Свобода передвижения — Acta

Свобода передвижения в Кузбассе не нарушена

Разобраться в деталях «самоизоляции Кузбасса» предлагает гость портала КузПресс Mary_Louise_G.

«Имеют ли нынешние ограничения законную силу? На волнующие граждан вопросы отвечает Сибдепо, ссылаясь на юристов Кузбасса.

В Кемеровской области с 31 марта усилены дополнительные ограничительные меры для жителей региона. Кузбассовцам не рекомендуется посещать церкви и иные религиозные объекты, гулять в парках, скверах, иных местах культуры и отдыха, детских площадках, находиться на расстоянии от других людей менее чем в 1,5 метрах, а также покидать места проживания.

Понимая всю важность и необходимость введенных мер, мы ни в коем случае не призываем игнорировать эти меры предосторожности, но считаем необходимым разъяснить с правовой точки зрения вопросы, возникающие у жителей региона.

Можно ли заниматься спортом на улице, гулять с детьми и нужно ли носить с собой паспорт при режиме «Повышенной готовности»?

На эти вопросы ответили юристы Кемеровской области.

Рекомендация Губернатора не нарушает это право, считает Олег Панчишин , адвокат Коллегии адвокатов «Регионсервис».

Нужно понимать, что режим «Повышенная готовность» имеет под собой соответствующую нормативную базу (его понятие, а также полномочия публичных органов раскрываются, в том числе, в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и, помимо него, в Законе нашей области «О защите населения и территории Кемеровской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также ряде подзаконных актов).

Согласно данным нормативным актам у граждан имеется обязанность по выполнению установленных правил поведения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации . В настоящее время на территории нашей области, очевидно, с учетом регулярно поступающих сведений об эпидемиологической обстановке, ограничение выхода на улицу без соответствующей существенной причины имеет форму рекомендации .

Издание таковых рекомендаций не противоречит нормам указанных законов и направлено, в том числе, на устранение угрозы возникновения чрезвычайной ситуации.

В случае успеха ситуация не выйдет за рамки указанного режима и не потребует принятия более жестких мер, по типу мер, которые мы видим во многих иных регионах, что позволит избежать как ещё большего ущерба для коммерческих организаций, так и бюджетных, и личных расходов и убытков.

К тому же, и такие рекомендации, и обязательные к применению распоряжения не являются спонтанными, а вырабатываются совместно с иными органами и должностными лицами государственной власти, например, Главным санитарным врачом, и предполагаются достаточными именно при условии их соблюдения, к чему и следует отнестись более ответственно, что поможет избежать ситуации, в которых данные рекомендации превратятся в обязательные для исполнения требования.

Такое требование не содержится даже в распоряжении Губернатора Кемеровской области — Кузбасса от 14.03.2020 № 21-рг «О введении режима „Повышенная готовность“ на территории Кемеровской области — Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакции распоряжений Губернатора Кемеровской области — Кузбасса от 31.03.2020 г.), говорит юрист Евгений Ильченко.

Запись на плановую госпитализацию пациентов в медицинские организации стационарного типа, за исключением пациентов с заболеваниями, включенными в перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих; Запись на плановую госпитализацию пациентов в медицинские организации стационарного типа, за исключением пациентов с заболеваниями, включенными в перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих; Плановую диспансеризацию населения; Плановые профилактические осмотры населения, включая обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры отдельных профессиональных групп, за исключением медицинских осмотров по направлению призывной комиссии; Плановую вакцинацию детского и взрослого населения, за исключением вакцинации новорожденных детей в родильных домах и перинатальном центре; Оказание стоматологических услуг, за исключением заболеваний и состояний, требующих оказания стоматологической помощи в экстренной или неотложной форме.

О том, что медицинским организациям предоставлено право отказывать в приеме пациентов, в данном документе не говорится.

Более того, в ст. 11 ФЗ РФ 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 26.03.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» прямо установлена недопустимость отказа в оказании медицинской помощи .

Опять же, указанным распоряжением губернатор «приостановил» деятельность многих предприятий (кафе, ночных клубов, курортов, магазинов и т. д.), однако, в нем не содержится запрет на пребывание на рабочем месте .

Меры по перемещению людей носят рекомендательный характер , и ответственности за прогулку с ребенком не установлены .

Действующее законодательство предусматривает ответственность за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КРФобАП) в виде (для физ.лиц) предупреждения или штрафа от 100 до 500 рублей.

Если человек, например, вернулся из другой страны и получил предписание Роспотребнадзора (санитарного врача) находиться дома , и его нарушил, то может наступить ответственность по ст. 19.4. КРФобАП — Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль. Для граждан это или предупреждение или штраф от 500 до 1000 рублей.

Читайте также:  Как получить 12 Вольт из 5, 24, 220 Вольт - обзор способов

Однако, меры о которых мы говорим, направлены в том числе, на безопасность ребенка , а обеспечение безопасности ребенка — это прямая обязанность родителей, закрепленная в Семейном Кодексе РФ. И ответственность за ненадлежащие исполнение родительских обязанностей, полагаю, может наступить также на основании ст. 5.35 КРФоб АП, если легкомысленный родитель позволит ребенку заболеть или подвергнет его такому риску.

Не оштрафуют. По моему мнению, ответственность скорее может наступить если вы «наплюете» на здоровье ребенка, и сами тем самым совершите «неисполнение родителем своих обязанностей» ответственность за которое установлена ст. 5.35 КРФобАП.

Эти меры опять же носят рекомендательный характер и направлены на соблюдение правил в своих же собственных интересах.

Введение рекомендаций без необходимости не выходить из дома (а выходить только за продуктами в ближайший магазин, погулять с собакой, и сходить в аптеку) направлено на предупреждение распространение эпидемии, но доказывать человек никому ничего не обязан .

Тем более что, например, ближайшим может оказаться нелюбимый магазин. Меня как потребителя не устраивает его ассортимент, я хочу покупать продукты в другом, который тоже работает. Но он например, на 300 метров дальше. Кто мне может запретить, если нет комендантского часа ? Никто, разумеется.

Опять же, запрета на перемещение по улицам нет, и не может быть без введения ЧС .

Даже упомянутое распоряжение Губернатора говорит на этот счет — «Рекомендовать гражданам, проживающим в Кемеровской области — Кузбассе… Воздержаться от посещения парков, скверов, иных мест культуры и отдыха, детских площадок».

А уж соблюдать рекомендации или нет, дело каждого. Например, рекомендуется мыть руки, носить маски. А за немытые руки тоже штрафовать?

Надо разделять два понятия – карантин и самоизоляция . Карантина у нас официально нет.

А самоизоляция установлена под термином « рекомендуется ». Она не обязательна, и мер принуждения или мер ответственности за невыполнение рекомендаций не существует. Поэтому в Кузбассе перемещения внутри региона не ограничены .

Задать вопрос гуляющему ребенку или взрослому сотрудники полиции могут, но в рамках своих обычных полномочий: проверить документы, установить личность. Но требовать возвращения домой или ограничивать перемещение в настоящий момент полиция в нашем регионе не может . Это возможно только в случае введения Чрезвычайного Положения, полагает Крючков Антон, управляющий партнёр компании ЮрИнвест.

Руководитель Правового центра «Основной капитал » Ксения Куралова: Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрены следующие режимы функционирования (не считая повседневного): — Режим повышенной готовности (ПГ) (если есть угроза ЧС) — Режим чрезвычайной ситуации (ЧС) — Режим чрезвычайного положения (ЧП).

Понятий «изоляция», «карантин» в этом акте нет . Они относятся к санитарной терминологии .

Но ни один из них не может ограничивать прав и свобод человека и гражданина, в том числе право свободного передвижения, гарантированного конституцией.

Об этом упоминается в том числе в статья 4.1. указанного закона. Именно на основании данной статьи и принято распоряжение Губернатора. Именно поэтому в тексте распоряжения звучит « рекомендовать гражданам не покидать места проживания (пребывания)…».

В отличие от ПГ и ЧС режим ЧП вводится Указом президента после одобрения Советом Федерации. Только в условиях ЧП может быть установлен запрет или введены условия передвижения .

Режим ЧП регулируется Федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении. Особый режим передвижения, проверка паспортов, комендантский час, задержание граждан без документов – это все относится только к ситуации ЧП . Оно на территории РФ не введено.

Поэтому правоохранительные органы не вправе без повода требовать предъявления паспортов при выгуле собак и иных передвижениях, ссылаясь на распоряжение Губернатора. В некоторых регионах в аналогичных распоряжениях звучит формулировка «обязать», «запретить».

Как юрист я с ней не могу согласиться и меня печалит такое отношение к закону, хотя направленность таких запретов понятна. В настоящий момент успешно прошел три чтения в Государственной Думе и одобрен Советом Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Данный проект предусматривает расширенные права глав регионов по вопросу о введении дополнительных требованиях для граждан и организаций в период действия режима ЧС или режима повышенной готовности. При этом я исхожу из того, что распоряжением вводится именно режим повышенной готовности .

О карантине в пределах региона речи не идёт. Тогда как действительно по законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения могут быть введены ограничительные мероприятия (карантин).

Нарушение права на свободу передвижения

Согласно статье 27 Конституции РФ, физические лица, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право на свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства. Казалось бы, все прекрасно, а вкупе с тем фактом, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, вообще замечательно, каждый гражданин вправе кататься по стране и не переживать ни о чем.
Прежде чем рассмотреть ситуацию с реализацией данного права в России, стоит рассмотреть реализацию в других странах. Пожалуй, самого большого прогресса в реализации данного права смогли добиться в США. Начать стоит с того, что в Америке нет внутренних паспортов. И соответственно, нет никаких прописок или регистраций. Каждый гражданин вправе переехать в другую часть страны и ни в одной из ситуаций никому не будет дела до того, где он проживает. В таком случае сохраняется полная анонимность гражданина, никто не сможет его каким-либо образом преследовать или следить за его жизнью (в том числе и государство).

Читайте также:  Вода в глушителе автомобиля как попадает, чем грозит, как удалить – 2 способа

В России данное право попирается регистрацией, которая успешно заменила советскую прописку. Так, согласно статье 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав граждан независимо от пола, расы, национальности, места жительства и иных обстоятельств. Применительно рассматриваемого вопроса, данная статья подтверждается постановлением Конституционного суда от 02 февраля 1998 года. В данном постановлении говорится, что факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно Конституции и постановлению конституционного суда, регистрация, хотя и носит уведомительный характер, все же является обязательной. Но при этом прав граждан отсутствие регистрации не должно ограничивать, особенно с учетом того, что современная Россия (в отличие от СССР), не обязана предоставлять гражданам жилье. Вот только так ли это на самом деле?

Статья 27 Конституции России

Текст Ст. 27 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Комментарий к Ст. 27 Конституции Российской Федерации

Положения ч. 1 ст. 27 полностью соответствуют требованиям Всеобщей декларации прав человека (ст. 13), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 12) и ст. 2 Протокола N 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Установленные положения касаются как свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства внутри страны, так и возможности покидать свою страну и возвращаться в нее.

Со свободой передвижения и выбора места пребывания и жительства тесно связана реализация многих других конституционных прав и свобод граждан (право собственности и наследования, право на жилище, на труд, на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, избирательные права и др.).

Существовавшие в прошлом ограничения и запреты на свободу передвижения, получение и реализацию других прав и свобод были связаны с целым рядом режимных условий, в том числе с существованием особой паспортной системы и пропиской. При этом следует отметить, что, во-первых, данные вопросы регулировались не законом, а подзаконными нормативными актами и, во-вторых, эти акты, особенно ведомственные, не публиковались для всеобщего сведения, а население о них ничего не знало. Даже основной документ, регламентировавший вопросы прописки, — Положение о паспортной системе в СССР, — был утвержден не законом, а постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г.*(114)

Паспортизация принесла России серьезные ограничения свободы личности. Ограничения в свободе передвижения, которые теперь могут быть исключением из общего правила, в течение многих десятилетий были обычным явлением. Без паспорта и прописки гражданин не мог решать самые насущные жизненные вопросы: проживать на собственной жилой площади, устроиться на работу, заключать какие-либо сделки, пользоваться медицинской помощью, получить высшее образование.

Весьма строгие ограничения в прописке были введены в Москве и во многих других крупных городах. Например, в столице родители, проживавшие в других местностях, могли прописаться к детям лишь при условии, что по месту их проживания у них нет других детей, с которыми они могли бы жить вместе.

В сельской местности у граждан долгое время вообще отсутствовали паспорта. Поэтому крестьяне, а после проведения коллективизации — колхозники и другие жители сел и деревень были привязаны к своему месту жительства, не могли свободно выбрать другое место жительства и уехать, например, в город. Временная прописка в общежитиях не давала им права остаться для проживания в городах.

Серьезные трудности в прописке имелись у лиц с судимостью и отбывающих наказание в местах лишения свободы. Лица, освободившиеся из мест заключения, были бесправны в выборе места жительства.

Весьма жесткие ограничения устанавливались для выезда в зарубежные государства. Порядок решения данного вопроса был очень сложным, и поэтому большинство советских граждан никогда не выезжали за пределы своей страны.

Читайте также:  Стук в передней подвеске Kia Sportage

Закрепление свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства предопределило необходимость существенного обновления законодательства, отмены многих нормативных актов, которыми с начала 1930-х гг. закреплялся режим прописки с многочисленными ограничениями и строгой ответственностью, вплоть до уголовной, за их несоблюдение.

Созданный в СССР Комитет конституционного надзора в своем заключении от 11 октября 1991 г. признал, что отпали правовые основания для оставления в силе постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г., утвердившего Положение о паспортной системе в СССР, и других нормативных актов, предусматривавших разрешительную систему прописки на территории страны, и признал их утратившими силу. Данное заключение не было, однако, принято во внимание советскими законодательными и правоприменительными органами, и акты о прописке продолжали применяться, оставаясь формально действующими.

Впервые требования о свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства нашли отражение в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон «О праве граждан…»)*(115) и связанных с ним Законах РФ от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» (с посл. изм. и доп.) и от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (с посл. изм. и доп.) *(116).

Закон «О праве граждан…» ознаменовал начало поэтапного упразднения института прописки. Он был направлен на ликвидацию запретительного и разрешительного режимов и установил свободный уведомительный порядок, требующий лишь регистрационного учета граждан России. В данном Законе было закреплено, что лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории России в соответствии с Конституцией РФ, законами и международными договорами Российской Федерации. На основании этого Закона постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. были утверждены Правила регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации*(117).

Право на свободу передвижения не является абсолютным, оно должно быть сбалансированным по отношению к определенным, особо важным интересам государства, общества, отдельных людей. Допустимые ограничения прав и свобод человека и гражданина приведены как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве России.

Законом «О праве граждан…» исчерпывающим образом определены основания ограничения граждан Российской Федерации в их праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Такие ограничения допустимы в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекции, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территории, где введено чрезвычайное или военное положение. Ограничения Закона корреспондируются с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, где очерчены общие условия возможного ограничения прав и свобод.

Необходимость введения ограничений очевидна. Не случайно в ст. 2 Протокола N 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод выделены некоторые случаи ограничения права свободного передвижения.

В Уголовный кодекс РФ 1996 г. включен ряд норм, устанавливающих ответственность за посягательства на свободу передвижения. Это, в частности, ст. 126-128 о похищении человека, незаконном лишении свободы, незаконном помещении в психиатрический стационар; ст. 206 о захвате заложников; ст. 301 о незаконном задержании, заключении или содержании под стражей. В зависимости от конкретных обстоятельств посягательства на рассматриваемые права они могут повлечь за собой также ответственность по статьям Уголовного кодекса о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, о преступлениях против государственной службы и службы в органах местного самоуправления и т.д. При этом лицо, полагающее нарушенными свои права, предусмотренные ст. 27 Конституции РФ, вправе принести жалобу в вышестоящий орган в порядке подчиненности либо в суд в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Важную роль в постепенном устранении из жизни российского человека института прописки и в обеспечении реализации международных и конституционных норм о свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства и связанных с ними норм о других правах и свободах граждан сыграли постановления Конституционного Суда РФ. Этими постановлениями признаны не соответствующими Конституции РФ многие законодательные нормы. Так, в Постановлении от 25 апреля 1995 г. по делу о проверке конституционности ч. 1, 2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ Конституционный Суд РФ констатировал, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище.

2. Положения ч. 2 ст. 27 Конституции РФ основаны также на нормах международного права. В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. провозглашает право человека покидать любую страну, включая собственную.

Ссылка на основную публикацию
Сварочный трансформатор устройство, принцип работы аппарата
Сварочный трансформатор - устройство, принцип работы и виды Из всевозможных видов промышленного оборудования самым распространенным является сварочный трансформатор. Такой аппарат...
Сварка алюминия электродами инвертором как варить правильно
Сварка алюминия в домашних условиях – как правильно варить алюминий Сварка алюминия затруднена многими факторами (в первую очередь его характеристиками),...
Сварка аргоном — особенности, техника, принцип работы
Выбор присадочного прутка и особенности аргонодуговой сварки (TIG) черной стали, нержавейки, алюмини Новости компании Новости машиностроения Новости судостроения Новости военно-промышленного...
Сварочный шов — как правильно накладывать швы
Как класть сварочный шов, чтобы он был надежным и прочным техника, этапы и нюансы Сейчас чтобы соединить детали из различных...
Adblock detector