Влияние природных условий и природных ресурсов на территориальную организацию общества. Природные условия как основа жизнедеятельности и хозяйственного развития Влияние природы на хозяйственную деятельность людей

  • 7. Исторический аспект взаимоотношения общества и природы. Этапы становление взаимоотношений природы и общества.
  • 8. Перспективы развития взаимоотношений природы и общества.
  • 9. Глобальные социально-экологические проблемы человечества и пути их решения.
  • 10. Поведение человека. Уровни регуляции поведения.
  • 12. Адаптация человека в естественной и социальной среде.
  • 13. Поведение человека в естественной среде.
  • 14. Поведение человека в социальной среде.
  • 15. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.
  • 16. Жизненная среда человека и ее компоненты.
  • 17. Жилищная среда.
  • 19. Трудовая среда и её характеристики.
  • 20. Рекреационная среда и её характеристика.
  • 21. Социально-экологические проблемы человечества и пути их решения. Рост численности населения, «демографический взрыв». Экологические последствия деятельности впк и вооруженных сил в мирное время.
  • 22. Проблема обеспечения продовольствием. Возрастание агрессивности среды.
  • 23. Изменение генофонда: факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор.
  • 24. Миграции населения – одна из важнейших проблем социально-экологических проблем.
  • 25. Влияние войн на жизнь общества. Экологические последствия войн.
  • 26. Экологическая этика. Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм.
  • 27. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип.
  • 28. Экологическая психология как наука.
  • 29. Экологическая культура личности. Экологическое воспитание и образование личности.
  • 30. Экологизация образования.
  • 31. Социально-экологическая политика и вопросы социальной экологии. Политические аспекты социальной экологии.
  • 32. Особенности разработки и реализации экологической политики в разных странах.
  • 33. Экология человека как наука. Цель, задачи. Связь с другими науками.
  • 34. Методы исследования экологии человека.
  • 35. Правила и аксиомы экологии человека.
  • 36. Антропоэкосистема. Уровни, структура.
  • 37. Эволюция человека как биологического вида.
  • 38. Морфофизиологические и экологические особенности человека разумного как вида.
  • 39. Комплекс природных условий, влияющих на человека.
  • 40. Влияние на здоровье человека физических факторов (света, температуры, влажности, климата).
  • 41. Влияние на здоровье человека химических факторов (химического состава воздуха у воды, соединения тяжелых металлов, нефти, синтетических воздействий).
  • 42. Влияние на здоровье человека радиоактивного электромагнитного излучения, шума.
  • 43. Влияние на организм человека биотических факторов (хищников, паразитов).
  • 44. Инфекционные заболевания и их возбудители.
  • 45. Биологические яды и их воздействия на человека.
  • 46. Понятие об адаптации и акклиматизации человека к условиям окружающей среды.
  • 47. Гипотеза адаптивных типов населения. Механизмы адаптации у человека.
  • 48. Генофонд человека и агрессивные факторы среды.
  • 49. Экология общественного здоровья.
  • 50. Общественное здоровье, типы здоровья и подтипы здоровья.
  • 51. Нормирование качества окружающей человека среды.
  • 52. Экологические аспекты медицины. Показатели состояния здоровья населения. Экологические факторы здоровья.
  • 53. Заболевания, вызванные антропогенными загрязнениями.
  • 54. Понятия о зож и его составляющих.
  • 55. Поведение человека. Уровни регуляции поведения.
  • 56. Активность и реактивность как фундаментальные составляющие поведения.
  • 58. Поведение человека в естественной и социальной среде.
  • 59. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия.
  • 60. Взаимоотношения природы и общества. Исторический аспект.
  • 61. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.
  • 62. Практическая деятельность в области экологии человека (законодательная и хозяйственная деятельность).
  • 39. Комплекс природных условий, влияющих на человека.

    Природные условия - это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил существенны для жизни и деятельности общества, но не участвуют непосредственно в материальном производстве (например, рельеф, климат местности, ее географическое положение). К природным условиям из компонентов природной среды, как правило, относят: климат, почвы, рельеф, геологическое строение, растительный и животный мир местности. Весьма важной составляющей природных условий является также физико-географическое положение местности, в частности ее расположение в той или иной природной зоне земли. Природные условия влияют практически на все стороны повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Особенно велико их воздействие на здоровье и стоимость жизни населения (затраты на жилье, одежду, продукты питания), продуктивность и специализацию сельского хозяйства, способы и эффективность добычи полезных ископаемых, экономику строительства, водного транспорта, технологические характеристики производства. Влияние природных условий на жизнь, труд и бытовые особенности населения определяется уровнем их комфортности для человека, для чего используется множество показателей: продолжительность климатических периодов, контрастность температур, влажность климата, ветровой режим, наличие природных очагов инфекционных заболеваний и др. Широко распространена оценка природных условий в отношении различных сфер и отраслей хозяйственной деятельности людей (транспорта, промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии).

    Особое значение имеет она для сельского хозяйства, где производство продукции напрямую связано с использованием земли, солнечной энергии, влаги и других компонентов природного комплекса. Сельскохозяйственная оценка природных условий основана на сопоставлении параметров их основных характеристик с требованиями различных видов культурных растений и животных к факторам жизни: теплу, влаге, почвам, естественным видам растительности, составляющим кормовую базу для домашних животных, и др. Для учета термических ресурсов используют сумму активных (среднесуточных) температур за весь период роста (период вегетации, вегетационный период) растений. При этом выделяют периоды с температурами выше +5, +10, +15 °С. Это связано с тем, что разные сельскохозяйственные культуры начинают и завершают вегетационный цикл при разных температурах. Условия увлажнения той или иной местности оценивают по количеству осадков (сумма атмосферных осадков за год в миллиметрах) и величине их возможного испарения. Для этой цели используется отношение этих величин, именуемое как коэффициент испаряемости. Почвенные условия - другая важная составляющая природной характеристики региона (страны, района), также имеют огромное значение в жизни растений. Показателем ценностных свойств почв является ее плодородие, т.е. способность обеспечивать растение усвояемыми питательными веществами, влагой и давать урожай.

    40. Влияние на здоровье человека физических факторов (света, температуры, влажности, климата).

    Все знают, что сила солнечного света столь велика, что он способен контролировать циклы природы и биоритмы человека. Свет, в действительности, связан с нашими эмоциями, с ощущением комфорта, безопасности, а также тревоги и беспокойства. Однако, во многих областях современной жизни свету не уделяется нужное внимание.

    Сейчас мы проводим большую часть своего времени в закрытых помещениях с искусственным светом. Многие составные части спектра естественного света важные для нашего здоровья, теряются, проходя через стекло. По мнению светотерапевта Александра Вунша, человек на протяжении всей эволюции приспосабливался к спектру солнечного излучения и для хорошего здоровья ему необходимо получать именно полный спектр. Многие возмещают недостаток солнечного света прогулками в парке, по пляжу или отдыхом на балконе. Наблюдения показывают, что существует специфическая связь между освещением и чувством комфорта. Также они показывают, что естественное освещение всегда более благоприятное и удобное для всех обычных видов деятельности.

    Температура окружающей среды – это основной фактор, от которого зависит жизнедеятельность организма.

    Когда температура окружающей среды низкая, организм уменьшает теплоотдачу и увеличивает теплопродукцию. Тогда сужаются сосуды кожи, слизистой и подкожной клетчатки. Губы у замерзшего человека приобретают синеватый оттенок, лицо бледнеет, появляется, так называемая, гусиная кожа. Это из-за того, что происходит невольное сокращение ее мускулатуры. При нагревании же капилляры расширяются, кожный покров розовеет, тело расслабляется. У незакаленных или нездоровых людей теплорегулирующая система может не справиться со своей задачей, поэтому у них даже небольшое охлаждение вызывает простудные заболевания, насморк, обостряет хронические недуги. Впрочем, даже здоровые и сильные люди при повышенной влажности и сквозняке могут простудиться.

    При жаре сосуды кожи рефлекторно расширяются. Учащается пульс и дыхание. Повышается температура кожи. В этом случае организм защищается от перегрева путем потоотделения. От скорости и объема испарения пота зависит интенсивность охлаждения. У жителей жаркого пояса потовые и сальные железы работают интенсивно, поэтому больше развиты, чем у людей, которые проживают на севере. Жировые вещества, которые выделяют сальные железы, тоже способствуют более быстрому испарению влаги на коже.

    Кроме того, ощущение жары или холода во многом зависит от нервной системы, веса тела, закалки, общего состояния здоровья. Порой легко одетые люди в мороз чувствуют себя так же комфортно, как и те, которые плотно закутаны в шарфы.

    Известно, что ощущение холода и тепла зависит от потока ветра, температуры и влажности воздуха. Условия комфортности для каждого человека свои. Температура окружающей среды, зависимая и от влажности воздуха, оказывает значительное влияние на человека.

    При определенной температуре, но при повышенной влажности, образуется идеальная среда для развития воздушных инфекций. При чрезмерно высоком содержании влаги в воздухе нарушается баланс обмена жидкости в организме человека. В итоге чувствуется недомогание. А при повышенной влажности, но низких температурах, сильнее чувствуется холод.

    Насыщенный влажный воздух очень полезен. Именно поэтому на берегу озера или реки человек чувствует себя хорошо. Такой воздух насыщает организм человека, облегчая головные боли и другие недомогания. Не случайно во время отпуска многих тянет на морские побережья.

    При изменении оптимальных параметров влажности происходит снижение иммунитета. Здоровье человека ухудшается, появляется чувство усталости и вялости. В домашних условиях, где климат изменен, естественный баланс влажности нарушается. Особенно это ощущается в зимний период. Именно в это время перепад влажности наиболее существенный. Воздух, попадая в помещение, высушивается из-за общего отопления в комнатах.

    Нехватка влаги вызывает ощущение сухости во рту, также пересыханием кожи лица и тела. Возможно развитие многих заболеваний: ангина, раздражение слизистой носа. При избытке сухости человек теряет сосредоточенность, повышается утомляемость.

    Окружающая среда влияет на жизнь и здоровье человека. Тем более такой немаловажный фактор, как климат . Его перемена способна как помочь вылечить некое заболевание, так и, напротив, привести к развитию недуга. Собираясь на отдых или переезжая на новое место жительства, убедитесь, что местный климат вам не навредит.

    Многие люди отправляются к морю не только для того, чтобы понежиться на солнышке, но и чтобы поправить свое здоровье. Теплый, но мягкий климат, свежий бриз, насыщающий йодом воздух, морская вода, состав которой близок к составу человеческой крови, и горячий песок способны творить чудеса. Они излечивают застарелые простуды, усталость и депрессию, отлично помогают в лечении кожных заболеваний.

    Пребывание в горах дает другой эффект. Стремиться к вершинам следует людям, страдающим от анемии. Разряженный горный воздух и низкое атмосферное давление способствуют повышению уровня гемоглобина в крови. Вдобавок у человека ускоряется обмен веществ и происходит гипервентиляция легких.

    Климат пустыни сухой и жаркий, а для жителя умеренных широт он может показаться попросту экстремальным. За день, проведенный в пустыне, человек способен потерять около десяти литров жидкости. Однако и эту особенность можно использовать для улучшения здоровья. В подобном климате существуют специализированные курорты, направленные на лечение болезней почек.

    Суровый климат северных широт также обладает своим влиянием на людей. Из-за постоянной низкой температуры сужаются сосуды, а кровоток усиливается, тем самым, повышая давление в организме. Благодаря постоянному теплообразованию у человека ускоряется обмен веществ. Повышается также и скорость нервных реакций.

    Однако проживание в холодном климате имеет и свои минусы. Большая протяженность темного времени суток и отсутствие солнечного света способствуют развитию депрессии, уменьшению скорости регенерации поврежденных тканей, снижению общего тонуса.

    Ученые считают умеренный климат наиболее подходящим для жизни людей. Человеку не приходится тратить энергию на защиту от жары или холода, а, значит, вся она может быть направлена на продуктивную деятельность.

    Цель :

    Сформировать и обобщить знания о взаимосвязи окружающей среды и здоровья населения. Показать примеры освоения территорий с экстремальными условиями жизни

    I .Организационный момент

    II. Изучение нового материала

    Изучение нового содержания включает два обобщающих блока:

    1. Взаимодействие среды и здоровья человека.
    2. Освоение территорий с экстремальными условиями.

    1. Приступая к изучению первого блока внимание учащихся привлекается вопросом: «Что мы знаем о взаимосвязи природы и здоровья человека?» ;

    а) В результате беседы с учащимися вырисовывается следующая схема

    Часть природы, с которой человечество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности -

    Природные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека

    Температура и влажность воздуха. Атмосферное давление
    - Близость или удаленность от водоёмов, качество питьевой воды;
    - Состояние ландшафтов и санитарное состояние почв, на которых выращиваются употребляемые в пищу овощи и фрукты

    Красота окружающих пейзажей

    1. морских побережий
    2. чистого воздуха
    3. исцеляющих грязей и минеральных вод

    б) Практическая работа «Изучение степени благоприятности природных условий для жизни людей». (см. приложение №1)

    Данная практическая работа позволяет сделать вывод о том, что на территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения. Россия - самая холодная страна планеты (не считая Антарктиду).
    Территория с благоприятными условиями для проживания людей занимают в России лишь 1/3 её площади.

    в) Работа с учебником.

    Анализ столбчатых диаграмм позволяет сравнить территорию России по наличию площадей с благоприятными условиями с
    другими ведущими странами мира.

    Площадь, благоприятных для жизни населения территорий по странам мира
    (в млн. кв. км)

    Вывод:

    Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни.

    г) Работа с картографическими материалом.

    Сопоставление карты -схемы учебника (стр. 266, рис.108) «Природные условия жизни населения» и карты атласа «Плотность населения России». Выявление степени влияния природных условий на размещение населения по территории страны.
    Результат работы - определение расселения людей в связи с природными условиями.
    Максимальная плотность населения наблюдается в районах с благоприятными для жизни природными условиями:

    1. Северный Кавказ и Юго-запад Европейской части России (наиболее благоприятные условия);
    2. Центральные районы Восточно-Европейской равнины, Юг Западной Сибири, подножие гор Южной Сибири, крайнего Юга Средней Сибири и Дальнего Востока (благоприятные условия).

    Минимальная плотность населения характерна для районов с экстремальными природными условиями (64% территорий России).

    д) Работа на компьютере , (см. приложение №2)

    2. Изучение материала второго блока.
    «Освоение территорий с экстремальными условиями»

    а) Беседа с учащимися (дискуссия)

    «Внимание! Проблема.»
    «Может ли человек полностью освободиться от влияния природной среды на его жизнь и деятельность»

    б) Объяснение учителя - систематизация и обобщение знаний.

    Учащиеся должны обосновать свою точку зрения.
    В результате обсуждения данной проблемы учащиеся делают вывод о необходимости освоения новых территорий, несмотря на то, что жизнь человека там затруднена из-за наличия экстремальных природных условий (низких или очень высоких температур, сильных ветров, наличия животных или насекомых - переносчиков опасных для жизни заболеваний и т. п.).
    Человек не может полностью освободиться от влияния природной среды, но он адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых живёт и занимается хозяйственной деятельностью.

    в) Работа на компьютере.

    «Влияние природных условий на образ жизни населения разных регионов России» (см. приложение №3)

    III Закрепление материала.

    1) Работа в тетрадях. Построение схемы, отражающей результаты работы
    учащихся на уроке.

    Окружающая среда

    Способы защиты от неблагоприятного воздействия среды

    Медицинская география

    Нозогеография

    Рекреационная география

    • Климат и погода
    • Рельеф
    • Ландшафты и состав почв
    • Растительный и животный мир
    • Характер внутренних вод
    • Природные зоны
    • Природные ресурсы
    • Природные явления
    1. Жилища
    2. Одежда
    3. Продукты питания
    4. Электроэнергия
    5. Изменение среды (строительство инженернотехнич. сооружений, осушение болот, орошение земель и т. д.)
    6. Здравоохранение
    7. Развитие географ., знаний об окр. среде

    Изучение природных особенностей территорий с целью выяснения их влияния на состояние здоровья населения

    Изучение закономерно­стей распространения заболеваний, связанных с особенностями среды Наука о влиянии при­родных факторов на рекреационную деятельность, о территориальной организации отдыха

    IV Домашнее задание § 46

    Природа неразрывно связана с человеком, в разных местностях она по-разному влияет на людей, их привычки, вкусовые предпочтения, особенности образа жизни. Рассмотреть природные условия России вы сможете на уроке «Природные условия и ресурсы России». В ходе урока вы узнаете, чем природные условия отличаются от природных ресурсов, что нужно учитывать при характеристике природных условий, а также, изучите классификацию природных ресурсов.

    Тема: Природные условия и ресурсы

    Урок: Природные условия и ресурсы России

    1. Природные условия

    Природа неразрывно связана с человеком. Особенности природы в разных частях планеты влияют на привычки людей, на обычаи, особенности, вкусовые предпочтения формируют даже внешний облик людей.

    Рассматривая природные условия, мы будем иметь ввиду особенности географического положения, рельефа и геологического строения, климата, внутренних вод и морей, почвы, растительный и животный мир. (см. рис. 1)

    Рис. 1. Природные условия

    Непосредственно, в хозяйственной деятельности эти природные условия не участвуют, но они влияют на все составляющую жизни человека. Иными словами можно сказать, что природные условия - это та среда обитания, в которой живёт человек, и к который он вынужден приспосабливаться.

    2. Влияние природных условий на хозяйственную деятельность человека

    И так как мы уже сказали, природные условия влияют на многие сферы деятельности хозяйства человека. От природных условий зависят такие отрасли деятельности человека как: сельское хозяйство, лесное и водное хозяйство. Посмотрим как влияют на хозяйственную деятельность разные природные условия двух конкретных территорий нашей страны. Возьмём для примера Астраханскую и Архангельскую области. (см. рис. 2)

    Рис. 2. Астраханская и Архангельская области на карте России

    Мы помним, что при характеристике природных условий надо учитывать различные компоненты природных условий.

    Архангельская область находится на северо-востоке Восточно-Европейкой равнины и омывается водами Северного Ледовитого океана. В пределах Архангельской области находится крайняя северная точка мыс Флигели. Астраханская область находится тоже в пределах Русской равнины, но на юге, и омывается водами Каспийского моря. Рельеф обеих территорий равнинный, но в Архангельской области он более сложен и разнообразен. Астраханская область лежит на Прикаспийской низменности – самой низкой территории нашей страны. Климат Архангельской области суров - об этом мы можем сказать исходя из географического положения. Область находится в пределах арктического, субарктического и в северной части умеренного пояса, Астраханская область лежит в южной части умеренного пояса.

    Рис. 3. Положение Астраханской и Архангельской областей на климатической карте

    Северную часть Архангельской области занимают арктические пустыни, северо-восточную - тундры, южнее, более половины территории занимает тайга. Астраханская область на 70% лежит в пределах сухих степей, полупустынь и пустынь. Как мы видим, природные условия этих двух территорий значительно отличается друг от друга и, как следствием этого является значительная разница в деятельности человека. Можете ли вы ответить на такой вопрос: в какой из этих областей будет развито оленеводство и лесное хозяйство? Конечно в Архангельской области, потому что в пределах этой территории находится тундра и тайга.

    3. Понятие «Природные ресурсы»

    Элементы природы, которые человек использует для своей хозяйственной деятельности, называются природными ресурсами .

    Деление на природные ресурсы и природные условия достаточно условно. Например, вода и солнечный свет могут быть одновременно и природными ресурсами и природными условиями. По мере совершенствования техники и технологий некоторые природные условия переходят в разряд природных ресурсов, например, геотермальные источники стали использоваться людьми относительно недавно.

    4. Виды природных ресурсов

    По особенностям происхождения природные ресурсы на несколько видов. (см. рис.4)

    Рис. 4. Виды природных ресурсов по особенностям происхождения

    Природные ресурсы различают по признакам исчерпаемости и возобновимости .(см. рис. 5)

    Рис. 5. Типы природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости

    Природные ресурсы делятся на несколько групп по возможностям их хозяйственного использования. С этой точки зрения выделяются ресурсы, которые можно использовать при достигнутом уровне развития техники. Часть ресурсов, которые установлены, но в настоящее время не могут быть использованы, называют потенциальными , или прогнозными . Выделяются также заменимые и незаменимые ресурсы. Незаменимые - это воздух, земля, пресная вода. Заменимые - это те ресурсы, которые можно заменить другими - нефть, уголь.

    Домашнее задание

    1. Чем отличаются природные условия и ресурсы?

    2. Приведите примеры перехода отдельных элементов природы из разряда «природных условий» в категорию «природные ресурсы».

    3. Дополните примерами таблицу «Типы природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости» . (см. рис. 5)

    1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я Ром, А. А. Лобжанидзе

    2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт. В.П. Дронов, В. Я. Ром

    3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

    4. УМК (учебно-методический комплект) « СФЕРЫ» . Учебник « Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс» авт. В. П.Дронов, Л. Е Савельева. Атлас.

    Другие уроки на эту тему

    1. Природные ресурсы.

    2. Природные ресурсы.

    3. Природно-ресурсный потенциал России.

    Узнай больше по теме

    1. База данных по природным ресурсам России.

    Покажи на известных тебе примерах влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей. Усиливается или ослабевает эта связь? Объясни почему.

    Ответ

    Природа очень сильно влияет на деятельность людей, и, по моему мнению, это влияние ослабевает, особенно в последние столетия.

    Объясню почему.

    С точки зрения количественного влияния природы на деятельность человека — оно каким было, таким и осталось. Сколько было дождей, зим, пожаров и ураганов 500 лет назад, примерно столько же и сейчас. Но изменилось качественное влияние. Вплоть до 20 столетия главной отраслью хозяйства был аграрный сектор (земледелие), на который природные условия кардинально влияют. Потом, мало того, что промышленность и сфера услуг вышли на первый план, но ещё и человечество научились препятствовать плохим природным условиям, выращивая культуры в теплицах.

    Это относится не только к сфере хозяйства. Первобытный человек ходил полуголым и замерзал от холода. Потом уже появилась тёплая одежда. Если раньше если в лесах начинался пожар, то леса мог исчезнуть, если бы дождь не пошёл. Сейчас же тайгу тушат с вертолётов и самолётов.

    Этот список примеров можно ещё долго продолжать, и все они подтвердят мою точку зрения. Хотя, могут быть и исключения.

    ВВЕДЕНИЕ

    Природные условия играли и продолжают играть важнейшую роль в жизни и развитии человеческого общества.

    Под природными условиями понимается совокупность важнейших естественных характеристик территории, отражающих основные особенности компонентов природной среды или местных природных феноменов. экологический энергетический война бедность

    Природные условия непосредственно влияют на жизнь и хозяйственную деятельность населения. От них зависят: расселение населения, развитие и размещение производительных сил, их специализация. Они определяют себестоимость, а следовательно, и конкурентоспособность производимой продукции, что особенно важно для стран со значительным распространением экстремальных природных особенностей, к числу которых относится и Россия.

    ВЛИЯНИЕ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ

    Природные условия - это объекты и силы природы, существенные на данном уровне развития общества для жизни хозяйствования, но непосредственно не участвующие в материальной деятельности.

    Влияние различных природных условий на разные отрасли хозяйственной деятельности изменчиво. Оно проявляется по разному в разных отраслях хозяйства, в разной экономической обстановке. В любой же конкретной обстановке благоприятные или неблагоприятные условия могут ускорить или задержать темпы развития хозяйства, способствовать формированию тех или иных видом деятельности или тормозить его. Прямое воздействие природные условия оказывают на отрасли, функционирующие под открытым небом, сельское и лесное хозяйство, эффективность и специализация которых во многом связаны с плодородием почв, климатом, водным режимом. Под их влиянием находятся и многие другие виды деятельности. Так, при добыче полезных ископаемых учитываются не только запасы и качество руд, но и совокупность условий их залегания, которые влияют на способ, масштабы и стоимость добычи.

    Может оказаться, что не самые богатые, а более бедные месторождения, расположенные в благоприятных условиях, будут наиболее экономичными. Стоимость капитального строительства во многом зависит от прочности и обводненности грунтов, степени сейсмичности или заболоченности территории, наличия вечной мерзлоты и гористости рельефа. Природа оказывает влияние и на организацию коммунального хозяйства.

    К основным элементам природных условий, с точки зрения их влияния на хозяйство, можно считать:

    • · территорию, ее положение на материке, размеры;
    • · климат;
    • · рельеф (геолого-геоморфологические условия);
    • · почвенный покров;
    • · водные ресурсы;
    • · растительный и животный мир.

    Природные условия России. В пределах России выделяется природная зональность, проявляющаяся в различиях почвенного покрова, растительности и животного мира. Границы зон в основном вытянуты вдоль параллелей (субширотны). На обширной территории страны последовательно с севера на юг представлены следующие природные зоны (Рисунок 1): арктическая пустыня, тундра, лесотундра, лесная, лесостепная, степная, зона полупустынь и пустынь. В горных районах отчетливо выражена высотная поясность.

    Существенными ограничениями для хозяйственной деятельности в России являются:

    • · сезонность климата с большими колебаниями температур;
    • · вечная многолетняя мерзлота (на 2/3 территории РФ);
    • · сейсмическая и вулканическая активность (для горных территорий, в т.ч. вулканическая для Камчатского полуострова).
    • · Сочетание речных бассейнов с основными формами поверхности сформировали на территории страны крупные природно-географические регионы, которые, в свою очередь, входе истории освоения и заселения страны приобрели общие хозяйственные черты. Такими районами являются: Восточно-Европейский, (или Европейская часть России), Западно-Сибирский, Среднесибирский (в экономической географии его называют Восточно-Сибирским) и Дальневосточный.

    Понятие природных условий всегда связано с тем или иным видом человеческой деятельности, но оно не является сколько-нибудь постоянным, меняется от одной эпохи к другой, сильно зависит от характера и уровня производства. Долгое время изучение природных условий было связано преимущественно с оценкой их влияния на разные отрасли хозяйственной деятельности. Например, добыча полезных ископаемых может начаться скорее на месторождениях, расположенных в более благоприятных природных условиях, так как будет экономичнее. Стоимость капитального строительства во многом зависит от прочности и обводненности грунтов, степени заболоченности территории, наличия вечной мерзлоты и гористости рельефа. Стоимость водоснабжения, отопления, освещения жилищ и их строительства различна в районах теплого и холодного, влажного и сухого климата, в условиях короткого и длинного светового дня.

    Природная среда должна «взвешиваться в экономическом отношении». Влияние природных условий, отражаясь на производительности общественного и индивидуального труда в значительной степени определяет величину материальных затрат.

    Природные условия также необходимо оценивать с позиции условий жизни населения. Они - один из важнейших факторов, облегчающих или затрудняющих заселение и освоение территории, в значительной степени определяющих масштабы, пути и формы использования ее естественных ресурсов и экономических возможностей. Благоприятность или не благоприятность этих условий, как в их естественном виде, так и измененных в результате антропогенных преобразований природы сильно и разносторонне сказывается на всех сторонах жизнедеятельности населения: его быт, труд, отдых, состояние здоровья. Решение многих социально-экономических и хозяйственных проблем в значительной мере зависит от правильности оценки природных условий. По расчетам специалистов, стоимость обустройства одного человека в разных регионах России может различаться в 7-10 и даже более раз. Особенности расселения людей с первых шагов становления человеческого общества ограничивались факторами природной среды.

    Суммарная оценка природных условий жизни людей заключена в уровне комфортност. Для определения уровня комфортности можно оценить около 30 параметров природной среды (продолжительность различных климатических периодов с комфортными и дискомфортными температурами относительно сезона, оценка теплоизоляции, необходимой для каждого сезона, одежды, наличие природных очагов инфекционных заболеваний и др.).