Пропускать ли пешехода на многополосной дороге, если он еще далеко

Пункт 14

Share

Время чтения: 6 минут

Может быстрее спросить юриста? Это бесплатно!

Каждый год сотрудники ГИБДД распространяют среди водителей условие пункта 14.1 – когда пешеход встал на дорогу, чтобы ее перейти, нужно остановиться и дать возможность перейти. Однако новые Правила, которые уже давно имеют условия пропуска пешеходов, совсем не требуют их пропускать. Там указано только то, что нужно уступить дорогу. А эта процедура подробно разъяснена в ПДД. Но в любом случае прежде всего законодательство стоит на стороне пешеходов, а именно, на их безопасности.

Последние изменения в ПДД

Правила в пункте 14.1 указывают, что водитель при подъезде к пешеходному переходу должен уступить пешеходам дорогу, которые вступили на нее для перехода. Сюда также относятся трамвайные пути.

Вариант пропуска пешеходов в части п. 14.1 изменился с последними новшествами в 2014 году. До этого в ПДД было написано, что водитель должен «пропустить» пешехода, а сейчас это изменено на понятие «уступить дорогу». В чем разница этих двух выражений?

Разъяснения и комментарии

Давайте разберемся, как необходимо осуществлять пропуск пешеходов. Как можно понять из Правил, водитель должен уступить дорогу. До изменений 2014 года ПДД и Административный кодекс не соответствовали между собой. Правила заставляли пропускать пешеходов, а КоАП предписывал наказание за то, что не уступили дорогу. Поэтому законодатели сделали поправки, чтобы эти нормативные акты соответствовали ситуации. Но в чем была неясность?

Вопрос в том, что понятие пропуска не разъяснено в ПДД, а как уступать дорогу, там подробно описано. Водитель не должен мешать пешеходам, и вынуждать их изменять направление движения, скорость ходьбы.

Учитывайте, что в понятии «уступить дорогу» содержится важный фактор. Ваши пути движения с человеком, переходящим дорогу, должны пересекаться сразу по времени и траектории движения. Другими словами, если вы не дадите возможность перейти дорогу, то столкнетесь с ним, или вынудите изменить направление движения и скорость. В результате будет нарушаться п. 14.1 Правил.

Учитывая вышесказанное, можно утвердить следующий порядок пропуска пешеходов:

  1. Вы подъехали к «зебре», а пешеход вступил на нее. Если он пока не находится на проезжей части, то водитель еще не должен уступать дорогу.
  2. Вы должны притормозить, либо остановиться, чтобы дать возможность человеку перейти дорогу, не меняя из-за Вас направление и скорость ходьбы. Тогда вашей вины не будет. Но если пешеход испугался быстро приближающегося автомобиля, то сотрудник ДПС может наказать вас, выписав постановление о штрафе.
  3. Когда пешеход прошел линию вашего пути, то можно продолжать движение. Вы не обязаны ждать, пока он пройдет всю дорогу, а только уступить ему. И вы это сделали.

Ниже на рисунках видно, что водитель не создает помех пешеходу, и соблюдает ПДД п. 14.1.

Если вы будете ехать, когда пешеход начал переход еще на другой стороне проезжей части:

Если пересечете переход еще до окончания прохода дороги пешеходом:

Если пешеход на середине дороги по своей воле решил возвращаться назад:

Что происходит на практике

Если Вы не пропустили пешехода, и это нарушение записала видеокамера, то при этом не важно, уступили Вы ему дорогу или нет. Если Вы на фото находитесь на «зебре», а пешеход еще не перешел дорогу, то ждите наказания. Сегодня такая недоработка камер существует, и данные постановления можно оспорить в суде.

На практике сотрудники ГИБДД стараются штрафовать водителей в любых ситуациях, когда пешеход находится на дороге. Они пользуются тем, что не все водители знают ПДД, и часто «разводят» на этом.

Перечисленные рекомендации могут оказать помощь, если на вашем автомобиле установлен видеорегистратор. Его видеозапись может доказать, что Вы не создавали помех пешеходу, и не нарушали п. 14.1 Правил. Поэтому таким образом можно избежать штрафа. Нужно просто сказать инспектору, что у Вас есть видеорегистратор, и штраф вы обжалуете. Большинство сотрудников знают все тонкости ПДД, и пункта 14.1 в частности.

Читайте также:  Штраф за нарушение правил остановки или стоянки в 2020 году

Если в вашей машине нет видеорегистратора, то вам пригодится следующая информация:

  1. Показания свидетелей будут иметь вес, если они не являются родственниками, и не сидели с вами в машине.
  2. Инспектор должен объективно рассматривать дело о нарушении, и по возможности может привлечь пешехода в качестве свидетеля.
  3. Только одного протокола, составленного сотрудником ДПС, недостаточно для доказательств. Об этом было сказано в Верховном суде России. Инспектор должен предоставить другие доказательства того, что пешехода не пропустили. Если Вы будете обжаловать постановление в суде, то нужно обязательно напомнить данный факт.

Согласно новым ПДД, сотрудник ДПС может сразу оформить постановление. При вашем несогласии составляется протокол, и в нем Вы должны описать все нарушения сотрудника. Кроме этого, если он не разъяснил Вам ст. 51 Конституции, а также ст. 25.1 Административного кодекса, то данный факт также нужно пометить в протоколе. При отказе инспектора в составлении протокола в постановлении нужно указать это.

Какой штраф, если не пропустил пешехода

Штрафная санкция находится в пределах 1500-2500 рублей. Это определяет инспектор ГИБДД по своему усмотрению, согласно ст. 12.18 КоАП. При наличии видеозаписи с камеры автоматической фиксации, штраф за непропуск пешехода наверняка будет назначен по наибольшему значению.

Читайте также «Не пропустил пешехода: как доказать свою невиновность?»

Его можно оплатить с 50% скидкой, если сделать это в течение 20 дней со дня оформления постановления (но не вступления в силу документа).

Практика судов

Приведем несколько примеров судебной практики по вопросу непропуска пешеходов:

  • Красноярский краевой суд встал на сторону водителя и удовлетворил его жалобу. Она была подана на постановление сотрудника ГИБДД, что помехи пешеходу не было, а сотрудник отказался оформить протокол, несмотря на несогласие с п. 14.1. Кроме этого, инспектор не опросил свидетеля. Чтобы доказать свою невиновность, водитель показал запись видеорегистратора. Суд принял во внимание, что водитель уступил дорогу, хотя оба участника пересекали дорогу по «зебре» в одно время.
  • Новосибирский областной суд не стал отменять постановление о наказании водителя, и не учел аналогичные доказательства водителя.

При проезде пешеходных переходов будьте внимательны и осторожны, старайтесь всегда пропускать пешеходов, так как это самые незащищенные участники дорожного движения. Этим вы сохраните жизнь людям, а сами не будете платить штрафы.

Обязан ли водитель уступать дорогу пешеходу, если он еще далеко?

Раньше, правила дорожного движения хоть и были противоречивыми, но не столь запутанными. Одно из устаревших правил гласило о том, что заметив пешехода на переходе, водитель обязан уступить дорогу, вне зависимости от его положения.

И неважно, начал он движение по переходу, или уже заканчивает. Глупо, но достаточно понятно. А вот новые правила, прибавили разногласий на этот счет. Так нужно ли ждать, пока пешеход перейдет дорогу? Предлагаю раз и навсегда разобраться в этом вопросе.

О чем говорят ПДД?

При приближении к нерегулируемому пешеходному переходу, водитель автомобиля обязан уступить дорогу всем пешеходам, вступившим на проезжую часть. Об этом указанно в пункте 14.1 настоящих правил.

Более опытные автомобилисты помнят, как раньше водителю необходимо было останавливаться даже, когда пешеход вступал на переход. Сейчас же требуют только уступить дорогу. Но как это понимать?

Уступить дорогу – требование ПДД, согласно которому, водитель должен сбросить скорость, остановиться, а также перестать маневрировать, если в результате его действий пешеходы вынуждены изменить траекторию движения или скорость.

Поэтому запомните, если пешеход только подходит к «зебре», или уже вступил на нее, но находится слишком далеко, Вы не создаете ему помех. Он продолжит движение по переходу с той же скоростью. Об этом обязаны знать все, и автомобилисты, и сотрудники ДПС, в том числе и те, что выписывают штрафы с камер фиксации нарушений.

Конечно, можно нарваться на полицейского, который обязательно выпишет штраф. В таком случае лучше подписать протокол, однако соглашаться с ним не стоит. Обязательно укажите, что Вы не согласны с нарушением и продолжайте дальше оспаривать его.

Инспектору придется собирать доказательства, чтобы суд оштрафовал Вас. А согласно отзывам автомобилистов, лишь некоторые полицейские доводят дело до конца. Остальным лень искать доказательства, вот и желают «счастливого пути».

Мера наказания

Водителю, не уступившему дорогу пешеходу, назначают штраф размером от 1500 до 2500 рублей. Достаточно круглая сумма, даже если оплатить в течении первых 20-ти дней и получить 50-ти процентную скидку.

А когда виноват?

Вообразим ситуацию: Вы двигаетесь в автомобильном потоке по многополосной дороге. На этой же дороге находится пешеходный переход, с противоположной стороны которого, уже начал двигаться пешеход. Вдруг соседний водитель решает остановиться и пропустить его.

Читайте также:  Механизм подачи проволоки для полуавтомата своими руками

А Вы, вовремя не среагировав на его действия, продолжаете движение вперед. В таком случае Вы нарушаете. Об этом указано в статье 14.2. ПДД. Поэтому не удивляйтесь, если Вас оштрафует инспектор ДПС или придет штраф с камеры.

Обязанности пешехода

Если Вы действительно учились в автошколе, то знаете, что обязанности есть не только у водителя, но и у пешехода. В пункте 4.5 указанно следующее:

Перед тем, как выйти на «зебру», пешеход, первым делом, должен рассчитать расстояние до приближающихся автомобилей и убедится, что проход через проезжую часть безопасен. Вместе с этим, передвигаясь по дороге за пределами «зебры», пешеход не должен создавать помех для других участников движения, а также выходить на дорогу из-за препятствия, не оценив дорожную обстановку.

Получается, что если пешеход нагло переходит дорогу в неподходящем месте, да еще и создает при этом помехи, он сам нарушает правила дорожного движения. Водителю, в таком случае, необходимо остановиться. Закон на его стороне, но жизнь и здоровье человека – куда важнее.

Что делать если пришло «письмо счастья»?

Попытайтесь оспорить необоснованное решение. Но делать это целесообразно только когда на фотографии видно, что пешеход находится слишком далеко от Вас, предположим только вступил на встречную полосу.

На судебном заседании можно сказать следующее: «требование уступить дорогу я выполнил, и автомобиль не стал помехой для пешехода, что вынуждало бы его изменить движение или ускорится. Поэтому, штраф считаю неправомерным».

Отменят ли штраф – неизвестно. Дело в том, что в качестве доказательств, структура ГИБДД предоставляет фотографии с места нарушения. А по ним невозможно определить точное расстояние от пешехода до автомобиля, да оно и нигде не регламентируется.

Не хочу показаться хвастуном, но лично я всегда пропускаю пешеходов, даже если ещё достаточно расстояния чтобы проехать. Во-первых, неизвестно что у них на уме, к чему эти риски, а во-вторых, зачем людям дышать выхлопными газами?

Остались вопросы или есть, что добавить по статье? Пишите в комментариях, возможно это очень поможет читателям в будущем. Так же подписывайтесь на наш канал в ДЗЕНЕ.

Про пешеходный переход

29 ноября 2014 г. пункты 14.1 и 14.2 ПДД были изменены. Изменились правила проезда нерегулируемых пешеходных переходов.

Предыдущая редакция пункта 14.1 ПДД

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

Определения «пропустить пешеходов» нет в ПДД и нужно думать самому как правильно пропускать. При этом ваше мнение, инспектора ДПС или судьи могут совершенно не совпадать.

Также в пункте указана только проезжая часть, тогда как трамвайные пути не являются проезжей частью и пешехода, находящегося на них, пропускать уже не надо.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

То есть в пункте 14.1 имеются явные недоработки.

Новая редакция пункта 14.1 ПДД

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Теперь указана не только проезжая часть, но и трамвайные пути. Текст «обязан снизить скорость или остановиться перед переходом» исключён.

Определение «пропустить пешеходов» заменено на «уступить дорогу», которое имеется в ПДД.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

В новой редакции текст получился некорректным.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Обратите внимание, что выделенный текст теряет смысл, если учесть, что дорога включает в себя проезжую часть и трамвайные пути (при наличии). Если пешеход переходит дорогу, то водитель обязан ему уступить по смыслу пункта 14.1 вне зависимости вступил пешеход на проезжую часть (трамвайные пути) или нет.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Ответственность за непропуск пешехода

Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Читайте также:  Почта России» превращает посылки в кучу мусора

Решение Верховного Суда N АКПИ12-205 от 17 апреля 2012 г.

Решение относится к предыдущей редакции пункта 14.1 ПДД, но, по-прежнему, подтверждает правильность написанного выше.

Пункт 14.1 Правил закрепляет, что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Говоря о противоречии оспариваемого положения подпункту «b» пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении, Ч. указал в заявлении, что оно запрещает водителям продолжать движение через нерегулируемый пешеходный переход, если на нем находятся пешеходы, даже если при этом не создается помех движению этих пешеходов и опасности для их жизни и здоровья. Такое утверждение основано на неверном толковании пункта 14.1 Правил. Обязанность водителя транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость или остановиться перед переходом, поставлена в зависимость именно от необходимости пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Данная обязанность не возникает в случае, когда необходимость уступать дорогу пешеходам отсутствует (например, когда траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются).

Таким образом, оспариваемая норма согласуется с подпунктом «b» пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении, устанавливающим, что если движение транспортных средств на пешеходном переходе не регулируется ни световыми дорожными сигналами, ни регулировщиком, водители должны при приближении к этому переходу надлежащим образом снизить скорость, чтобы не подвергать опасности пешеходов, вступивших или вступающих на переход; в случае необходимости надлежит остановиться и пропустить пешеходов.

Предыдущая редакция пункта 14.2 ПДД

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов.

Новая редакция пункта 14.2 ПДД

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

В новой редакции мы видим практически тоже самое, что и в предыдущей редакции. Если вы нарушили этот пункт ПДД, то ответственности за это нет. Ответственность по статье 12.8 Коап возникает только если не уступить дорогу пешеходу.

Обязанности пешехода

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Теория и практика

В соответствии с ПДД, если вы не вынудили пешехода изменить траекторию движения или скорость, то вы ничего не нарушили. Такого же мнения придерживается и Верховный суд. К тому же, достоверно убедиться в том, что вы помешали, можно только опросив пешехода.

Конечно, сотрудник ДПС видит и понимает уступили вы дорогу или нет, но всё зависит от задачи, поставленной перед инспектором. Если его задача оформить определённое количество протоколов для хороших показателей работы, то не имеет значения выполнили вы требования ПДД или нет. Конечно, бороться необходимо, но вы всё должны понимать.

Видеорегистратор и свидетель

Если вы не помешали пешеходу, то нарушения нет. Доказать, что пешеходу вы не помешали, довольно сложно. Помочь может запись с видеорегистратор или опрос пешехода, которому вы помешали или не помешали, но в большинстве случаев инспектор не станет привлекать пешехода и запись смотреть не станет, разве только убедится в том, что у вас нет «железных» доказательств — на записи ничего не видно.

Если доказательств нет, то оспорить в суде всё довольно сложно, так как есть такой термин «НОНД СП», который расшифровывается как «нет оснований не доверять сотруднику полиции». И ведь на самом деле по закону сотрудник полиции объективен и ему нет никакого интереса привлекать к ответственности невиновного водителя, если, конечно, вы не сможете доказать обратное.

Ссылка на основную публикацию
Промышленный пылесос для бетонной пыли как выбрать и где используется
Как из обычного пылесоса сделать строительный пылесос своими руками При определенных технических навыках и умениях изготовить строительный пылесос своими руками...
Производство травяной муки и травяных гранул своими руками в домашних условиях какое купить оборудов
Производство травяных гранул Травяная мука или травяные гранулы — это спрессованная трава, которую используют для питания сельскохозяйственных животных. Рассказываем, как...
Производство форм из полиуретана своими руками
Как сделать полиуретановую форму своими руками Натуральный дикий камень – это прочный и привлекательный материал для отделки. Но высокая стоимость...
Пропала зарядка на ВАЗ 2107 — причины и их устранение
Что делать, если нет зарядки аккумулятора на ВАЗ 2107 (Видео) Без исправной заряженной аккумуляторной батареи эксплуатация машины невозможна. Если вы...
Adblock detector