первой половине 19 века презентация. Наука и образование в первой половине XIX века


Математика 1826 г - теория неевклидовой геометрии (Н.И. Лобачевский) Теория вероятности (А.А. Марков, М.В. Остроградский) 1826 г - теория неевклидовой геометрии (Н.И. Лобачевский) Теория вероятности (А.А. Марков, М.В. Остроградский) Н. И. Лобачевский А.А. МарковМ.В. Остроградский


Астрономия Работы по астрометрии и изучению двойных звезд. Установка наличия поглощения света в межзвездном пространстве (В.Я. Струве) Изучение земного магнетизма (И. М. Симонов) И.И. Литтров – первый профессор астрономии Казанского университета Работы по астрометрии и изучению двойных звезд. Установка наличия поглощения света в межзвездном пространстве (В.Я. Струве) Изучение земного магнетизма (И. М. Симонов) И.И. Литтров – первый профессор астрономии Казанского университета В. Я. Струве И. М. Симонов


Физика Ряд физических приборов и открытие электрической дуги (В.В. Петров) Правило, определяющее направление индукционного тока (Э.Х. Ленц) х гг разработка телеграфного аппарата и изобретение его модификаций (Б.С. Якоби) Записывающий электромагнитный телеграф (П.Д. Шиллинг) гг. - первая в России железная дорога на паровой тяге (Е.А. и М.Е. Черепановы) Первое в мире применение микроскопа для изучения структуры металла и разработка способа получения булатной стали (П.П. Аносов) Ряд физических приборов и открытие электрической дуги (В.В. Петров) Правило, определяющее направление индукционного тока (Э.Х. Ленц) х гг разработка телеграфного аппарата и изобретение его модификаций (Б.С. Якоби) Записывающий электромагнитный телеграф (П.Д. Шиллинг) гг. - первая в России железная дорога на паровой тяге (Е.А. и М.Е. Черепановы) Первое в мире применение микроскопа для изучения структуры металла и разработка способа получения булатной стали (П.П. Аносов) В. В. Петров П. П. Аносов П. Д. Шиллинг


Химия Периодический закон химических элементов (Менделеев) Химическая и технологическая лаборатории (П.П. Зинин и К.К. Клаус) Открытие способа искусственного получения анилина (Зинин) 1844 г. - новый химический элемент – рутений (Клаус) 2-ая пол х гг. - формирование 2-го центра химической науки - в Петербургском университете Открытия в области химии металлов (Н.Н.Бекетов) Периодический закон химических элементов (Менделеев) Химическая и технологическая лаборатории (П.П. Зинин и К.К. Клаус) Открытие способа искусственного получения анилина (Зинин) 1844 г. - новый химический элемент – рутений (Клаус) 2-ая пол х гг. - формирование 2-го центра химической науки - в Петербургском университете Открытия в области химии металлов (Н.Н.Бекетов) Д. И. Менделеев Н. Н. БекетовП. П. Зинин


Медицина Появление военно-полевой хирургии. Первое применение эфирного наркоза в военно- полевых условиях (1847), введение неподвижной гипсовой повязки, ряд новых хирургических операций (Н.И. Пирогов) Начало применения антисептического метода при операциях (Н.В. Склифосовский) Появление военно-полевой хирургии. Первое применение эфирного наркоза в военно- полевых условиях (1847), введение неподвижной гипсовой повязки, ряд новых хирургических операций (Н.И. Пирогов) Начало применения антисептического метода при операциях (Н.В. Склифосовский) Н. И. Пирогов Н. В. Склифосовский


История 12-томная «История государства Российского» (Н.М. Карамзин) «Историю России с древнейших времен» в 29 томах (С.М. Соловьев) «Курс русской истории» (В.О. Ключевский) Основание русской палеографии (А.Х. Востокова) 12-томная «История государства Российского» (Н.М. Карамзин) «Историю России с древнейших времен» в 29 томах (С.М. Соловьев) «Курс русской истории» (В.О. Ключевский) Основание русской палеографии (А.Х. Востокова) Н.М. Карамзин С.М. Соловьев В.О. Ключевский




Философия Становление русской философии как самостоятельной науки Великие философы: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В. Л. Соловьев Появление богатого спектра самобытных школ и течений Становление русской философии как самостоятельной науки Великие философы: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В. Л. Соловьев Появление богатого спектра самобытных школ и течений


География Маршруты в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока, Аляски, южных степей и Среднеазиатские страны гг. - 1-ая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского Изучение и съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка гг. – кругосветная экспедиция, открытие Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев) Маршруты в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока, Аляски, южных степей и Среднеазиатские страны гг. - 1-ая русская кругосветная экспедиция на двух кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского Изучение и съемки островов Тихого океана, побережья Китая, о.Сахалин, полуострова Камчатка гг. – кругосветная экспедиция, открытие Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев) И.Ф. Крузенштерн Ю.Ф. Лисянский Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев


Результат научного развития В целом российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знания, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной. Но задержка экономических и политических преобразований способствовала тому, что наука развивалась в значительной степени в отрыве от общественных потребностей, как бы опережала их.




Общая характеристика Значительное развитие образовательной системы России в начале XIX века было обусловлено, в первую очередь, социально-экономическими изменениями в стране. В этот период образование уже не является привилегией только для дворян и знатных людей, оно становится более общедоступным. Основой развития системы образования стала реформа Страна была поделена на 6 образовательных округов, в каждом из которых имелись учебные заведения всех типов. Для организации и управления учебными заведениями было создано Министерство народного просвещения.




Лучшие университеты и лицеи первой половины 19 века 1. Московский университет (Москва) 2. Царскосельский лицей (Петербург) 3. Демидовский лицей (Ярославль) 4. Ришельевский лицей (Одесса) 1. Московский университет (Москва) 2. Царскосельский лицей (Петербург) 3. Демидовский лицей (Ярославль) 4. Ришельевский лицей (Одесса) Московский университет Царскосельский лицей

краткое содержание других презентаций

«Образование наполеоновской империи» - Командующие – талантливые маршалы и генералы. История. 8 класс. Отсутствие муштры и палочной дисциплины. Свобода, равенство и братство! Период консульства. Состав: пехота, кавалерия, артиллерия. Французская армия. 1804г. – Гражданский кодекс, или Кодекс Наполеона. Кодекс Наполеона. Согласие с церковью. Консульство и образование наполеоновской империи. 1799г. – Конституция: власть у Первого консула.

«Георгий Жуков» - Возможно. Октябрь 1957года – снятие с поста министра. 7 августа 1915 года – Жуков призван в армию в Малоярославце. В 1945-м маршал второй раз становится кавалером ордена «Победа». Май 1940 года – Жукова принимает И.В. Сталин. Маршал официально был признан Героем Монгольской Народной Республики. Многие государства награждали Жукова своими орденами и медалями.

«Германия XIX-XX в» - Германская империя в конце XIX- начале XX века. Факторы,обеспечившие Германии быстрое развитие: В 1859-1862 гг.Бисмарк был послом Пруссии в России. Северогерманский союз. <<Железный канцлер>>. Основные черты империализма: Победа во Франко-Прусской войне. Борьба за место под солнцем. Социальное законодательство. Бисмарк Отто фон Шенхаузен (1815-1898). учитель истории Н.М.Стародубцева г.Санкт-Петербург НОУ”Лицей” Аристос”, 8 класс. Внутренняя политика Отто фон Бисмарка. Внедрение передовых технологий. Новая история.

«История декабристов» - Декабристы 3 тысяч солдат 30 офицеров отсутствие артиллерии. Численное превосходство и лучшее вооружение царских войск. Причины поражения восстания. Цели восставших: Южное общество возникло на Украине, руководитель – П. Пестель. Государственное переустройство России Отмена крепостного права. Северное общество возникло в Петербурге, руководитель – Н.Муравьёв. Северное и Южное общества декабристов. Проблемное задание.

«Россия во 2 четверти XIX века» - 13.1.1830 Сейм объявил о лишении Николая I права на польский пре стол. 4.Народы Поволжья. 3.Украина и Бессарабия. Молдавский народный Костюм. Восставшие на марше. На башкир была возло-жена военная повин-ность(вооружение и 4 лошади). История России. Памятная медаль «За взятие Варшавы». В 1833 г. в Киеве был открыт университет. 1.Царство Польское.

«Кутузов Михаил Илларионович» - Назначение Кутузова вызвало патриотический подъём в армии и народе. Кутузов венчался в церкви Святителя Николая Чудотворца в селе Голенищево Самолукской волости Локнянского района Псковской области. Илларион Матвеевич похоронен в деревне Теребени Опочецкого района в специальном склепе. Сыновья последнего стали зваться Голенищевы-Кутузовы и состояли на царской службе. В январе 1813 года русские войска перешли границу и к концу февраля достигли Одера. Выполнила: Ученица 8 класса МБОУ «Первомайская СОШ» Рыбкина Юлия. Отечественная война 1812 года. Михаил Илларионович Кутузов. Начало службы.

Cлайд 1

Cлайд 2

Проверка домашнего задания Каковы были настроения русского общества после подавления восстания декабристов? Как прявлялись оппазиционные настроения? Что такое теория официальной народности? Кто ее автор? С какой целью она была создана? Когда в России оформилась течение славянофилов и западников? Кто были их идеологи и представители? Сравните идеи «теории официальной народности» и взгляды славянофилов. Когда в России начинают распространяться социалистические теории Кто является основателем «русского социализма»? П.Я. Чаадаев Н.П. Огарев и А.И. Герцен

Cлайд 3

Система образования в первой половине XIX века Университеты Общеобразовательная школа Высшая школа Приходские училища (1 год) Для детей «самых низших сословий» Уездные училища (3 года) для детей купцов, ремесленников, др. городских жителей Гимназии (7 лет) Для детей дворян, купцов, чиновников Академии Московский университет в XIX веке Неизвестный художник. Портрет гимназиста Кайдалова

Cлайд 4

Рескрипт Николая I об основах нового устройства учебных заведений (19 августа1827 г.) Александр Семенович! Вам известно, что, почитая народное воспитание одним из главнейших оснований благосостояния державы, от бога мне врученной, я желаю, чтоб для оного были постановлены правила, вполне соответствующие истинным потребностям и положению государства. Для сего необходимо, чтоб повсюду предметы учения и самые способы преподавания были по возможности соображаемы с будущим вероятным предназначением обучающихся, чтобы каждый, вместе с здравыми, для всех общими понятиями о вере, законах и нравственности, приобретал познания, наиболее для него нужные, могущие служить к улучшению его участи, и, не быв ниже своего состояния, также не стремился чрез меру возвыситься над тем, в коем, по обыкновенному течению дел, ему суждено оставаться. Комитет, под председательством вашим занимающийся устройством учебных заведений, признал сию необходимость, но в настоящем порядке многое противно предположенному им правилу. До сведения моего дошло, между прочим, что часто крепостные люди, из дворовых и поселян, обучаются в гимназиях и других высших учебных заведениях. От сего происходит вред двоякий: с одной стороны, сии молодые люди, получив первоначальное воспитание у помещиков или родителей нерадивых, по большей части входят в училища уже с дурными навыками и заражают ими товарищей своих в классах или чрез то препятствуют попечительным отцам семейств отдавать своих детей в сии заведения; с другой же, отличнейшие из них, по прилежности и успехам, приучаются к роду жизни, к образу мыслей и понятиям, не соответствующим их состоянию. Неизбежные тягости оного для них становятся несносны, и оттого они нередко в унынии предаются пагубным мечтаниям или низким страстям. Николая I

Развитие образования

  • В самом начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. Проведенная в 1803 г. реформа в области образования привела к созданию в каждом губернском городе гимназии, а в каждом уездном городе уездного училища. Приходские училища создавались и в сельской местности. Причём, несмотря на провозглашенную «непрерывность» образования, для детей крепостных доступны были только приходские училища. Для управления образовательными учреждениями было создано Министерство народного просвещения.

Развитие наук в России

  • Биология
  • Медицина
  • Геология
  • Астрономия
  • Математика
  • Физика
  • Химия

Биология

  • К началу века богатейший фактический материал о развитии живых организмов и систем нуждался в серьёзном переосмыслении. Если прежде господствовало убеждение в неизменяемости растений и животных, то теперь оно оказалось опровергнуто в свете открытий геологов и биологов разных стран. Ученые- ботаники и зоологии собрали прекрасные коллекции животных и растений Сибири, Дальнего Востока, Русской Америки. В 1812 г. был основан Крымский ботанический сад, ставший на долгие десятилетия одним из центров русской ботаники.

  • В 1806 г. утверждал, что земная поверхность и населяющее ее существа со временем претерпевают коренные изменения.
  • В 1816 г. выдвинул и доказал идею о том, что все явления в природе обусловлены естественными причинами и подчинены общим законам развития.
  • Его работа «Всеобщий закон развития природы» (1834) обосновала представления о развитии живых рганизмов.(предшественник Ч.Дарвина и его учения.

Иван Алексеевич Двигубский

Иустин Евдокимович Дядьковский

Карл Максимович Бэр


Медицина

  • Н.И. Пирогов-профессор Медико-хирургической академии. В годы Крымской войны он впервые на поле боя применял наркоз во время операции, использовал для лечения переломов гипсовую повязку.

Геология

  • Период бурного развития переживала в эти годы геология. Острый характер приобрела борьба между сторонниками двух теоретических направлений- «нептунистами» (считавшими, что все геологические процессы обусловлены действием воды) и «плутонистами» (полагавшими, что основой этих процессов является наличие «центрального огня» внутри Земли). Большинство геологов стояло на позициях плутонизма.

Астрономия

  • В астрономии шёл медленный процесс накопления знаний, приведший в последующем к настоящей революции в этой науке. Главным достижением стало создание мощных телескопов, которые позволяли составить более детальное описание Солнечной системы. Особое значение для развития астрономии в России имело открытие в 1839 г. Пулковской обсерватории. Она стала центром астрономических работ в нашей стране и была оснащена по последнему слову тогдашней техники.

Математика

  • Высшая математика, преподававшаяся прежде лишь в военно-технических школах, стала теперь одним из основных предметов во всех университетах страны. В них были открыты специальные физико-математические факультеты. Особенно велик был вклад в развитие математической физики Михаила Васильевича Остроградского. Наибольших успехов математики России добились в геометрии, где были сделаны открытия мирового уровня. Самым ярким из них стало создание в 1826 г. неевклидовой геометрии профессором Казанского университета Николаем Ивановичем Лобачевским. Окончательное признание открытие Лобачевского получило позже.
  • В области физики XIX век начался с изобретения первого источника электрического тока, в результате чего вся мировая наука и техника вступили в качественно новый этап развития. В России первая работа в этой области появилась уже в 1801 г. В 1802 г. Василий Владимирович Петров разработал гальваническую батарею. Она позволяла получать устойчивую электрическую Дугу - прообраз будущей электрической лампочки. В Западной Европе такая дуга была создана лишь 7 лет спустя. Уже эти первые исследования диктовали необходимость разработки теории электрических явлений. Над ее созданием трудились многие ученые, но наибольших результатов удалось достичь Борису Семеновичу Якоби и Эмилию Христиановичу Ленцу. В 1833 г. Ленц установил правило определения направления движущей силы индукции (закон Ленца), а спустя год на этой основе был изобретен электродвигатель с вращающимся рабочим валом. В 1840 г. Якоби изобрел гальванопластику - метод нанесения тонкого слоя металла на нужную поверхность с помощью электричества.Все это создавало предпосылки для крупнейших технических изобретений, основанных на электрической энергии. Уже в 1832 г. Павел Львович Шиллинг создал первый в мире практически пригодный электрический телеграф - прибор для передачи письменных сообщений по проводам. В 1850 г. Якоби изобрел буквопечатающий аппарат для телеграфа.

Василий Васильевич Петров

Гальваническая батарея

Эмилий Христианович Ленц

Борис Семёнович Якоби

Павел Львович Шиллинг


  • Российские исследователи трудились во всех отраслях химии - теоретической, органической, неорганической. Константин Сигизмундович Кирхгоф разработал способ получения глюкозы. Кристиан Иоганн Гротгус, работавший в Литве, открыл основной закон фотохимии, согласно которому химическое превращение вещества может вызвать только тот свет, который поглощается самим этим веществом. В 1840 г. Герман Иванович Гесс открыл основной закон термохимии, выражавший принцип сохранения энергии применительно к химическим процессам.
  • В 1826-1827 гг. Петр Григорьевич Соболевский и Василий Васильевич Любарский положили начало порошковой металлургии. У истоков органической химии в России стояли А. А. Воскресенский, Ю. Ф. Фрицше, Н. Н. Зинин.
  • Открытия русских ученых первой половины века предвосхитили расцвет химии во второй половине XIX - начале XX в.

Источники:

  • Учебник истории России. 8 класс.(А. А.Данилов, Л. Г. Косулина)
  • Поисковая система «Яндекс»
  • Яндекс.Картинки
  • Сайт. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.(http://school-collection.edu.ru/)

Презентация на тему "Образование и наука. Русские первооткрыватели и путешественники" по истории в формате powerpoint. Цель данной презентации для школьников познакомить учащихся с развитием образования и науки в первой половине 19 века. Автор презентации: учитель истории, Антоненкова А.В.

Фрагменты из презентации

Развитие образования в первой половине XIX века

  • В 20-50 – е годы отношение правительства к нуждам образования изменилось. Теперь школа была нацелена на воспитание нравственности, основанной на религиозных началах.
  • Увеличивалось и число высших учебных заведений. Особенно быстро развивались училища по подготовке специалистов в различных областях. Рос объём литературы для всех слоёв населения. Развивалось и библиотечное дело. В 30-40 –е годы библиотеки были открыты по инициативе местной общественности в большинстве уездных и губернских городов.
  • Совершенствование системы образования во многом способствовало развитию отечественной науки.

Развитие науки

Биология
  • Двигубский Иван Алексеевич - естествоиспытатель. Из семьи священника. Среднее образование получил в Харьковском Коллегиуме, по окончании которого был оставлен там учителем риторики. В 1793 г. поступил в на медицинский факультет Московского университета, в 1796 г. окончил его с золотой медалью и был назначен смотрителем кабинета естественной истории. В 1798 г., представив диссертацию, произведен в должность адъюнкта и начал преподавать естественную историю и физику в Благородном пансионе. В июле 1802 г. защитил диссертацию первый опыт описания фауны Московской губ., и получил степень доктора медицины, после чего "для усовершенствования в естественной истории, химии врачебном веществословии" был командирован заграницу.
  • Карл Максимович Бэр. Родился 17 февраля 1792 г., имение Пип (Эстляндия). Умер 16 ноября 1876 г., Дерпт. Естествоиспытатель. Иностранный член-корреспондент РАН с 20 декабря 1826 г., ординарный академик по зоологии с 9 апреля 1828 г., иностранный почетный член с 28 октября 1830 г., вторично ординарный академик с 11 апреля 1834 г. по 27 октября 1862 г., почетный член со 2 ноября 1862 г. с правом присутствия и голоса в заседаниях.
Медицина

Н.Н. Пирогов Являлся основоположником военно – полевой хирургии. В годы Крымской войны применял наркоз Использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку.

Астрономия

Шёл медленный процесс накопления знаний, который привёл в последствии к революции в этой науке. Главным достижением стало создание мощных телескопов, которые позволили составить более детальное описание Солнечной системы. В 1839 году была создана Пулковская обсерватория, ставшая центром астрономических работ.

Математика
  • Лобачевский Николай Иванович (1792-1856), русский математик, создатель неевклидовой геометрии (геометрия Лобачевского).
  • Ректор Казанского университета (1827-1846).
  • Труды по алгебре, математическому анализу, теории вероятностей, механике, физике и астрономии.
  • В 1826 г. профессор Казанского университета Н.Н.Лобачевский создал неевклидову геометрию, которая нашла практическое применение только во II- половине XX-века.
Физика
  • Петров Василий Владимирович (1761-1834), российский физик, один из первых российских электротехников, академик Петербургской АН (1809).
  • Ленц Эмилий Христианович (1804 – 1865), русский физик и электротехник, академик Петербургской АН (1830), ректор Санкт-Петербургского университета (с 1863).
  • Выдающийся вклад в физику составили работы Ленца по электромагнитной индукции и нагревательному действию тока.
  • Им установлено знаменитое правило направления электродвижущей силы индукции (закон Ленца).
  • В 1842 г. независимо от Дж. Джоуля Ленц открыл закон теплового действия электрического тока (закон Джоуля - Ленца).
  • Совместно с Б.С.Якоби впервые разработал методы расчета электромагнитов в электрических машинах.
  • Якоби Борис Семенович (наст. имя и фам. Мориц Герман фон Якоби,) (21 сентября 1801, Потсдам - 11 марта 1874, Санкт-Петербург), российский физик и изобретатель в области электротехники,
  • Б.Якоби и Э.Ленц разработали теорию электрических явлений на основе которой был созданы электродвигатель и гальванопластика.
  • Б. Якоби изобрел буквопечатающий аппарат в 1839 г. Этот аппарат стал практически первым телеграфным записывающим устройством и действовал на подземной линии Петербург - Царское Село.

Русские путешественники и первооткрыватели

  • В 1803 г. на кораблях « Надежда» и « Нева» отправились в экспедицию на исследования северной части Тихого океана. В ходе плавания были нанесены на карту более тысячи километров берегов Сахалина, собраны наблюдения о многих районах через которые проплывали.
  • Открыл один из островов Гавайского архипелага, названный его именем. Собрал много данных об Алеутских островах и Аляске, островах тихого и Ледовитого океанов.
  • Участник первой русской кругосветной экспедиции. В 1819 – 1821 гг. на шлюпках « Восток» и « Мирный» отправились в путешествие. 16 января подошли к берегам неведомой Антарктиды. Ими была открыта группа островов, названная островами Россиян. Были сделаны важнейшие географические открытия, привезены ценные коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового континента.
  • Исследовал территории, примыкавшие к Тихоокеанскому побережью Северо-Западной Америки, установил торговые связи с Калифорнией, Гавайскими островами, Китаем. По распоряжению Баранова в 1812 году основан Форт Росс в Калифорнии. Также основал большинство русских поселений на Аляске, в том числе Новоархангельск (с 1867 года - Ситка) и перенес туда центр Русской Америки. За «…усердие его к заведению, утверждению и расширению в Америке российской торговли» в 1799 году император Павел I Петрович наградил Баранова именной медалью
  • 23 ноября (5 декабря) 1813), Дракино, Костромской губернии - 17 (29) апреля 1876, Санкт-Петербург) - российский адмирал (1874 год), исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевск-на-Амуре. Доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин - остров.
  • В 1822-1825 гг. совершил кругосветное путешествие и оставил потомкам описание увиденного. В 1852-1855 гг. во время экспедиции были открыты острова Римского – Корсакова, удалось побывать в закрытой Японии и даже подписать с ними договор.