Применение ортофосфорной кислоты от ржавчины кузова автомобиля

Ортофорсфорная кислота преобразователи ржавчины на ее основе

Ортофосфорная кислота — это продукт неорганического происхождения, используемый в ряде сфер промышленности. Он являет собой бесцветную жидкость и занимает важное место в химической промышленности как ключевой компонент при производстве фосфатных удобрений, находит применение в стоматологии. Эта кислота входит в состав реактивных (первичных) грунтовок по металлу, а большинство преобразователей ржавчины включают ее как главный компонент.

Назначение ортофосфорной кислоты

Металлические конструкции под воздействием температуры, влаги и иных факторов со временем покрываются слоем ржавчины. Она вызывает снижение прочности, нарушение целостности структуры материала вплоть до разрушения. Избежать этого можно, если применять особые соединения, которые преобразуют ржавчину.

Преобразователи продуктов коррозии, включающие в состав ортофосфорную кислоту, взаимодействуют с ними и образуют защитную пленку на поверхности металла.

Выпускаются они чаще всего в виде эмульсий, суспензий либо растворов. После нанесения преобразователя на ржавеющую поверхность формируется защитная пленка, далее служащая слоем-посредником между металлом и лакокрасочным покрытием. Так обеспечивается долговечность конструкций. Максимальный эффект от использования будет достигнут, если вещества наносятся на слой продуктов коррозии толщиной не более 100 мкм. За свои способности данное средство также получило название модификатора ржавчины.

Применяемые для антикоррозионной обработки модификаторы в основе содержат преимущественно ортофосфорную кислоту. Однако встречаются преобразователи, изготовленные на многоосновных, оксикарбоновых кислотах, а также на танине, метасиликате натрия. Высоким спросом обладают составы на основе пленкообразующих веществ, иначе именуемые грунтовочными преобразователями коррозии, или просто ГПК.

Классификация модификаторов

Составы из определенных компонентов по-разному воздействуют на ржавую поверхность. Условно по веществам, находящимся в основе соединения, они делятся на такие группы:

  • преобразователи, оказывающие химическое действие на металл и превращающие продукты коррозии в фосфаты марганца, железа, цинка (малорастворимые соли);
  • стабилизаторы ржавчины (образуют из неустойчивых соединений окиси железа более сильные вроде магнетита);
  • грунтовочные модификаторы (размягчают слой ржавчины и служат основой под краску);
  • пенетрационные составы (уплотняют элементы коррозии за счет хорошей вязкости и текучести).

Кроме ортофосфорной кислоты, служащей важным звеном, состав преобразователя включает ингибиторы, пигменты, биоциды либо иные химические вещества, улучшающие защитные свойства поверхности металла. Они влияют на способ обработки продуктов коррозии.

Особенности применения

Важной характеристикой модификатора выступает его вязкость; опираясь на эту физическую величину, подбирается жидкость для обработки определенного класса стали (легированная, углеродистая). Она может быть избыточно вязкой либо наоборот — напоминать по консистенции воду. В зависимости от выбора модификатора и габаритов куска металла подбирается метод его нанесения на поверхность. Это может быть простая кисть, распыление, облив, окунание. До нанесения преобразователя ржавчины поверхность тщательно подготавливают, снимая пластовые продукты коррозии и счищая верхние крупные слои.

Применение модификаторов даже в полевых условиях оправдано. Конструкции вроде наружных элементов трубопроводов, опор ЛЭП, ГЭС, мостов, резервуаров для ГСМ после нанесения преобразователей становятся надежно защищенными. Однако если ржавчина занимает более трети площади поверхности, вряд ли модификатор позволит добиться нужного эффекта.

Но не для всякого металла, покрытого слоем коррозии, подходят смеси с ортофосфорной кислотой. К примеру, если материал эксплуатировался в агрессивных средах, содержащих большие концентрации аммиака, серы, сероводорода, использование преобразователей не является целесообразным.

Также вещества не принесут пользы в чрезмерно жарком климате. Если к металлическим изделиям предъявляются особые требования относительно внешнего вида, тоже не стоит использовать преобразователи коррозии.

Популярные модификаторы ржавчины

Рынок не может пожаловаться на недостаток преобразователей. Отечественных моделей известно около полусотни, зарубежных — намного больше. Используются они не только для крупных промышленных объектах и в машиностроении, – эти жидкости отменно выполняют свои функции применимо к кузовным работам. Самые популярные и перспективные смеси рассмотрены ниже.

ЭП-0180

Являет собой двухкомпонентный грунт-модификатор, состоящий из основы и отвердителя. За полчаса до нанесения на поверхность они смешиваются в соотношении 1:13. После первого взаимодействия материалов состав годен еще около 8 часов. Если субстанция слишком густая, можно добавить смесь ацетона, этилцеллюлозольва, ксилола (пропорция 30:30:40). Чтобы жидкий преобразователь стал ещё эффективнее, можно добавить растворитель.

Читайте также:  Лучший первый мотоцикл для новичка - ТОП-5 от байкера со стажем

МС-0152

Однокомпонентная смесь, примечательная тем, что может использоваться при отрицательных температурах до -15°C . Половину состава занимают карбоксильные группы, вторую часть — органические растворители.

Цинкарь

Основой модификатора служит очищенная ортофосфорная кислота, к ключевым компонентам относятся соли марганца с цинком. Благодаря этому Цинкарь вдвойне влияет на металлическую поверхность:

  • первостепенно он упрочняет защитный слой;
  • затем превращает ржавчину в фосфаты и искореняет коррозию.

Модификатор не относится к токсичным, не воспламеняется, однако используется он исключительно в тщательно проветриваемом помещении.

Как и для большинства химических соединений, при работе с Цинкарем нужно избегать его прямого взаимодействия с кожей либо попадания в глаза.

ЭВА-0112

Данный модификатор ржавчины состоит из ортофосфорной кислоты и основы, смешиваемых в отношении 3:100. Применяться смесь может сразу после совмещения компонентов на протяжении суток. Субстанция будет более эффективна, если наносится под лакокрасочное покрытие на базе эпоксидной смолы. Еще лучше она исполнит свои функции при добавлении карбоната бария либо бензидина.

ЭВА-01-ГИСИ

Компоненты те же, что и у вышеописанного грунтового преобразователя, только воды в растворе ортофосфорной кислоты уже 70%. Основой служат поверхностно-активные вещества (ПАВ), в которые добавлена желтая или красная кровяная соль. Соотношение компонентов — 6:100.

На рынке можно встретить множество модификаций ЭВА-01-ГИСИ. Ниже представлены некоторые из них:

  • 012 (дополнительным компонентом служит 1% глиоксаля, добавляющий стойкости к воздействию влаги);
  • 03 (добавлены катапин, фуриловый спирт, они повышают водоотталкивающие свойства преобразователя);
  • 016 (содержит 1% бихромата аммония, имеет увеличенные защитные свойства);
  • 07 (1% параформа, обладает устойчивостью к влиянию биологических факторов).

Инструкция по удалению ржавчины ортофосфорной кислотой

С химической точки зрения ржавчина представляет собой смесь оксидов и гидроксидов железа. Логично для химического удаления ржавого слоя использовать кислоты, реагирующие как с одной, так и с другой группой веществ. В быту и промышленности чаще всего для этой цели используется ортофосфорная кислота.

Ортофосфорная кислота – что это

Ортофосфорная (фосфорная) кислота продается и применяется в виде водного раствора с концентрацией 85%. Ее физические свойства:

  • бесцветна;
  • запах отсутствует;
  • имеет консистенцию сиропа.

При нормальных условиях хорошо реагирует с оксидами и гидроксидами, но плохо вступает в реакцию с черными металлами. При реакции образуются фосфаты, создающие на металлической поверхности защитную пленку. Сочетание этих свойств делает фосфорную кислоту незаменимой при борьбе с коррозионным слоем.

Техника безопасной работы

Хотя описываемое вещество не относится к сильнодействующим, при неправильном обращении оно способно нанести повреждения организму. Чтобы этого избежать, следует соблюдать простые правила:

  • работать в резиновых перчатках;
  • применять очки для защиты глаз;
  • выполнять работы в проветриваемом помещении или на открытом воздухе;
  • при больших количествах раствора применять респираторную маску.

При попадании вещества на кожу следует:

  • промыть участок под струей воды;
  • промыть слабощелочным раствором (лучше содой, если нет под рукой — мылом, стиральным порошком);
  • при сильном раздражении обратиться к врачу.

При попадании в глаза:

  • промыть большим количеством воды;
  • немедленно обратиться к врачу.

Важно! При разведении водой во избежание разогрева раствора, его вскипания и попадания брызг на кожу, всегда следует лить кислоту в воду, но не наоборот! (Мнемоническое правило для запоминания: «Не плюй в кислоту»).

Способы удаления ржавчины

Инструкция по удалению ржавчины ортофосфорной кислотой для различных случаев приведена ниже. Общие правила будут таковы:

  • очистить поверхность очага коррозии от посторонней грязи механическим путем;
  • рыхлый слой ржавчины счистить тем же способом;
  • обезжирить изделие — бензин использовать нежелательно, лучше ацетон, спирт или растворитель;
  • разбавить кислоту в процентном соотношении 1 к 10 в химически инертной емкости (пластиковой или стеклянной);
  • приготовить щелочной раствор, чтобы убрать остатки — можно развести соду (1%), нашатырь (2%), средства для химической очистки труб (1-2%), в крайнем случае мыльную воду или разболтать стиральный порошок.

Дальнейший порядок действий будет зависеть от размеров очищаемой детали и от других условий.

Травление изделий

Небольшие узлы и изделия можно протравливать методом погружения. Надо приготовить пластмассовый или стеклянный сосуд так, чтобы в него можно было положить изделие для очистки полностью, и полностью залить травящим раствором. Весь процесс займет ориентировочно час, но скорость травления будет зависеть от различных критериев:

  • температуры раствора и обрабатываемого узла;
  • толщины слоя ржавчины;
  • концентрации препарата;
  • других факторов.
Читайте также:  Инструкция по работе с сайтом

Окончание процесса контролируется визуально по исчезновению «рыжего» налета и образованием вместо него характерной темно-серой пленки. По завершении травления деталь надо промыть чистой водой, затем промывочным раствором, и, наконец, тщательно просушить.

Важно! К просушке узла следует отнестись со всей внимательностью во избежание появления вторичной ржавчины.

После этого можно готовить поверхность под покраску — шпаклевать, наносить грунт.

Нанесение кислоты на поверхность

Удаление ржавчины нанесением на поверхность используется при ремонте кузова авто, колесных дисков машин или других габаритных предметов. На большие поверхности кислота против ржавчины наносится с помощью кисти, валика или разбрызгивателя (строго соблюдая требования охраны труда!). Следует контролировать, чтобы раствор не попал на декоративные поверхности — это может повредить их. Если после окончания реакции отложения полностью не удалились, обработку повторяют заново до достижения результата. Далее поверхность промывается и сушится обычным способом.

Удаление ржавчины с сантехники

Из-за повышенного содержания растворенного железа в водопроводной воде на поверхности фаянсовых приборов (унитазов, раковин) или металлических поверхностей (кранов, труб, сифонов) может образовываться ржавая пленка, которую трудно удалить механическим способом, к тому же трущие движения приводят к механическим повреждениям. Для снятия налета также можно применить фосфорную кислоту. Особенности технологии в данном случае таковы:

  • удалять предварительные загрязнения надо мягкой щеткой;
  • период очистки может длиться до 12 часов;
  • удалять остатки препарата надо более тщательно, смыть продукты травления надо несколько раз.

Преобразователь ржавчины

На основе ортофосфорной кислоты изготавливаются промышленные преобразователи ржавчины. Их можно купить в автомобильных магазинах. Кроме кислотной основы, преобразователь содержит дополнительные присадки.Эти добавки обеспечивают надежный защитный слой, предохраняющий металл от вторичной коррозии и готовящие поверхность под грунтовку и покраску. Пользоваться преобразователями надо в соответствии с инструкцией изготовителя. В большинстве случаев препарат надо не наносить на поверхность, а втирать в нее, а убирать продукты травления промывкой не требуется.

Правила транспортировки кислоты

Транспортировать кислоту можно при строгом соблюдении мер предосторожности:

  • упаковка должна быть химически инертной (лучше пластиковой — стекло не может обеспечить безопасность при перевозке из-за его хрупкости);
  • тара должна исключать проливание или испарение жидкого препарата или рассыпание кристаллов;
  • следует исключить возможность попадания посторонней влаги или пыли внутрь упаковки.

Важно! На внешней стороне тары должны быть нанесены знаки предосторожности.

Советы по выбору средства

Средства для удаления коррозионных отложений надо выбирать исходя из цели применения. Количество препарата будет зависеть от размеров и площади обрабатываемой поверхности. Для очистки сантехники подойдет обычная кислота от ржавчины в небольшом флаконе.

Для работы с кузовом автомобиля рациональнее использовать преобразователи ржавчины или кислотные грунты. В этом случае при необходимости в дальнейшем применения шпаклевки следует обратить внимание, можно ли ее применять совместно с такой грунтовкой.

Таким образом, фосфорная кислота широко используется в быту и промышленности для удаления ржавого налета. Применять ее можно самостоятельно, но обязательно с соблюдением мер охраны труда. Удаление ржавчины ортофосфорной кислотой, инструкция по работе с которой дана в этом обзоре, требует тщательного выполнения технологических этапов, только в этом случае доступно достижение результата.

Преобразователь ржавчины состав. Можно ли сделать своими руками?

Эта статья продолжение материала о покраски барабанов задних тормозов. Я уже говорил, что перед процессом покраски нужно их обработать преобразователем ржавчины. Вот только что это такое и как работает, не сказал, ведь статья про другое. Не беда, в этом материале я разложу все по полкам, причем преобразователь применяется не только перед малярными работами. Его можно использовать как защитное средство, уже подъеденных ржавчиной мест. Состав реально интересный, причем его можно повторить своими руками …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Как работает
  • Состав на производстве
  • Как сделать своими руками + ВИДЕО

Как становится понятно, он борется с ржавчиной, убирая или если хотите — преобразовывая ее. При нанесения средства на «поврежденную» поверхность происходит реакция. Ржавое место, если так можно выразиться «очищается», то есть ржавых пятен на ней нет, но происходит это не до блестящего металла. И покрывается защитной пленкой, которая должна сохранять поверхность в течение года – двух.

Читайте также:  Ищем хороший универсал на вторичке что выбрать в пределах 500 000 рублей

Вещь реально полезная, например — крыло или барабан «зацвел», то есть проявились очаги коррозии, обрабатываете, и поверхность покрывается светлой или темной пленкой, которая в свою очередь и является защитой.

Как работает

Процесс простой. Покупается преобразователь, обычно он идет в баллончиках с распрыскивателем. Далее распыляется на место очага, затем нам желательно оставить это место примерно на полчаса – час.

Средство не убирает ржавчину совсем, если можно грубо выразиться, оно ее замораживает и не дает ей расползаться дальше. На пораженной поверхности образуется железо-фосфатная пленка, которая и является защитным элементом. Срок работы примерно от года до двух, затем процедуру желательно повторить.

Хочется отметить из личного опыта, мой дядька водитель маршрутного такси, обрабатывает свою маршрутку практически каждый сезон перед зимой. И знаете, действительно меньше гниет, если сравнивать с необработанными соседними автомобилями по маршруту.

Но нам интересно, а можно ли произвести своими руками, какой примерный состав. Скажу сразу, есть два состава, тот который применяется на производствах, и тот который делается в домашних условиях.

Состав на производстве

Преобразователь ржавчины на производстве это достаточно сложный состав, конечно конкретной формулы вам никто не покажет все же это секрет. Но вот примерно узнать можно.

Итак, есть несколько основных компонентов:

  • Фосфорная или ортофосфорная кислота
  • Дистиллированная вода
  • Цинк (в жидком виде)
  • Иногда таннин
  • Аскорбиновые кислоты
  • Биоциды
  • Пигменты
  • Ингибиторы
  • Всевозможные ПАВ

Стоит отметить, что иногда все эти составляющие сосредотачиваются в одном «флаконе», а вот иногда нет. Поэтому составы принято различать по подгруппам.

  • Простые преобразователи, они заточены на удалении ржавчины с поверхности и созданию малорастворимых солей.

  • Преобразователи – стабилизаторы. Они модифицируют ржавчину в устойчивые соединения.

  • Грунтовки. В результате воздействия такого вещества, на поверхности образуется слой прочного защитного грунта, на который можно наносить краску. То есть это отличная антикоррозийная пленка.

Также хочется отметить что преобразователи, могут поставлять в различных формах. То есть они могут быть в виде аэрозолей, в виде геля или просто жидкими в бутылках. В бутылках, это самые простые и дешевые варианты, но они тратятся больше всех, гелевая и аэрозольные составляющие дороже, но расход у них намного ниже.

Как сделать своими руками

Самый простой способ это найти фосфорную или ортофосфорную кислоту и смешать ее в нужной пропорции с водой, пропорции примерно такие от 60 до 70% кислоты остальное вода. Этого уже будет достаточно, чтобы убрать слой ржавчины с поверхности.

Однако не всегда легко найти этот компонент, да и тратиться на преобразователь не всегда хочется, ведь например, нужно просто обработать тормозной барабан, чтобы обезопасить поверхность перед покраской.

Тогда можно сделать из доступных компонентов своими руками, причем они есть практически у каждого дома, нам понадобиться:

  • 1 литр дистиллированной воды.
  • Лимонная (можно щавелевая) кислота. Берем примерно столько же сколько и воды, то есть литр, можно даже полтора.
  • 15 грамм обычной соды.

Для начала делаем базу, то есть в воду добавляем кислоту и уже после этого нам нужно добавить соду. Должна пройти реакция, примерно около 30 – 40 минут, после того как она закончится, нам нужно одеть резиновую перчатку, взять ветошь и промочить ее в этом растворе. Далее просто наносим эту «тряпку» на пораженное место. Предупреждение, его желательно зачистить.

Не стоит ждать слишком сильной реакции, все же эти кислоты являются бытовыми и не обладают высокой активностью, но как вспомогательное средство. Например, зачистили тормозной барабан нужно обработать поверхность, обязательно подойдет. Также оно не может бороться с глубокой ржавчиной.

Если вам нужно средство именно для борьбы с глубокими очагами, вам нужно купить специализированный состав, ведь там большое количество активных веществ, которые подбираются по строгой, секретной формуле.

Сейчас небольшая видео инструкция, с применение ортофосфорной кислоты, смотрим.

Вот такая вот статья получилась, думаю было полезно. Читайте наш АВТОБЛОГ.

(11 голосов, средний: 3,82 из 5)

Похожие новости

Можно ли смешивать тормозные жидкости. Скажем разных производите.

Как открутить тормозную трубку. Если она закисла и грани сорваны.

Противоскрипные пластины для тормозных колодок. Для чего нужны и.

Ссылка на основную публикацию
Прием шин на утилизацию где можно сдать старые бу покрышки за деньги или бесплатно, цена отходов рез
Прием шин на переработку за деньги - список организаций В России, наконец, появились первые компании, которые стали осуществлять прием автомобильных...
Преимущества японского моторного масла Takayama
Моторное масло Такаяма Характеристики, обзор Для нормальной работы автомобильного двигателя нужно использовать смазочные материалы высокого качества, которые способны защищать двигатель...
Преимущество и недостатки ветровых электростанций по сравнению с тепловыми (ТЭС)
Виды электростанций ℹ️ характеристика основных типов устройств, классификация, принцип работы и назн Характеристики электростанций Все электрические станции объединены и образуют...
Признаки и симптомы грязного воздушного фильтра
Автомобильные фильтры заменить или почистить Обычно в любом автосервисе, если вы приехали на плановое техническое обслуживание автомобиля, механики советуют заменить...
Adblock detector