Расход топлива, расчет расхода топлива

Расход топлива автобуса ПАЗ на 100 км, норма расхода

Автобусы Павловского автомобильного завода широко распространены по всей территории постсоветского пространства. Такие вопросы, как расход топлива автобуса ПАЗ на 100 км и сервисное обслуживание волнуют многих водителей.

Нормы расхода бензина для данного вида транспорта зависят от нескольких факторов. На расход топлива может влиять всё начиная от установленного двигателя и заканчивая манерой вождения.

Как рассчитывается расход топлива на 100 км пробега?

Расход топлива для автобусов Павловского завода может быть рассчитан по формуле, утвержденной Министерством транспорта России. Выглядит формула следующим образом:

Q=0.01хHSхSх(1+0.01XD) +HOTxT, где

  • Q – количество расходуемого бензина/солярки.
  • S – количество пройденных километров.
  • HS- регламентированный расход горючего.
  • HOT – затраты топлива при включенной отопительной системе.
  • T – время работы двигателя.
  • D – поправочный коэффициент (%).

В настоящее время на школьных автобусах ПАЗ 32053-70 монтируются дизельные и бензиновые силовые агрегаты. В качестве бензинового мотора используется ЗМЗ-5234. Его объем 4,67 литра, 130 лошадиных сил и средние нормированные затраты горючего – 32 литра на 100 километров пробега при крейсерской скорости в 70 км/час.

В качестве дизеля применяется ММЗ Д-245.7 с объемом 4,8 литра. Его мощность составляет 129 лошадиных сил. Затраты солярки — 25 литра на 100 километров пробега при крейсерской скорости в 70 км/час.

Нормы расхода топлива утвержденные министерством транспорта.

В таблицу сведены данные о всех актуальных моделях автобусов выпускаемых за последние 15 лет. Приведенные данные отражают заводские показатели количества топлива и они могут отличаться от реальных значений.

Модель. Мощность двигателя. Объем двигателя. Количество топлива на 100 километров пробега.
ПАЗ 32031-01 с мотором Cummins 4ISBeB150 150 3,92 22,7 (солярка)
ПАЗ 32053
с мотором ЗМЗ-523400
130 4,67 32,1 (бензин)
ПАЗ 320538-70
с ЗМЗ-5234)
130 4,67 31,6 (бензин)
ПАЗ 3237-01
с Cummins 4ISBe B150
150 3,92 29,6 (солярка)

Реальный расход топлива может быть выше. Он напрямую зависит от исправности транспортного средства и времени года.

Расход автобуса на 100 км

  • Об институте
  • Экспертизы
  • Обучение
  • Текущие группы
  • Конференции и семинары
  • Специалисты
  • Технический осмотр
  • Новости

Расчет эксплуатационных норм расхода ГСМ

Норма расхода топлива ТС — это предельно допустимое количество топлива, израсходованного автотранспортным средством (АТС) при прохождении заданной дистанции. Существуют также и нормы расхода топлива на эксплуатацию оборудования: компрессоров, генераторов, насосов и других агрегатов, использующих двигатель внутреннего сгорания (ДВС).

Расчет нормы расхода топлив и смазочных материалов как правило требуется для автотранспортных предприятий, эксплуатирующих АТС и специальный подвижной состав на базе автомобильного шасси на территории Российской Федерации, а так же для организаций, задействованных в системе управления и контроля.

Читайте также:  Жидкостный пусковой подогреватель Webasto Thermo Top Evo, схема

При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива, которое определяется для каждой модели, марки или модификации АТС в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлива, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации АТС.

Виды норм расхода топлива:

  • базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;
  • транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:
  1. автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;
  2. самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);
  • транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа – до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, — или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.

Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».

Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.

Более подробную информацию можно получить по телефону:

(812) 575-13-11 – специалист Беседин Виктор Васильевич

Отражение в учете расхода ГСМ

Порядок отражения в учете учреждения расхода ГСМ следует закрепить в учетной политике учреждения. В настоящее время обязательных для исполнения документов по учету и списанию ГСМ для государственных и муниципальных учреждений не предусмотрено. После внесения изменений в Инструкцию N 157н и принятия Приказа N 52н не требуется даже применять путевые листы для автотранспорта, на основании которых списывалось израсходованное топливо в разрезе транспортных средств и материально-ответственных лиц. Но нет и запрета на их использование. Поэтому считаем, что данные первичные учетные документы учреждения могут применять с целью получения полной и достоверной информации по движению ГСМ.

Читайте также:  Купить ЖД билеты онлайн Уфа - Брянск по цене РЖД

Чтобы не допускать бесконтрольного списания топлива, перед формированием соответствующих положений учетной политики рекомендуем ознакомиться с Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденными Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее — Рекомендации N АМ-23-р). Они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и других, независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ.

Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации (п. 3 Рекомендаций N АМ-23-р).

Базовые нормы расхода топлива указываются в документах завода-изготовителя транспортного средства.

Дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы учитываются при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются по решению организации, эксплуатирующей ТС).

Так, например, при работе автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны применяется повышающий коэффициент от 5% до 20%. Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в приложении 2 к Рекомендациям N АМ-23-р. Кроме этого, нормы расхода топлива повышаются в отношении ТС, используемых:

  • в условиях горной местности;
  • на дорогах со сложным планом;
  • в густонаселенных пунктах (городах);
  • с частыми технологическими остановками;
  • в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях, лесных пожарах и других стихийных бедствиях;
  • при использовании установки «климат-контроль» и кондиционера;
  • в других условиях, поименованных в п. 5 Рекомендаций N АМ-23-р.

Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 x Нs x S x (1 + 0,01 x D),

где Qн — нормативный расход топлив, л;

Нs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Для автобусов нормативное значение расхода топлива рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 x Нs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот x T,

где Qн — нормативный расход топлив, л;

Нs — транспортная норма расхода топлив на пробег автобуса, л/100 км (с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузкой пассажиров);

S — пробег автобуса, км;

Нот — норма расхода топлив при использовании штатных независимых отопителей на работу отопителя (отопителей), л/ч;

T — время работы автомобиля с включенным отопителем, ч;

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

С формулами расчета нормативного расхода топлива для других типов ТС можно ознакомиться в Рекомендациях N АМ-23-р. В приложении 5 к Рекомендациям N АМ-23-р приведены примеры нормативного расчета топлива.

Читайте также:  Схема подключения реле контактное, 12В, промежуточное, принцип работы и управление

Еще раз заметим, что каждое учреждение рассчитывает норму расхода ГСМ исходя из условий эксплуатации транспорта. При этом конкретный размер поправочных коэффициентов и надбавок в рамках, предусмотренных Рекомендациями N АМ-23-р, утверждается приказом или распоряжением руководителя. С документом, устанавливающим итоговые нормы расхода, все водители должны быть ознакомлены лично под подпись.

Для марок автомобилей, не указанных в Рекомендациях N АМ-23-р, а также в случае отклонения от определенных законодательством цифр нормы расхода топлива и смазочных материалов устанавливаются по результатам контрольных замеров, проведенных комиссией учреждения на основании приказа руководителя. Результаты контрольного замера оформляются актом, который служит основанием для приказа об утверждении нормы расхода топлива.

Для списания ГСМ их расход должен быть подтвержден документально. Как мы сказали ранее, с этой целью в обязательном порядке применялись путевые листы: путевой лист легкового автомобиля (ф. 0345001), путевой лист грузового автомобиля (ф. 0345004, 0345005), путевой лист автобуса необщего пользования (ф. 0345007). В этих первичных документах приводятся показания спидометра, указываются наличие (отсутствие) горючего в ТС на начало и конец дня, количество ГСМ, заправленного за день, и иная информация, позволяющая бухгалтерской службе отслеживать движение данных видов материальных запасов. В настоящее время их использование не обязательно. Тогда возникает вопрос: как же списывать ГСМ? Учреждение вправе закрепить в своей учетной политике использование перечисленных путевых листов либо разработать самостоятельно необходимый документ.

Кроме этого, в учетной политике необходимо закрепить и способ списания ГСМ: по фактической стоимости или по средней фактической стоимости. На наш взгляд, второй способ предпочтительнее, так как цена на топливо довольно часто меняется, а залитый в бак ГСМ практически не может быть израсходован полностью к моменту следующей заправки.

Превышение расхода ГСМ над нормой расхода, рекомендованной Минтрансом, требует проведения соответствующей проверки и выявления причин перерасхода.

Причины перерасхода могут быть разными, поэтому необходимо в каждом отдельном случае проводить проверку узлов и агрегатов, работа которых влияет на расход ГСМ. Если у учреждения в штате имеются соответствующие специалисты и технические возможности, то провести обследование и оформить заключение можно самостоятельно. В противном случае целесообразно обратиться в автосервис, который документально подтвердит отсутствие или наличие у автомобиля неисправностей и конструктивных особенностей, влияющих на расход топлива.

При наличии объективных причин списание перерасхода производится по распоряжению руководителя учреждения.

Если выяснится, что перерасход вызван техническими причинами, привлекать к ответственности водителя, разумеется, нельзя.

Если же будет установлено, что перерасход ГСМ произошел из-за ненадлежащей эксплуатации служебного автомобиля по вине водителя учреждения, то сумма выявленного перерасхода учитывается как недостача и взыскивается с водителя в установленном порядке.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Ссылка на основную публикацию
Расход кислорода при резке металла нормы расхода пропана
Как резать металл пропаном правильно (видео) По сравнению с газосварочными работами резка газом требует от человека гораздо меньших навыков. Поэтому...
Рассеиватель для светодиодной ленты – прозрачный, опаловый профиль
Отражатели для аквариумных светильников своими руками Вы знаете это наверное одна из самых популярных тем среди аквариумистов на сегодняшний день,...
Рассказ двух владельцев Mitsubishi Pajero Sport о том, как и зачем они строили свои машины — Журнал
Mitsubishi Pajero Sport III (2020-2021) цена и характеристики, фотографии и обзор Мицубиси Паджеро Спорт (2020-2021) цены и комплектация. Технические характеристики...
Расход топлива Hyundai Getz на 100 км реальный, средний, повышенный
Хендай Гетц 1 В 2002 году на Женевском автосалоне прошла презентация субкомпактного хэтчбека Hyundai Getz. Модель производилась в пятидверном и...
Adblock detector