Что такое АКПП устройство и принцип работы классического автомата

Как работает коробка передач автомат- АКПП — Автолюбители, бу автомобиль с пробегом, сообщество авто

Зная, как работает коробка передач автомат и соблюдая особенности различных режимом работы АКПП позволит максимально увеличить межремонтный ресурс эксплуатации автоматической трансмиссии.

Впервые покупая машину с автоматической коробкой передач, многие не знают особенности использования тех или иных режимов эксплуатации АКПП. Для таких начинающих автолюбителей и будет полезен сегодняшний материал.

Как работает коробка автомат (АКПП)

Выбирать режимы работы АКПП можно при помощи селектора. Это рычаг автоматической коробки. Рычаг АКПП может иметь несколько положений. На разных модификациях автоматических коробках они обозначаются буквами и цифрами.

Наличие каких либо режимов на конкретном автомобиле полностью зависит от марки, модели транспортного средства и модели трансмиссии. Но почти у всех автомобилей с АКПП есть несколько основных положений селектора: «P», «R», «N», «D».

Давайте теперь разбираться с режимами коробки- «автомат» более подробней.

Что означают буквы в автоматической коробке передач

«P» (parking, парковка) — данное положение используется при длительной стоянке автомобиля, остановке и при запуске двигателя. В этом режиме автоматическая трансмиссия разъединяется с двигателем и блокируется выходной вал АКПП, что препятствует движению машины. На большинстве автомобилей устанавливается определённая защита, которая не даёт возможность запустить двигатель в любом режиме, кроме режима паркинг «P».

«R» (reverse, задний ход) — предназначен для движения машины задним ходом. На некоторых моделях машин такое движение автомобиля сопровождается специальным звуковым сигналом. Запуск мотора в таком положении селектора невозможен. И перевод селектора в данное положение во время движения в перёд может привести к поломке автоматической трансмиссии.

«N» (neutral, нейтральная передача) . Эта передача предназначена в основном для вынужденной буксировки автомобиля. Автомобиль свободно перемещается из-за отключенных элементов управления и отсутствия блокировки ведущих колес. С некоторыми моделями АКПП допускается запуск двигателя, если селектор находится в положении «N».

«D» (drive, езда, движение) — основной режим АКПП. Он обеспечивает поочередное переключение с 1-й по 4-ю передачу (для 4х-ступенчатых автоматов) и с 1-й по 5-ю передачу (для 5-и ступенчатых АКПП). Запустить двигатель в режиме «D» невозможно. Также можно встретить ускоряющий режим «OD» (overdrive). Это американский термин, который обозначает повышающую передачу. Данный режим рекомендован к использованию при размеренной езде на автомагистралях.

Следует отметить, что все выше перечисленные режимы запрещено включать во время движения автомобиля.

Что означают цифры на коробке автомат

Кроме буквенного отображения режима работы АКПП на большинстве автоматических трансмиссий присутствуют и цифры. Следующие режимы работы автоматической коробки «3», «2», «1» ограничивают диапазон переключения низших передач. Такие режимы скоростей можно включать во время движения автомобиля.

Режим «3» дает возможность переключиться с 1-й по 3-ю передачу и используется при движении по холмам, на затяжных спусках и подъемах, а также при частых остановках.

Режим «2» — обеспечивает переключение между 1-й и 2-й передачами. Он предназначен для использования на извилистых горных дорогах (серпантинах).

Режим «1» используется для трогания с места и движения на первой передаче в условиях крутых спусков и сильного гололеда (при необходимости торможения двигателем). На некоторых автомобилях данного режима не существует.

Кроме вышеперечисленных буквенных и цифровых обозначений режима работы коробки автомат на некоторых моделях автомобилей рядом с селектором можно увидеть переключатель, на котором есть пиктограммамы или буквенные символы.

Дополнительные буквенные символы АКПП

Это дополнительные режимы езды на автомобиле при определенных условиях. Буквенные обозначения могут быть абсолютно разными, поэтому следует сверяться с руководством по эксплуатации к конкретной модели.

Но выделяют четыре основных таких режима: стандартный, экономичный, спортивный и зимний.

Стандартный режим («S» — от англ. standart — например, для Mercedes; или «B» в др. марках) — подразумевает движение автомобиля в стандартных условиях.

Спортивный режим («S» — от англ. sport — например, для BMW) — предназначен для активной быстрой езды. При включении данной программы автомобиль становится резвее, быстро откликается на педаль газа, руль становится более тугим. Для лучшей динамики разгона передачи переключаются на высоких оборотах двигателя.

Экономичный режим («E») — предназначен для движения в пробках или по небольшому городу. Он позволяет мотору экономично работать с наименьшим расходом топлива. Машина трогается с места на 1-ой передаче и переключение происходит на малых оборотах. При таких условиях расход топлива небольшой. Иногда можно встретить рядом с «E» снежинку, которая предполагает эксплуатацию автомобиля зимой (режим с минимальным крутящим моментом на колесах).

Читайте также:  Искусственная грязь на номере – защита от штрафов или очередной «развод»

Зимний режим («W» — от англ. winter; нарисована снежинка) — предназначен для движения зимой, обеспечивает трогание с места на скользкой дороге. Автомобиль начинает двигаться со 2-й или с 3-й передачи. Но если зимний режим отсутствует, то необходимо в гололед самим использовать 2-ю или 3-ю передачу. В этом случае существенную помощь оказывают зимние шипованные или всесезонные шины.

Также можно встретить буквенное обозначение режима «М» — механический диапазон, который предполагает работу селектором в качестве рычага механической коробки передач, при наличии автоматического сцепления. Обычно, это относится к машинам с трансмиссией вариатор.

Чтобы быстро ускориться (например, при обгоне), на современных автомобилях присутствует режим «кик-даун» (kickdown) , который включается при резком нажатии педали газа «в пол». Коробка передач переключается на 1-2 ступени ниже в область максимального крутящего момента для обеспечения наибольшего ускорения. Но злоупотребление данным режимом или постоянная езда в спортивном режиме значительной ускоряют износ автоматической трансмиссии.

К вышесказанному можно добавить, что для любителей спортивной езды авто разработчики предоставили возможность личного контроля над процессом переключения, предоставив в некоторых современных авто функцию ручного выбора передачи под рулевыми лепестками — TipTronic.

Коробка передач автомат- особенности управления

Коробка передач автомат сильно отличается от механической трансмиссии. Поэтому у нее есть свои особенности, которые нужно знать автолюбителям. Начнем с того, что перед тем, как трогаться на машине с АКПП, ее нужно прогреть. Это правило действует не только зимой но и летом. Именно по этой причине, даже в теплое время года, первые километры после парковки следует проехать с низкой скоростью и без ускорений, для прогрева масла в трансмиссии.

Масло в автоматической коробке передач прогревается дольше чем в двигателе. Поэтому для быстрого прогрева автоматической коробки в холодную погоду рекомендуется на месте несколько раз поменять режимы работы АКПП. Кроме того, перед началом движения можно на непродолжительное время активировать зимний режим. Обычно он обозначается символом снежинка.

Эксплуатируя машины с коробкой автомат важно помнить, что автоматические трансмиссии плохо реагируют на буксировку тяжелых прицепов или других автомобилей. Дело в том, что автоматическая коробка подвержена быстрому перегреву, что значительно ускоряет ее износ. Кроме того желательно избегать и буксировки самого автомобиля с АКПП. Некоторые исключения могут быть отражены в инструкции к машине, но они мало когда выходят за границы расстояния в 50 км и скорости перемещения
более 50 км/ч.

Важно запомнить

При управлении автомобилем с автоматической коробкой у водителя работает только правая нога. Она управляет двумя педалями — «тормоза» и «газа». Левая нога в управлении машиной не задействована вообще.

Если селектор не находится в положении «Р», постарайтесь привыкнуть держать педаль тормоза нажатой, особенно если автомобиль стоит на уклоне, (даже если при этом на«Драйве» ваш автомобиль не скатывается назад). И ни когда не включайте режим «N» при движении!

Как проверить АКПП при покупке автомобиля

Покупка поддержанного автомобиля – это настоящее искусство, которое требует определенных знаний и везения. Крайне редко хозяин автомобиля сообщает обо всех его проблемах, а часто он и сам о многих из них не знает.

Одним из наиболее дорогостоящих агрегатов автомобиля является коробка передач. При покупке автомобиля у бывшего владельца, рекомендуется привлекать специалистов, которые смогут провести диагностику кузова, двигателя, подвески и трансмиссии в том числе. Но бывают случаи, когда нет возможности осмотреть машину с профессионалами. В такой ситуации водитель должен сам внимательно провести диагностику всех агрегатов, включая автоматическую коробку передач. Ниже мы расскажем, как проверить автомат на автомобиле с пробегом.

Проверка масла в АКПП

Первое, что следует сделать при проверке автоматической трансмиссии, это посмотреть на масло в ней. Тест масла необходимо проводить по трем параметрам – уровень, состояние и запах. При этом обязательным условием тестирования является прогретый двигатель. Перед тем как переходить к процедурам, описанным ниже, запустите мотор и установите коробку передач в положение «Паркинг». Прогрейте масло в коробке передач до рабочей температуры, после чего заглушите двигатель и переходите к тестам:

    Проверка уровня масла в АКПП. Достаньте щуп и убедитесь, что количество масла находится в нормальной зоне. Если ниже – велик риск, что о коробке водитель не заботился, и она могла получить «болячки», свойственные при масленом голодании;

  • Запах масла в АКПП. Независимо от цвета масла, обязательно нужно проверить его запах. Как известно, в автоматической коробке передач присутствуют фрикционные диски, являющиеся аналогом сцепления. Если вовремя не проводить замену масла и фильтра, у масла начнет проявляться горелый запах от износа фрикционов. Сильный горелый запах масла говорит о том, что фрикционы изношены, и вскоре потребуется серьезный ремонт коробки передач.
  • Читайте также:  Дтп при выезде с парковки задним ходом

    Чуть осложнены перечисленные выше проверки на «необслуживаемом автомате», у которого отсутствует щуп. Как минимум в такой трансмиссии можно проверить запах масла.

    Что спрашивать про АКПП у владельца автомобиля

    Сделав для себя некоторые выводы на основе описанных выше тестов, можно переходить к общению с владельцем автомобиля, чтобы убедиться, насколько его показания совпадают с реальностью. Обязательно у продавца нужно спросить:

    Про обслуживание. Нужно узнать у владельца автомобиля, как он следил за автоматической коробкой передач. Узнайте у него, после какого пробега в АКПП менялось масло, и сопровождались ли данные процедуры заменой фильтра. Лучше попросить заказ-наряды или другие доказательства того, что обслуживание коробки передач проводилось.
    Обратите внимание: В последнее время многие автоматы «необслуживаемые». Производители таких трансмиссий уверяют, что в них не требуется менять масло и фильтр, хотя на деле это не так, и своевременная замена продлевает срок службы АКПП. Если водитель говорит, что не менял ни масло, ни фильтр, поскольку это не нужно его автомату, рекомендуем призадуматься о целесообразности покупки такой машины, часто подобные автоматы выходят из строя при пробеге в 120-130 тысяч километров.
    Некоторые водители «необслуживаемых» автоматов, наоборот, говорят, что меняли фильтр каждый раз с заменой масла. Но дело в том, что для замены фильтра в подобных автоматах (из-за отсутствия поддона), нужно разобрать практически всю коробку. Достаточно задать несколько наводящих вопросов по процедуре, чтобы определить, обманывает вас продавец или нет.

  • Про ремонт. Бывает, что коробка передач выходит из строя, и в этом нет ничего страшного, если владелец автомобиля провел соответствующий ремонт. Нужно обязательно поинтересоваться, наблюдались ли у него проблемы с работой АКПП, и если да, то какие ремонтные операции он выполнял. Если водитель говорит, что проводился ремонт в хорошем сервисе, на слово ему верить не стоит, нужно попросить показать заказ-наряды.
  • Следует помнить, что некоторые водители могут не знать о проблемах, которые имеются в их трансмиссии, поэтому особого смысла нет спрашивать о наличии в коробке неисправностей, лучше все проверять самостоятельно.

    Проверка АКПП в автомобиле

    Опросив водителя и проверив признаки износа АКПП по маслу, нужно посмотреть на работу коробки передач. Для этого сядьте в автомобиль на место водителя и выполните следующие процедуры:

  • Проверка в спокойной езде. Если резко ускоряется автомобиль стабильно, проверьте работу коробку передач в обычном городском режиме. Проездите несколько километров, ускоряясь и останавливаясь в штатном режиме. Проверить нужно плавность переключения передач, как вверх, так и вниз. Можно использовать некоторые средние значения, например, на четырехступенчатой АКПП на 90 км/ч тахометр должен показывать около 2500-3000 оборотов, а на шестиступенчатой АКПП около 2000 оборотов. Данные цифры для конкретного автомобиля лучше уточнить на специализированном форуме, перед тем как отправляться на проверку машины.
    Проблемы с динамикой, рывки, толчки при переключении передач – это все говорит о наличии проблем в трансмиссии.
  • Выше рассмотрены основные способы проверки АКПП перед покупкой. Естественно, в идеальных условиях нужно провести тестирование автомобиля диагностическими устройствами и поднять его на подъемнике, чтобы убедиться в отсутствии подтеков из коробки передач.

    Инструкция для новичков по вождению машины с автоматической коробкой передач

    Управление автомобилем, оснащенным автоматической коробкой передач достаточно простое, трудности возникают у новичков, не ознакомившихся с принципом работы АКПП и с её конструктивными особенностями.

    Немного теории

    Вы управляли автомобилем с МКПП и не относитесь к «чайникам»? Тогда на первых порах вождения АКПП следите за положением левой ноги. Приобретенная привычка нажимать педаль сцепления, которая отсутствует на авто, оснащенных АКПП может помешать во время езды. Очевидно: перед управлением машиной, оборудованной селектором, научитесь пользоваться только одной ногой — быстро перемещать правую ногу с педали «газа» на «тормоз», не вспоминая при этом про сцепление.

    Рычаг переключения скоростей в автомобилях, оборудованных АКПП, называется селектором, он дополнительно оснащен кнопкой разблокировки, предотвращающей неправильное переключение передач. Основное достоинство указанного типа коробок — возможность подбора электроникой передаточного числа, соответствующего условиям езды, без участия водителя. Отсутствует необходимость учиться плавно переключать передачи: «умная» коробка справляется с этой задачей самостоятельно.

    Вождение машины, оснащенной автоматической коробкой передач, начинается с изучения основных режимов работы агрегата, имеющих соответствующие обозначения:

    1. «Р» — парковочный, используется для пуска мотора. Селектор переключается в эту позицию при условии полной остановки ТС или при использовании ручника. Некоторые изготовители автомобилей с автоматическими коробками в инструкции по эксплуатации машины указывают необходимость использования ручного тормоза во время применения позиции «Паркинг».
    2. «D» — движение вперед, позволяет авто двигаться вперед. От степени нажатия педали «газа» и условий движения транспортного средства передачи будут подбираться автоматически. Находясь в указанном режиме, машина, стоящая на наклонной поверхности, не будет скатываться назад, если угол наклона поверхности не слишком крутой.
    3. «R» — задний ход, позволяет автомобилю двигаться назад. Включается это положение после полной остановки авто, плюс при выжатой педали «тормоза».
    4. «N» — нейтралка, применяется для прогревания мотора в холодное время года, не рекомендуется переключать селектор в указанное положение во время движения машины. Обеспечивает холостую работу силового агрегата без передачи крутящего момента на колеса.
    5. «D2» (или S) — понижение передачи, используется на спусках, подъемах. Остановить машину в этом режиме получится более эффективно, чем при положении «D». Коробка будет использовать только две передачи – первую и вторую.
    6. «D1»(или L) — последующий диапазон уменьшения передачи, используется при обледенении дорог, горном серпантине, в отдельных случаях можно использовать для торможения двигателем. В этом режиме автомобиль всегда будет двигаться на первой передаче.
    Читайте также:  Отзывы владельцев Lada Vesta CNG

    Переключение селектора из положения «D» в позиции «D3»(D2), «D2»(D1) выполняется при движении машины. Усовершенствованные автоматические коробки переключения передач имеют дополнительные режимы разгона:

    • экономный — «Е»;
    • нормальный — «N»;
    • спортивный — «S».

    Рекомендуем «чайникам» посмотреть видео о вождении машины с АКПП для начинающих:

    Практические занятия

    Установите селектор, в необходимый режим, выполнив следующие действия:

    1. Запустите двигатель (переключить рычаг получится только при заведенном двигателе).
    2. Выжмите педаль «тормоза».
    3. Нажмите нужную кнопку режима, расположенную на селекторе (если в этом есть необходимость).
    4. Выберите положение, соответствующее необходимому направлению движения машины: «D» — транспортное средство поедет вперед, «N» — нейтраль, машина будет стоять на месте, или покатится под уклон, «R» — поедет назад. При включении выбранной водителем передачи автомобиль не начнет движение, а когда отпустите педаль «тормоза» — машина поедет. Учитывайте этот нюанс, не убирайте ногу с «тормоза» раньше времени во избежание ДТП.

    Автоматические коробки распознают команды водителя по нажатию педали «газа»: плавный разгон, постепенное переключение скоростей обеспечивается нажатием с небольшим усилием. Интенсивный разгон, необходимый при обгонах, достигается выжимом педали «газа» в пол, при этом АКПП сначала включит передачу ниже, затем авто начнет разгоняться. Учитывайте: от момента выжима педали «газа» до разгона транспортного средства происходит небольшая задержка, примерно одна секунда, это время неощутимо при неспешной езде, а в условиях обгона может быть фатальным.

    Решив остановить движение автомобиля, нажмите педаль «тормоза». При кратковременной остановке, на светофоре, не переводите селектор с положения «D» — продлите ресурс внутренних механизмов АКПП.

    Держите педаль тормоза нажатой после остановки машины в ситуациях:

    1. Длительные остановки (пробки), нажатая педаль тормоза позволит мотору отдохнуть, не будет зря сжигаться горючее, используйте положение «N».
    2. Машина стоит на уклоне, селектор не переведен в позицию «Р».

    Вышеуказанная инструкция для «чайников» позволит управлять автомобилем с коробкой автомат. Учтите: лучше сразу научиться правильному вождению, чтобы не нанести вред АКПП. Исправить вредные привычки управления транспортным средством сложно.

    Дополнительные режимы

    К дополнительным режимам коробок автомат относят:

    1. Зимний режим, имеет обозначение «*», «W», «SNOW», «HOLD», «WINTER». Согласно ему исключается пробуксовка во время переключения скоростей и при начале движения транспортного средства. Производится начало движения машины со второй передачи. Переключение на другие передачи происходит при меньших оборотах привода — это позволяет исключить перепады в работе коробки во время ускорений, уменьшает вероятность заноса авто. Эксперты уточняют: не стоит использовать указанный режим летом — можно получить перегрев коробки из-за достижения максимальной нагрузки на агрегат.
    2. Подрежимы положения «D» ограничивают ускорение больше определенного диапазона передач:
    • «S» или «З» — обеспечение включения передачи не выше третьей. Указанные позиции используют на участках дороги, требующих от водителя повышенного внимания. Осуществляя вождение, используют режим «З», при этом следите за показаниями тахометра, его стрелка не должна попадать в красную зону.
    • «2» — ограничение включения передач не выше второй, движение автомобиля происходит со скоростью не более 80 км/час. Применяется на крутых уклонах, скользких дорогах.
    • «1», «L» — используется для тяжелых условий эксплуатации машины: езда по бездорожью, крутые уклоны. Только передача , скорость не более 40 км/ час.

    Дополнительные режимы эксплуатации коробок автомат позволяют производить управление машиной при неблагоприятных условиях. Учитывайте: случайное включение подрежимов «1», «2» при большой скорости приведет резкому замедлению движения авто, спровоцирует занос транспортного средства.

    Общие рекомендации

    Управлять коробкой автомат может неопытный водитель, нижеуказанные рекомендации позволят продлить ресурс АКПП:

    1. Нельзя давать большие нагрузки на непрогретую коробку. Трансмиссионное масло прогревается медленнее моторной жидкости. При управлении машиной с указанным типом коробки проезжайте несколько километров на небольшой скорости.
    2. Избегайте пробуксовки колес: не нажимайте резко на «газ», если покрытие дороги неоднородное.
    3. Старайтесь не буксировать прицепы, другие авто.
    4. Откажитесь от включения нейтрали при движении автомобиля.

    Правильная эксплуатация автоматической коробки позволяет получать удовольствие от вождения и препятствует преждевременной поломке агрегата, позволяя механизму нормально работать.

    Ссылка на основную публикацию
    Что такое mAh (миллиампер-часы) на аккумуляторе
    Что такое мАч Все, что нужно знать о мобильных аккумуляторах Аккумулятор — это один из самых важных элементов любого мобильного...
    Что можно забирать из отеля
    С какого возраста хозяева отдают маленьких щенков время отлучения от матери Завести питомца – это ответственный шаг, ведь собака станет...
    Что можно изготовить из старого жесткого диска
    Как из старого жесткого диска HDD сделать часы, зеркало или сейф Новости Apple Не торопитесь выбрасывать жесткие диски, оставшиеся после...
    Что такое Power Bank (Повер Банк) как его выбрать, для чего он нужен, обзор популярных моделей
    Как выбрать внешний аккумулятор (Powerbank) для телефона Развитие мобильных технологий диктует свои критерии к современным мобильным девайсам. Смартфоны, планшетные ПК,...
    Adblock detector