Рулевая колонка велосипеда, разновидности, состав механизма, рекомендации по уходу и использованию,

Рулевая колонка велосипеда схема, устройство, как собрать, ремонт

Чтобы понять устройство рулевой велосипедной колонки, начать нужно с понимания рулевого механизма велосипеда, в принципе. А рулевой механизм — это целый комплекс деталей, который позволяет направлять движение транспортного средства в нужную велосипедисту сторону.

В него входят:

  • руль (перекладина или же какая-то более сложная конструкция) с точками хвата и закрепленными аксессуарами, грипсами;
  • вынос (труба) с креплениями для руля и рулевой трубы;
  • рулевая труба, соединяющая вынос или руль с короной вилки и заходящая в стакан и рулевую колонку;
  • рулевая колонка, состоящая из двух чашек, подшипников (верхнего и нижнего), колец (опционно) и позволяющая трубе свободно поворачиваться в стакане;
  • рулевой стакан или часть рамы с нарезанными по определенному стандарту фасками внутри, куда вставляются подшипники колонки и ее чашки.

Рулевые колонки

Эти части рулевого механизма велосипеда могут быть нескольких типов:

  1. Резьбовые. Это «классика» рулевого велосипедного жанра, которую сегодня можно встретить разве что на бюджетных моделях байков. Легкие, неприхотливые и недорогие колонки, давно используемые и неплохо себя зарекомендовавшие. Минусами их считаются сложность в настройке и претензии пользователей к надежности. В верхней чашке такой колонки нанесена резьба. А рулевая труба крепится в ней контргайкой.
  2. Безрезьбовые. Это колонки современного стандарта, которые еще называют Aheadset — по имени компании-производителя, впервые представившей их веломиру. Такая конструкция не имеет резьбы и не принимает на себя фиксирующую нагрузку вилки. Любая безрезьбовая колонка состоит из чашек (верхней и нижней), запрессованных в рулевой стакан. В каждой чашке установлен подшипник, закрытый кольцом качения. В этих колонках сначала ставятся простановочные кольца и вынос, и только потом фиксируется рулевая труба. Такие конструкции в стандартной комплектации традиционно называют «неинтегрированными».
  3. Полуинтегрированные. Любая рулевая колонка этого типа включает подшипники (обычно оба промышленные, но возможны и вариации в данном вопросе), а также чашки, полностью находящиеся внутри стакана. Снаружи видны остаются лишь пыльники. Такие устройства достаточно сложны конструкционно и дороги, но именно эта колоночная конструкция считается одной из лучших, поскольку не выходит за стаканные пределы и позволяет выставить ту высоту руля, которая необходима конкретному велосипедисту.
  4. Интегрированные. Это целый модельный ряд безрезьбовых колонок, и от любых других такие колонки отличает абсолютное отсутствие чашек в конструкции. У них подшипники запрессовываются в раму напрямую. Нет также канавок качения, поэтому для производства подобных рулевых колонок используются исключительно промышленные подшипники.

Интегрированные модели сложны в ремонте (если браться самому, а не обращаться в мастерскую), хотя отличаются легкостью и простотой настройки. Кроме того, доставляет неудобство пользователям большой разброс в их размерах.

Стандарты производителей

Если говорить о каких-то существующих стандартах рулевых колонок, то практически у каждого авторитетного велопроизводителя они свои. Это связано и с попытками защитить модели собственного производства от копирования, и с желанием зафиксировать за брендом какие-то новаторские разработки, и с многими другими вещами. Однако чаще всего на велосипеды массового производства ставятся классические варианты колонок. А вот интегрированные конструкции компании-производители ставят очень редко.

Так, например, используют для установки следующие варианты:

  1. Campagnolo — стандарт полуинтегрированный с подшипником и чашкой конической формы. Эта колонка потребует специальной обработки рамы.
  2. Perdido — этот полуинтегрированный набор на целых 4 мм отличается от полуинтегрированного же ZeroStack, считающегося стандартом.
  3. Columbus — классика от Aheadset, «заточенная» под собственный уникальный диаметр.
  4. Onepointfive Standard, предназначенный для экстремальных велодисциплин — неинтегрированный стандарт от группы производителей, созданный под широкую трубку руля.

Стаканы

Все вышеперечисленные колонки требуют под себя конкретной модели стакана рамы. Взаимозаменяемости нет ни для одного из указанных типов. Только свои параметры.

Читайте также:  Toyota Corolla Rumion фото и технические характеристики

Существуют следующие виды стаканов:

  1. Интегрированные. Их характерные черты — вогнутая внутрь поверхность + усеченные фаски. Такие детали можно встретить 4-х размеров:
    • 1 дюйм (это 26.35 мм);
    • 1 и 1/8 дюйма (41.1 мм);
    • 1 и 1/8 Italian (41.95 мм);
    • 1 и 1.8 FSA Standard (41.6 мм).
  2. Полуинтегрированные. Это прямые трубы без всяких выпуклостей/вогнутостей. У таких прямая фаска под прямым углом глубиной 15 мм, не менее. Здесь тоже свои размеры, и разброс их чуть меньше, к тому же нет путаницы производителей в связи с долями дюйма:
    • 1 дюйм (это 41.35 мм);
    • 1 и 1/8 (43.95 мм);
    • 1.5 дюйма (55.9 мм).
  3. Стандартные. Они аналогичны по форме и размерам полуинтегрированным, но очевидно уже и меньше в большинстве случаев. Стандарты все те же, а размеры другие:
    • 1 дюйм (это 30.05 мм);
    • 1 и 1/8 (33.9 мм);
    • 1.5 дюйма (49.57 мм).

По указанным выше размерам возможны допуски — 0,5-1 мм. Однако следует таких допусков избегать, чтобы не допустить образования люфта вилки. В противном случае это непременно скажется на качестве езды в сторону его (качества) ухудшения.

Сборка и ремонт

Конструкционно любой рулевой веломеханизм (ну, или почти любой) достаточно прост. Плюс общая нагрузка на него не слишком велика. Благодаря этому не часто требуется ремонт и не нужно какое-то особенное для него обслуживание. Но кое-что велосипедист все-таки должен делать своими руками в этой области:

  1. Регулярно (хотя бы раз за сезон, не реже) разбирать рулевой блок, чтобы проверить состояние подшипников. И если появился абразив (это станет заметно при разборе), убрать его из канавок качения. Может потребоваться смазка. А изношенным деталям — замена.
  2. Изменение высоты. На безрезьбовых колонках это можно сделать с помощью проставочных колец, а на резьбовых конструкциях может потребоваться удлинитель руля.

Самостоятельная работа с рулевой колонкой — это несложно. Главное соблюдать последовательность сборки — в строго обратной последовательности разбору. И не допускать в процессе запрессовки перекосов. И лучше использовать при этом специальный инструмент (хоть его и редко получается купить), а не молотки и киянки, удары которых трудно сбалансировать и в результате можно повредить подшипник или чашку, а то и вовсе расколоть раму.

Совет: После ремонтных или профилактических работ с рулевым механизмом, надо обязательно проверять целостность всех деталей велосипеда, а также возможные люфты в колесе, которые, правда, легко исправить.

Рулевая колонка горного велосипеда

В рулевом механизме горных байков рулевая колонка — это самый сложный элемент. Однако и ее можно ремонтировать своими руками, если есть определенные знания или желание во всем разобраться самому.

То же самое можно сказать и о регулярном (ежесезонном) обслуживании горных велосипедов. Однако, когда речь идет о начинающих любителях экстремальной велосипедной езды или каких-то, по-настоящему серьезных поломках, лучше своевременно — ради собственной же безопасности — обратиться за помощью к квалифицированным специалистам в области велоремонта.

Велосипедная рулевая колонка и ее устройство

В устройстве любого велосипеда есть ряд элементов конструкции, которые входят в состав какого-либо узла или механизма. Например, такие элементы как педали, кривошипы, звезды и каретка – входят в состав кареточного узла. Каждый из этих элементов выполняет свою конкретную функцию для общего дела, но в целом они осуществляют слаженную работу кареточного узла. Так и с рулевым узлом. Руль, вынос, рулевая колонка, шток вилки и стакан – составляющие рулевого узла и вместе они решают то, как будет управляться ваш велосипед и в какой дисциплине он проявит себя лучше. Один из этих элементов скрыт от глаз. Вот о нем и поведает статья, а именно – велосипедная рулевая колонка и ее устройство.

  • Составляющие элементы
  • Принцип действия
  • Разновидности
  • Устройство разновидностей
  • Резьбовые (threaded)
  • Безрезьбовые (threadless)
  • Полуинтегрированные (ZS, zerostack)
  • Интегрированные (IS, integrated)
  • Обслуживание и регулировка
  • Итоги

Составляющие элементы

Для лучшего понимания стоит разъяснить назначение каждой детали рулевого механизма:

  • Нижняя часть узла управления – это рулевой стакан. Часть рамы в виде короткой трубы, внутренняя часть которой имеет нарезанные фаски по стандарту. По сути, стакан на пару с колонкой делят между собой функционал. Так как в стакан, грубо говоря, вкладываются детали колонки – подшипники и чашки;
  • Шток вилки. Стальная, алюминиевая или карбоновая трубка – верхушка вилки. Вставляется через стакан-колонку и крепит на себе вынос;
  • Вынос. Кронштейн, соединяющий шток вилки и руль при помощи болтов;
  • Якорь. Запрессовывается в шток вилки. Несет в себе резьбу, в которую закручивается болт с колпачком, блокирующие вынос и гарантирующие невозможность срыва выноса со штока вилки.
  • Руль. Как можно догадаться из названия, контактирует непосредственно с руками наездника и осуществляет управление велосипедом. Несет на себе различные аксессуары, грипсы, тормозные ручки и переключатели передач.
Читайте также:  Вопросы и ответы; Аргус Москва

Принцип действия

Рулевая колонка играет важную роль в нормальном функционировании и изменении направления движения велосипеда. В составе колонки два подшипника (нижний и верхний), две опорные чашки (нижняя и верхняя) и упорные кольца. Отлаженная работа составных частей рулевой колонки позволяет штоку вилки поворачиваться свободно в стакане, за счёт чего велосипедист может контролировать механизм управления велосипедом.

Разновидности

  • Campagnolo – стандарт полуинтегрированного вида, однако, производят чашки и подшипники с формой конуса. Для установки необходима специальная обработка рамы;
  • Perdido – также полуинтегрированный набор, но имеет отличие в 4 мм от такого же полуинтегрированного ZeroStack;
  • Columbus – стандарт, который выпускают под собственный диаметр от бренда Aheadset;
  • Onepointfive Standard – неинтегрированный, устанавливается на широкую трубу вилки. Используется на велосипедах для экстремальных заездов.

Устройство разновидностей

Существует несколько разновидностей конструкции рулевых колонок:

Резьбовые (threaded)

Наиболее часто встречаются на бюджетных моделях велосипедов. Несложная по конструкции и дешёвая, поэтому используется довольно давно, около 10 лет. Однако минусом такой разновидности является недолговечность и сложная настройка. На верхней чашке присутствует резьба, а крепление рулевой трубы осуществляется за счёт контргайки.

Имеет следующие вариации размеров:

  • 1″ – с диапазоном внешнего диаметра чашек 30-30.8 мм.;
  • 1.1/8″ – с внешним диаметром чашек 34 мм.;
  • 1.1/4″ – с внешим диаметром чашек 37 мм.

Безрезьбовые (threadless)

Также имеют и другое название, связанное с брендом компании Aheadset, которая впервые его представила. Конструкция не предусматривает резьбу и не нагружает себя фиксацией вилки. Рулевая колонка включает в себя чашки – нижнюю и верхнюю, которые запрессованы в стакан рамы. После чего устанавливается подшипник, который накрывается кольцом для качения. Конструкция начинается с установки постановочных колец и выноса, после чего фиксируют рулевую трубу. Такое сочетание называют неинтегрированными системами.

Безрезьбовые подразделяются на стандартные, полуинтегрированные и интегрированные.

Стандартные (EC, aheadset)

Имеет следующие вариации размеров:

  • 0.833″ – (EC32) с внешним диаметром чашек 32.7 мм.;
  • 1″ – (EC30) с внешним диаметром чашек 30.2 мм.;
  • 1.1/8″ – (EC34) с внешним диаметром чашек 34 мм.;
  • 1.1/4″ – (EC37) с внешним диаметром чашек 37 мм.;
  • 1.5″ – (EC49) с внешним диаметром чашек 49.7 мм.;
  • 2.21″ – (EC56) с внешним диаметром чашек 56 мм.

Полуинтегрированные (ZS, zerostack)

Этот вид включает в комплект подшипники (различной комбинации, чаще промышленного типа) и чашки, которые целиком погружаются внутрь стакана. Снаружи наблюдаются только пыльники. Конструкция довольно сложная плюс имеет высокую стоимость, но такое сочетание считается наилучшим, так как полностью скрыта в стакане, благодаря чему высоту руля можно регулировать.

Имеет следующие вариации размеров:

  • 1.1/8″ – (ZS41 и ZS44) с внешним диаметром 41.3 и 44 мм. соответственно;
  • 1.5″ – (ZS49) с внешним диаметром 49.7 мм.;
  • 2.21″ – (ZS56) с внешним диаметром 56 мм.

Интегрированные (IS, integrated)

Данный вариант отличается отсутствием чашек. Подшипники (применяют только промышленные) установлены в стакан, поэтому не образуются канавки качения. Кажется, что механизм весьма прост, но в обслуживании и выборе размера зачастую возникает масса вопросов.

Имеет следующие вариации размеров:

  • 1″ – (IS38) с внешним диаметром 38 мм.;
  • 1.1/8″ – (IS41, IS42 и IS47) с внешним диаметром 41.3, 41.8 и 47 мм соответственно;
  • 2.05″ – (IS52) с внешним диаметром 52 мм.

Точно выяснив стандарт и диаметр вашей колонки, вы без труда сможете подобрать подходящую вашим требованиям к качеству и по цене.

Обслуживание и регулировка

Обычно, если нужно поменять высоту руля, то на безрезьбовых типах достаточно добавить проставочные кольца под вынос. Но необходимо учитывать, что в таком случае понадобится и дополнительная длина трубки штока вилки, излишки которого спиливаются при первичной настройке рулевой части. На резьбовых же – потребуется добавить длину трубки выноса.

Читайте также:  Молитвы в дальнюю дорогу на машине, на самолёте и не только

Первичную установку и настройку рулевого узла на ново собранной раме не стоит пытаться осуществлять самому, разве что вы не веломастер. Даже при наличии понимания принципов установки, нужен ряд специальных инструментов, среди которых, например, запресовщик чашек и подшипников системы в стакан.

В дальнейшем, как и для всех остальных узлов и систем велобайка, желательно проходить ежесезонное ТО. Как и любые другие элементы велобайка, рулевая колонка имеет способность загрязняться. А значит при необходимости нужна чистка и смазка подшипников (если это не промподшипники) или замена таковых.

При обнаружении люфта штока в стакане или скрипа, треска, исходящего от стакана рамы, необходимо проводить внеочередное ТО. Ну или же добить окончательно рулевую и все равно нести к веломастеру ��

Итоги

Конструкции рулевых колонок не имеют кардинальных отличий в зависимости от разновидности. Но безусловно, относятся к числу сложных элементов велосипеда. А с учетом количества типов и размеров, то и вовсе становятся для большинства райдеров темным лесом, что не удивительно. Выбирая новую рулевую, определитесь точно с типом и диаметром таковой, при необходимости посоветуйтесь с веломастером, а уже после идите на сайты магазинов. Если вы не имеете глубоких знаний в принципах первичной установки и специального инструмента, то не стоит пытаться делать это самому, без помощи веломастера. Проходите ежесезонное ТО. Если же время, бюджет, возможности, не позволяют вам этого делать, то реагируйте по мере появления люфта или посторонних звуков, не свойственных стакану рамы и тогда уже точно несите в мастерскую на осмотр и выявление деффектов.

Техническое обслуживание рулевой колонки (стакана) велосипеда

И так сегодня будем проводить ТО рулевого стакана для «солнечного апельсина». Грубо говоря мы поменяем смазку для подшипников в верху и внизу рулевой колонки, но прежде чем до них добраться на потребуется отсоединить руль от вилки.

Откручиваем руль у велосипеда

Чтобы открутить руль, нужно будет отвинтить два крепежных болта на выносе руля и открутить якорь — это такая штука которая прижимает руль с выносом к оси вилки и надежно соединяет руль и вилку. На фото ниже видно как я открутил якорь.

Как только вы ослабите два крепежных болта и открутите якорь, руль можно будет легко снять.

Верхние подшипники рулевой колонки

Когда вы сняли руль, дальше идут простаочные кольца, у меня их 3 штуки (они используются, чтобы опускать руль ниже). Снимаем их тоже, далее идут пыльники верхних подшипников убираем и их, запомните в каком порядке все стояло. И вот они наши верхние подшипники рулевого стакана:

Вынимаем их из посадочного гнезда и опускаем в крышку с wd-40.

Нижние подшипники рулевого стакана

До нижних подшипников добраться достаточно просто, нужно поднять раму и подшипники останутся на оси вилки:

Кидаем и эти подшипники в емкость с вэдешкой, чтобы от них отошла грязь:

Каждый шарик я прочистил сухой и чистой салфеткой и они снова стали блестеть.

Очистка от грязи и смазывание посадочных мест для подшипников в рулевой колонке.

Теперь нам нужно удалить старую смазку и как следует почистить посадочные места подшипников. В моем случае смазки практически небыло.

Я старую смазку удаляю обычной тряпкой и после этого заливаю все вд-40, жду пару минут и уже чистой салфеткой удаляю остатки грязи и вэдешки.

Теперь, когда посадочные места чистые, можно приступать к их смазке. Я взял для этого — литол, тот что использую для втулок.

Смазываем и собираем все в обратном порядке. Профилактика для рулевой колонки закончена.

Обратите внимание, что при обратной сборке нужно правильно выставить угол оси руля, если этого не сделать, то при зажатом переднем тормозе можно почувствовать люфт. Чтобы люфта небыло нужно ослабить «якорь» выставить правильный угол и закрутить «якорь».

Ссылка на основную публикацию
Руководство по установке автосигнализации pantera qx 77
P n qx 3t2 Qx-270, Qx-290, Инструкция пользователя QX-270/290 “Инструкция пользователя” © Saturn Marketing Ltd. Автомобильная охранная система с дистанционным...
Роль автомобиля в жизни человека
Современное автомобилестроение в мировой экономике Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:54, реферат Описание работы В работе кратко...
Рольф Шкода — 10 Отзывов Автосалона на Магистральном Тупике Развод или Нет
Автоцентр; Рольф Магистральный; – отзывы Отрицательные отзывы Однозначно мошенники. 3 марта 2020 Салон шкода отвратительный. Никому не советую. Покупая авто...
Руководство по эксплуатации toyota camry v50
Замена масла Тойота Камри V50 инструкция с фото Замена и подбор масла — тема без преувеличения вечная и будет таковой...
Adblock detector