Черноморский флот российской федерации. Черноморский флот вмф россии Подводный черноморский флот

Малые ракетные корабли проекта 1234.1 являются дальнейшим развитием проекта 1234. Они получили мощное вооружение и более совершенное радиоэлектронное оборудование. МРК предназначены для уничтожения надводных кораблей и соединений флота противника в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах.
«Мираж» (1986 г., бортовой номер 617),
«Штиль» (1978 г., бортовой номер 620).


Малые противолодочные корабли проекта 1124М являются дальнейшим развитием проекта 1124. Они получили более мощное вооружение, новую ГАС и совершенное радиоэлектронное оборудование. Корабли этого проекта предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней и ближней морских зонах, обеспечения ПЛО и ПВО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Они строились несколькими сериями, которые немного различаются по ТТХ. МПК проекта 1124М являются основными эскортными кораблями ВМФ РФ.
В составе Черноморского флота:
МПК-118 «Суздалец» (1983 г., бортовой номер 071),
МПК-134 «Муромец» (1982 г., бортовой номер 064),
МПК-199 «Касимов» (1986 г., бортовой номер 055),
МПК-207 «Поворино» (1989, бортовой номер 053),
МПК-217 «Ейск» (1989, бортовой номер 054).

Малый противолодочный корабль «Александровец» проекта 1124 предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней и ближней морских зонах, обеспечения ПЛО и ПВО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Корабли этого проекта являлись основными эскортными кораблями ВМФ СССР. Они строились несколькими сериями. МПК получили современное вооружение ПВО и ПЛО, две ГАС, новое радиоэлектронное оборудование. «Александровец» является последним действующим кораблем проекта.
В составе флота с 1982 г.

Малый противолодочный корабль «Владимирец» проекта 1145.1 является дальнейшим развитием проекта 1141. Он получил новое вооружение, более совершенную ГАС и радиоэлектронное оборудование, была усовершенствована конструкция корабля. В качестве ЭУ он получил газовые турбины экономического хода, что позволяет обеспечить широкий диапазон скоростей и режимов хода. Малые противолодочные корабли уникальны по своей конструкции - они оснащены подводными крыльями фиксированного типа с автоматическими управляемыми закрылками. МПК проекта 1145.1 предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней и ближней морских зонах, обеспечения ПЛО и ПВО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. МПК на ПК не имеют аналогов ни в одном флоте мира. «Владимирец» является последним действующим кораблем серии.
В составе флота с 1991 г.


Морской тральщик «Железняков» проекта 12660 является противоминным кораблем нового поколения, который получил современное вооружение, радиоэлектронное оборудование, средства поиска и уничтожения мин. Впервые в отечественном флоте может вести поиск мин прямо по ходу корабля. МТЩ предназначен для поиска и уничтожения мин в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. МТЩ проекта 12660 являются самыми совершенными противоминными кораблями ВМФ РФ.
В составе флота с 1988 г.

Морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин» проекта 02668 является дальнейшим развитием проекта 266М. Корабль получил новое вооружение, противоминные комплексы (например, ГАС «Ливадия») и радиоэлектронное оборудование. Тральщик может вести поиск мин прямо по ходу корабля. Он предназначен для поиска и уничтожения мин в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах.
В составе флота с 2009 г.

Морской тральщик «Валентин Пикуль» проекта 266МЭ является дальнейшим развитием проекта 266М. Корабль получил новое вооружение, противоминные комплексы и радиоэлектронное оборудование. Тральщик предназначен для поиска и уничтожения мин в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах.
В составе флота с 2001 г.

Морские тральщики проекта 266М являются дальнейшим развитием проекта 266. Они получили новое вооружение и противоминные комплексы, была улучшена конструкция корабля. Тральщики предназначены для поиска и уничтожения мин в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Являлись основным типом противоминного корабля морской зоны ВМФ СССР.
В составе Черноморского флота:
«Вице-адмирал Жуков» (1978 г., бортовой номер 909),
«Иван Голубец» (1973 г., бортовой номер 911),
«Турбинист» (1972 г., бортовой номер 912),
«Ковровец» (1974 г., бортовой номер 913).

Базовые тральщики проекта 1265 предназначены для поиска и уничтожения мин в ближней морской и базовой зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Выпускались в нескольких сериях, которые немного различались по ТТХ. Этот проект являлся основным типом противоминного корабля базовой зоны ВМФ СССР.
В составе Черноморского флота:
БТ-40 «Лейтенант Ильин» (1982 г., бортовой номер 438),
БТ-241 «Минеральные Воды» (1990 г., бортовой номер 426).


Posted By сайт on 15.08.2012

Черноморский флот – корабли черноморского флота Севастополя фотографии

И не осмотреть с воды Черноморский флот России и Украины было бы не правильно. Хотя бы его небольшую часть. Да и плюс к этому — если вы не видели до этого морских гигантов, то будет в двойне интересно.
Экскурсии предлагают в двух местах, как справа, так и слева от паромной переправы на серверную часть Севастополю

При наличии нормального количества участников вполне можно поторговаться с частниками. Да и если группа уже набрана и вот отойдет, а не хватает пары человек – то тоже можно немного сторговаться за до комплект и срочность.

В нашей группе – компании на прогулочном катере обнаружился зажиточный американец – шпион))) с переводчиком. Саму экскурсии проводил и одновременно рассказывал – бравый капитан. Морской волк, который успел побывать в Америке и пожить там некоторое время. В и итоге то время, которое мы ждали до-комплект количества участников он рассказывал много чего интересного о данной стране её нравах. В целом было весело и интересно.

Сама экскурсия проходила по акватории залива с проходом пришвартованных военных кораблей ВМФ России. Нужно сказать что экскурсовод — капитан нам попался вполне компетентным и четко рассказывал, что за модель корабля, для чего он предназначен, где и в чем он участвовал и когда ходил последний раз в море. В общем, достаточно интересные и занимательные факты.

Нам немного повезло и на обратной проходе мы проходили так же мимо стоящей у причала подводной лодки российского флота, на которой матросы таскали огромные кабеля. В целом было очень интересно в особенности мне как сухопутному представителю человечества. Правда, достаточно скоротечно как мне естественно показалось. В целом, как и в любом деле, важно кто и что вам будет рассказывать. Так как понятно, что величественность и размеры военных кораблей практически у всех вызывают интерес – но подробности к месту ни когда не бывают лишними и делают экскурсию еще более выразительной.
А теперь совсем немного добавим несколько исторических фактов: Черноморский флот начинает свою историю в 1783 году сразу за включением Крыма в состав России. Первоначальной базой флота являлась Ахтиарская бухта, где затем со временем и был заложен современный город Севастополь.

С распадом СССР советский Черноморский флот был разделен в настоящий момент на:

Краснознамённым Черноморским флотом (ЧФ) - оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота Российской Федерации на Чёрном море (флагман флота — «Москва» №121 -ракетный крейсер);

Военно-морские силы Украины (флагманский корабль «Гетьман Сагайдачний» U130 — пограничный сторожевой корабль).

В соответствии с межгосударственными соглашениями от 1995 года и 1997 года срок пребывания Черноморского флота РФ в Крыму заканчивается 28 мая 2017 года, при арендной плате в размере 98 млн долл.

На территории Крыма в настоящий момент размещается приблизительно 70 % наземной технической инфраструктуры Российского флота. Численный состав которого насчитывает 25 000 человек. Основными базами Военно-морского флота Российской Федерации являются в Севастополе -бухта Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья, а так же Феодосия и Новороссийск.





Цитата П. С. Нахимова — «чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь». 27 августа 1855 года, после завершения обороны Южной стороны – вынужденно был затоплен весь остальной флот.





Название коробля — «Приазовье» бортовой номер ССВ-201, Проект — 864, в строю с 1987 519-й отдельный дивизион разведывательных кораблей
Название коробля — «Приазовье» бортовой номер ССВ-201, Проект — 864, в строю с 1987 519-й отдельный дивизион разведывательных кораблей Название «Кильдин» в строю с 1979г, проект коробля -861М, 112-я бригада разведывательных кораблей Название — «Лиман», прект — 861М, в строю с 1989 — 112-я бригада разведывательных кораблей
Название «Экватор» в строю с 1968, проект коробля -861М, 112-я бригада разведывательных кораблей Название «Экватор» в строю с 1968, проект коробля -861М, 112-я бригада разведывательных кораблей Название коробля — «Приазовье» бортовой номер ССВ-201, Проект — 864, в строю с 1987 519-й отдельный дивизион разведывательных кораблей
Название коробля — «Приазовье» бортовой номер ССВ-201, Проект — 864, в строю с 1987 519-й отдельный дивизион разведывательных кораблей Название корабля Енисей — Госпитальное судно, 9-я бригада морских судов обеспечения Проект 320А, в строю с 1979 года. Характеристики — Порт приписки Севастополь Владелец ВМФ ЧФ, Черноморский флот Построенный Adolf Barsky, Stettin Размер судна и экипажа Длина 152,6 м Ширина 19,4 м Экипаж: 124 моряков, 83 врачей Машина 2 дизельных двигателя, производительность 2 х 7800 л.с. (5737 кВт) Скорость максимум 19,8 узлов (37 км / ч), два винта. Название корабля Енисей — Госпитальное судно, 9-я бригада морских судов обеспечения Проект 320А, в строю с 1979 года. Характеристики — Порт приписки Севастополь Владелец ВМФ ЧФ, Черноморский флот Построенный Adolf Barsky, Stettin Размер судна и экипажа Длина 152,6 м Ширина 19,4 м Экипаж: 124 моряков, 83 врачей Машина 2 дизельных двигателя, производительность 2 х 7800 л.с. (5737 кВт) Скорость максимум 19,8 узлов (37 км / ч), два винта.
Название «Ладный» бортовой номер 801- сСторожевой корабль пр. 1135-1135М, изготовлен в 1980 году — ССЗ «Залив» (г. Керчь) Водоизмещение 3200 т Длина 123 м Ширина 14,2 м Осадка 4,28 м Технические данные Силовая установка 2 газотурбинных агрегата М7К (маршевая газовая турбина ДО63 и форсажная ДК59) Мощность форсажный режим: 36 000 л. с., маршевый: 12 000 л. с. Винты 2 четырехлопастных, малошумных, с обтекателем винта. Вес каждого 7650 кг, диаметр - 3,5 м Скорость 32,2 узла; экономичная - 14 узлов Дальность плавания 5000 морских миль на скорости 14 узлов Экипаж 197 человека, в том числе 22 офицера Вооружение Артиллерийское вооружение 2 × 2 - 76,2-мм артустановки АК-726-МР-105 Противокорабельное вооружение УРПК-5 «Раструб» (4 ПУ) Зенитное ракетное вооружение 2 × 2 ПУ ЗРК «Оса-МА-2» (40 ракет 9M-33) Торпедно-минное вооружение 2 четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата ЧТА-53-1135, 2 × 12 реактивных бомбомета РБУ-6000 «Смерч-2» Название «Ладный» бортовой номер 801- сСторожевой корабль пр. 1135-1135М, изготовлен в 1980 году — ССЗ «Залив» (г. Керчь) Водоизмещение 3200 т Длина 123 м Ширина 14,2 м Осадка 4,28 м Технические данные Силовая установка 2 газотурбинных агрегата М7К (маршевая газовая турбина ДО63 и форсажная ДК59) Мощность форсажный режим: 36 000 л. с., маршевый: 12 000 л. с. Винты 2 четырехлопастных, малошумных, с обтекателем винта. Вес каждого 7650 кг, диаметр - 3,5 м Скорость 32,2 узла; экономичная - 14 узлов Дальность плавания 5000 морских миль на скорости 14 узлов Экипаж 197 человека, в том числе 22 офицера Вооружение Артиллерийское вооружение 2 × 2 - 76,2-мм артустановки АК-726-МР-105 Противокорабельное вооружение УРПК-5 «Раструб» (4 ПУ) Зенитное ракетное вооружение 2 × 2 ПУ ЗРК «Оса-МА-2» (40 ракет 9M-33) Торпедно-минное вооружение 2 четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата ЧТА-53-1135, 2 × 12 реактивных бомбомета РБУ-6000 «Смерч-2»
Название корабля Енисей — Госпитальное судно, 9-я бригада морских судов обеспечения Проект 320А, в строю с 1979 года. Характеристики — Порт приписки Севастополь Владелец ВМФ ЧФ, Черноморский флот Построенный Adolf Barsky, Stettin Размер судна и экипажа Длина 152,6 м Ширина 19,4 м Экипаж: 124 моряков, 83 врачей Машина 2 дизельных двигателя, производительность 2 х 7800 л.с. (5737 кВт) Скорость максимум 19,8 узлов (37 км / ч), два винта. Название корабля Енисей — Госпитальное судно, 9-я бригада морских судов обеспечения Проект 320А, в строю с 1979 года. Характеристики — Порт приписки Севастополь Владелец ВМФ ЧФ, Черноморский флот Построенный Adolf Barsky, Stettin Размер судна и экипажа Длина 152,6 м Ширина 19,4 м Экипаж: 124 моряков, 83 врачей Машина 2 дизельных двигателя, производительность 2 х 7800 л.с. (5737 кВт) Скорость максимум 19,8 узлов (37 км / ч), два винта.







ГС «Донузлав» — 422 отдельный дивизион гидрографических судов ГС ЧФ ГС «Створ» — 422 отдельный дивизион гидрографических судов ГС ЧФ
ГС «Створ» — 422 отдельный дивизион гидрографических судов ГС ЧФ
Гидрографическое судно «Створ» — 422
Подводная лодка Алроса- Б-871 — снималась в ряде фильмов в том чиле «72 — метра» Подводная лодка Алроса- Б-871, 1990 г — российская дизель-электрическая подводная лодка
Название подводной лодки — Б-871 «Алроса», в строю с 1990 года, 247-й отдельный дивизион подводных лодок. Не официальное название данного типа кораблей — «Варшавянка». Б-871 «Алроса» - российская дизель-электрическая подводная лодка проекта 877В «Палтус». Скорость (надводная) 10 узлов Скорость (подводная) 17 узлов Рабочая глубина погружения 240 м Предельная глубина погружения 300 м Автономность плавания 45 суток Экипаж 52 человека, в том числе 12 офицеров Водоизмещение надводное 2300 т Водоизмещение подводное 3950 т Длина наибольшая (по КВЛ) 76,2 м Ширина корпуса наиб. 9,9 м Средняя осадка (по КВЛ) 6,2 Дизель-электрическая с полным электродвижением. 2 дизель-генератора по 1000-1500 кВт, главный электродвигатель 4 050 - 5 500 л.с. электродвигатель экономичного хода мощностью 190 л.с., два резервных электродвигателя по 102 л.с 6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально - заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед или 24 мины ПЗРК «Стрела-ЗМ» или «Игла-1» Название подводной лодки — Б-871 «Алроса», в строю с 1990 года, 247-й отдельный дивизион подводных лодок. Не официальное название данного типа кораблей — «Варшавянка». Б-871 «Алроса» - российская дизель-электрическая подводная лодка проекта 877В «Палтус». Скорость (надводная) 10 узлов Скорость (подводная) 17 узлов Рабочая глубина погружения 240 м Предельная глубина погружения 300 м Автономность плавания 45 суток Экипаж 52 человека, в том числе 12 офицеров Водоизмещение надводное 2300 т Водоизмещение подводное 3950 т Длина наибольшая (по КВЛ) 76,2 м Ширина корпуса наиб. 9,9 м Средняя осадка (по КВЛ) 6,2 Дизель-электрическая с полным электродвижением. 2 дизель-генератора по 1000-1500 кВт, главный электродвигатель 4 050 - 5 500 л.с. электродвигатель экономичного хода мощностью 190 л.с., два резервных электродвигателя по 102 л.с 6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально - заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед или 24 мины ПЗРК «Стрела-ЗМ» или «Игла-1» Название подводной лодки — Б-871 «Алроса», в строю с 1990 года, 247-й отдельный дивизион подводных лодок. Не официальное название данного типа кораблей — «Варшавянка». Б-871 «Алроса» - российская дизель-электрическая подводная лодка проекта 877В «Палтус». Скорость (надводная) 10 узлов Скорость (подводная) 17 узлов Рабочая глубина погружения 240 м Предельная глубина погружения 300 м Автономность плавания 45 суток Экипаж 52 человека, в том числе 12 офицеров Водоизмещение надводное 2300 т Водоизмещение подводное 3950 т Длина наибольшая (по КВЛ) 76,2 м Ширина корпуса наиб. 9,9 м Средняя осадка (по КВЛ) 6,2 Дизель-электрическая с полным электродвижением. 2 дизель-генератора по 1000-1500 кВт, главный электродвигатель 4 050 - 5 500 л.с. электродвигатель экономичного хода мощностью 190 л.с., два резервных электродвигателя по 102 л.с 6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально - заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед или 24 мины ПЗРК «Стрела-ЗМ» или «Игла-1»
Название подводной лодки — Б-871 «Алроса», в строю с 1990 года, 247-й отдельный дивизион подводных лодок. Подводная лодка «Алроса» — Б-871, 1990 года









«Азов» — Большой десантный корабль проекта 775, бортовой номер 151, 197-я бригада десантных кораблей, БДК - 7, Изготовитель Stocznia Polnocna (Гданьск, Польша), Ввод в строй 12.10.1990
На фото Черноморский флот — «Азов» — Большой десантный корабль проекта 775, бортовой номер 151 и «Ладный» — Сторожевой корабль пронет 1135-1135М, бортовой номер №801 Бортовой номер 151 — название «Азов» — Большой десантный корабль проекта 775, 197-я бригада десантных кораблей, БДК - 7, Изготовитель Stocznia Polnocna (Гданьск, Польша), Ввод в строй 12.10.1990 Бортовой номер №801 — название «Ладный» — Сторожевой корабль пронет 1135-1135М, в строю с 29.12.1980 изготовлен — ССЗ «Залив» (г. Керчь), 30-я дивизия надводных кораблей
«Енисей» — Проект 320А, в строю с 1979 года, 9-я бригада морских судов обеспечения «Ладный» — Сторожевой корабль пронет 1135-1135М, бортовой номер №801 в строю с 29.12.1980 изготовлен — ССЗ «Залив» (г. Керчь), 30-я дивизия надводных кораблей
«Азов» — Большой десантный корабль проекта 775, бортовой номер 151, 197-я бригада десантных кораблей, БДК - 7, Изготовитель Stocznia Polnocna (Гданьск, Польша), Ввод в строй 12.10.1990 «Азов» — Большой десантный корабль проекта 775, бортовой номер 151, 197-я бригада десантных кораблей, БДК - 7, Изготовитель Stocznia Polnocna (Гданьск, Польша), Ввод в строй 12.10.1990
«Азов» — Большой десантный корабль проекта 775, бортовой номер 151, 197-я бригада десантных кораблей, БДК - 7, Изготовитель Stocznia Polnocna (Гданьск, Польша), Ввод в строй 12.10.1990

Оперативно-стратегическое объединение ВМФ РФ на Чёрном море. Подчиняется южному военному округу. Зачеркнутым текстом обозначены корабли/катера находящиеся на ремонте.

30-я дивизия надводных кораблей (г. Севастополь)

«Москва» гвардейский ракетный крейсер проекта 1164. Бортовой номер 121.
«Адмирал флота Советского Союза Горшков» фрегат проекта 22350. Бортовой номер 417 (принятие на вооружение в 2016 году).
«Адмирал флота Касатонов» фрегат проекта 22350 (принятие на вооружение в 2017 году).
«Адмирал Григорович» — сторожевой корабль проекта 11356. Бортовой номер 494.
«Адмирал Эссен» — сторожевой корабль проекта 11356. Бортовой номер 751.
«Адмирал Макаров» — сторожевой корабль проекта 11356. Бортовой номер 799 (принятие на вооружение в 2016 году).
«Сметливый» сторожевой корабль проекта 01090. Бортовой номер 810.
«Ладный» сторожевой корабль проекта 1135. Бортовой номер 861.
«Пытливый» сторожевой корабль проекта 1135М. Бортовой номер 868.
РК-1078 — рейдовый катер.
РК-1210 — рейдовый катер.
РК-1287 — рейдовый катер.
РК-1414 — рейдовый катер.
РК-1676 — рейдовый катер.
РБК-1299 — рейдовый баркас.

Крымская военно-морская база (г. Севастополь)

197-я бригада десантных кораблей (Крымская военно-морская база, Севастополь):

«Николай Фильченков» большой десантный корабль проекта 1171. Бортовой номер 152.
БДК-65 «Саратов» большой десантный корабль проекта 1171. Бортовой номер 150.
БДК-69 «Орск» большой десантный корабль проекта 1171. Бортовой номер 148.
БДК-46 «Новочеркасск» большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 142.
БДК-54 «Азов» гвардейский большой десантный корабль проекта 775М. Бортовой номер 151.
БДК-64 «Цезарь Куников» большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 158.
БДК-67 «Ямал» большой десантный корабль проекта 775. Бортовой номер 156.

68-я бригада кораблей охраны водного района (г. Севастополь):

149-я тактическая группа:
МПК-49 «Александровец» малый противолодочный корабль проекта 1124. Бортовой номер 059.
МПК-118 «Суздалец» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 071.
МПК-134 «Муромец» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 064.

150-я тактическая группа:
«Иван Голубец» морской тральщик проекта 266М. Бортовой номер 911.
«Вице-адмирал Жуков» морской тральщик проекта 266М. Бортовой номер 909.
«Турбинист» морской тральщик проекта 266М. Бортовой номер 912.
«Ковровец» морской тральщик проекта 266М. Бортовой номер 913.

41-я бригада ракетных катеров (Севастополь):

166-й дивизион МРК (Севастополь):
«Бора» ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239. Бортовой номер 615.
«Самум» ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239. Бортовой номер 616.
«Мираж» малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 617.
«Штиль» малый ракетный корабль проекта 12341. Бортовой номер 620.
«Вышний Волочёк» малый ракетный корабль проекта 21631 (принятие на вооружение в 2017 году).

295-й Сулинский дивизион ракетных катеров:
Р-60 «Буря» ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 955.
Р-71 «Шуя» ракетный катер проекта 12417. Бортовой номер 962.
Р-109 «Бриз» ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 952.
Р-239 «Гроза» ракетный катер проекта 12411. Бортовой номер 953.
Р-334 «Ивановец» ракетный катер проекта 12411М. Бортовой номер 954.

102-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 27203 (Севастополь,): 60 чел. На вооружении: береговые самоходные бомбометные комплексы ДП-62 «Дамба», противодиверсионные катера П-424, П-331, П-355, П-407, П-424, П-834, П-835, П-845.

Новороссийская военно-морская база (Краснодарский край, г. Новороссийск)

184-я бригада охраны водного района (Краснодарский край, г. Новороссийск):

181-й дивизион противолодочных кораблей:
МПК «Поворино» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 053.
МПК «Ейск» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 054.
МПК «Касимов» малый противолодочный корабль проекта 1124М. Бортовой номер 055.

170-й дивизион тральщиков:
МТЩ «Железняков» морской тральщик проекта 12660. Бортовой номер 901.
МТЩ «Валентин Пикуль» морской тральщик проекта 266МЭ. Бортовой номер 770.
МТЩ «Вице-адмирал Захарьин» — морской тральщик проекта 02668. Бортовой номер 908.
БТЩ «Минеральные Воды» базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 426.
БТЩ «Лейтенант Ильин» базовый тральщик проекта 12650. Бортовой номер 438.
РТ-46 рейдовый тральщик проекта 1258. Бортовой номер 201.
РТ-278 — рейдовый тральщик проекта 12592.
Д 144 — десантный катер.
Д 106 — десантный катер.
Д-199 — десантный катер.

4-я отдельная бригада подводных лодок (Краснодарский край, Новороссийск):

Б-237 «Ростов-на-Дону» дизельная подводная лодка проекта 06363.
Б-261 «Новороссийск» дизельная подводная лодка проекта 06363.
Б-262 «Старый Оскол» дизельная подводная лодка проекта 06363.
Б-265 «Краснодар» дизельная подводная лодка проекта 06363.
Б-268 «Великий Новгород» дизельная подводная лодка проекта 06363.
Б-271 «Колпино» дизельная подводная лодка проекта 06363 (принятие на вооружение в 2016 году).
Б-871 «Алроса» дизельная подводная лодка проекта 877В.
ПЗС-50 — дизельная подводная лодка проекта 633РВ.
УТС-247 — дизельная подводная лодка проекта В613.
ТЛ-997 — катер-торпедолов проекта 368Т.
ТЛ-1539 — катер-торпедолов проекта 1288.
ВМ-122 водолазное морское судно.

314-й отряд аварийно-спасательных судов (г. Новороссийск):

ПЖК 58 — пожарный катер.
ВМ 86 — водолазное судно проекта 522.
ВМ 108 — водолазное судно проекта 522.
ВМ 159 — водолазное судно проекта 535.
СБ 4 — морской буксир проекта 733.
ВМ 66 — водолазное судно проекта 522.
Орион — морской буксир проекта 733.
РВК-764 рейдовый катер проекта 23040.
РВК-762 рейдовый катер проекта 23040.
РВК-767 рейдовый катер проекта 23040.
РВК-771 рейдовый катер проекта 23040.
«Профессор Николай Муру» — спасательное буксирное судно проекта 22870.

136-й отряд специального назначения по борьбе с ПДСС, в/ч 75976 (г. Новороссийск): 60 чел. На вооружении: противодиверсионные катера П-191, П-349, П-350, П-274, П-275, П-276, П-356.

отдельная рота охраны, в/ч 70118 (Краснодарский край, г.Новороссийск, с. Мысхако).

63-я бригада ремонтируемых кораблей (Севастополь).

145-й аварийно спасательный отряд (Севастополь,):

«ЭПРОН» спасательное судно проекта 527М.
РВК-1112 — рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения.
СМК-2094 — спасательный многофункциональный катер.

1-я группа спасательных судов (Севастополь):
«Коммуна» спасательное судно.
«Шахтер» спасательный буксир проекта 712.
СБ-5 морской буксир проекта 733.
СБ-36 морской буксир проекта 714.
МБ 304 морской буксир проекта 745.

2-я группа спасательных судов (Севастополь):
СН 126 санитарный катер.
ВМ 154 — водолазное судно проекта 535.
РВК 449 водолазный катер проекта 376.
РВК 860 водолазный катер проекта 376.
ПЖК 37 — пожарный катер.
ПЖК 45 — пожарный катер.
ВМ 125 — водолазное судно проекта 522.
ПЖС-123 пожарный корабль проекта 1893.
ВМ 9 — водолазное судно проекта 522.

519-й отдельный дивизион разведывательных кораблей (Севастополь):

«Приазовье» средний разведывательный корабль проекта 864.
«Экватор» малый разведывательный корабль проекта 861М.
«Кильдин» малый разведывательный корабль проекта 861М.
«Лиман» малый разведывательный корабль проекта 861М.

97-й отдельный дивизион надводных кораблей (Краснодарский край, Темрюк):

СХЗ-18 — судно хранилище проекта 08142.
РК-249 — водолазный катер проекта 376.
Селигер — опытовое судно проекта 11982.
РБ 45 — рейдовый буксир проекта 90600.

176-й дивизион гидрографических судов (Севастополь):

«Донузлав» гидрографическое судно проекта 862.
«Челекен» гидрографическое судно проекта 861.
«Створ» гидрографическое судно проекта 862.
МГК 476 малый гидрографический катер проекта 16830.
БГК-2150 большой гидрографический катер.

47-й гидрографический район (Севастополь):
ГС-86 малое гидрографическое судно проекта 872.
БГК-22 большой гидрографический катер.
БГК-889 большой гидрографический катер проекта 1896.
МГК-352 малый гидрографический катер проекта 1403.
МГК-675 малый гидрографический катер проекта 727М.
МГК-1002 малый гидрографический катер проекта 1403.
МГК-1099 малый гидрографический катер проекта 1403.

80-й район гидрографической службы (Краснодарский край, Новороссийск):
БГК 244 большой гидрографический катер проекта 1896.

55-й отдельный дивизион гидрографических судов 80-го района гидрографической службы (Новороссийск):

ГС-103 малое гидрографическое судно проекта 870.
ГС-402 малое гидрографическое судно проекта 872.
МГК-500 малый гидрографический катер проекта 1403.
МГК-614 малый гидрографический катер проекта 16830.
МГК-1792 малый гидрографический катер проекта 16830.
МГК-1914 малый гидрографический катер.

17-й гидрограф участок (Ростовская обл, Таганрог)

115-я комендатура охраны и обслуживания (г. Севастополь):

РК 1529 — рейдовый катер проекта 1415.
СН 726 — санитарный катер.
КСВ-1404 — катер связи.
КСВ-1754 — катер связи.

205-й отряд судов обеспечения (Севастополь):
КСВ-2155 — катер связи проекта проекта 1388Н

1-я группа (Севастополь):
МБ 23 — морской буксир проекта 773.
МБ 173 — морской буксир проекта 773
МБ 174 — морской буксир проекта 733.
ПМ 56 — плавучая мастерская проекта 304.
ПМ 138 — плавучая мастерская проекта 304.
РБ 50 — рейдовый буксир проекта 737Л.
РБ 136 — рейдовый буксир проекта 192.
ПК-3100 — плавучий кран проекта 605-ПК.
ПК-32050 — морской самоходный плавкран проекта 1505.
ПК-128035 — плавучий кран В-02.
СПК-46150 — самоходный плавучий кран проекта 02690.
РБ 244 — рейдовый буксир проекта 737К.
РБ 247 — рейдовый буксир проекта 737К.
РБ 296 — рейдовый буксир проекта 737М.
Енисей — госпитальное судно проекта 320.
РБ 389 — рейдовый буксир проекта 90600.
РБ-365 — рейдовый буксир проекта 90600.

2-я группа (Севастополь):
КИЛ-158 — килекторное судно проекта 141.
Иван Бубнов — большой морской танкер проекта 1599В.
Генерал Рябиков — морской транспорт вооружения проекта 323В.
ВТР 94 — морской транспорт вооружений проекта 1823.
Сетунь — кабельное судно проекта 1112.
Петр Градов — судно экологического контроля проекта 872Э.
СР 939 — судно размагничивания проекта 130.
СР 26 — судно размагничивания проекта 17994.
СР 137 — судно размагничивания проекта 130.
СФП 183 — судно контроля физических полей проекта 18061.
Иман — средний морской танкер проекта 6404.
СР 541 — судно размагничивания проекта 130.

3-я группа (Севастополь):
Дон — малый морской танкер проекта 1852.
Индига — малый морской танкер проекта 437Н.
МУС-589 — судно-нефтемусоросборщик проекта 1515.
Истра — малый морской танкер.
БНС-16500 — базовое наливное судно проекта 445Р.
МУС-229 — судно-нефтемусоросборщик проекта 14630.
МУС-586 — судно-нефтемусоросборщик проекта 25505.
БНН-226800 — рейдовая несамоходная наливная баржа.
ВТН 99 — малый морской танкер проекта 1844.
ВТН-73 — малый морской танкер проекта 03180.

4-я группа (Севастополь):
БУК-49 — буксирный катер проекта 05Т.
БУК-533 — буксирный катер проекта 05Т.
ПСК-537 — пассажирский катер проекта 722.
РК-340 — рейдовый катер проекта 1415.
РК-1573 — рейдовый катер.
РК 25 — рейдовый катер.
«Афалина» — рейдовый катер проекта 16609.
«Двиница-50» — военный транспорт (экс турецкий сухогруз Alican Deval).
«Вологда-50» — военный транспорт (экс турецкий сухогруз Dadali).
«Кызыл-60» — военный транспорт (экс турецкий сухогруз Smyrna).
«Казань-60» — военный транспорт.

58-я группа судов обеспечения (Феодосия):

КИЛ-25 — килекторное судно проекта 419.
МБ 31 — морской буксир проекта 745.
СР 344 — судно размагничивания проекта 17992.
ВМ 911 — водолазное морское судно проекта 535.
РБ 44 — рейдовый буксир проекта 737Л.
РБ 237 — рейдовый буксир проекта 737К.
БГК 774 — большой гидрографический катер проекта 1896.
СР 59 — судно размагничивания проекта 130.
МУС-491 — судно-нефтемусоросборщик проекта 1515.
ОС-114 — опытовое судно проекта 1824.
ОС-138 — опытовое судно проекта 1236.
МГК 620 — малый гидрографический катер проекта 16380.
РК-253 — водолазный катер проекта 376.
РК-267 — водолазный катер проекта 376.
РК-1677 — рейдовый катер проекта 371У.
ПМР-71 — рейдовая плавучая мастерская проекта 889А.
БНН-667085 — рейдовая несамоходная наливная баржа проекта 435Р.
Койда — средний морской танкер проекта 577.
ТЛ 278 — катер-торпедолов проекта 1388.
ТЛ 1133 — катер-торпедолов проекта 1388.

61-я группа судов обеспечения (Новороссийск):

РБ 398 — рейдовый буксир проекта 90600.
МУС-760 — судно-нефтемусоросборщик проекта 1515.
КСВ-67 — катер связи проекта 1388Н.
ВТН 96 — малый морской танкер проекта 1844Д.
СХЗ-20 — плавучий склад проекта 08142.
ПСК-1321 — пассажирский катер проекта СК620.
РБ-18 — рейдовый буксир проекта 14970.
РБ-209 — рейдовый буксир проекта 1496.
РК-955 — рейдовый катер проекта 371У.
РК-1745 — рейдовый катер проекта 371У.
БКЩ-28 — большой корабельный щит.
РБ 193 — рейдовый буксир проекта 737К.
РБ 199 — рейдовый буксир проекта 737К.
ВТН 76 — малый морской танкер проекта 1844Д.
РБ 43 — рейдовый буксир проекта 90600.
РБ 391 — рейдовый буксир проекта 90600.
РБ 392 — рейдовый буксир проекта 90600.

280-я щитовая станция 4 судна-мишени (Севастополь):

РК-621 рейдовый катер.
РБК-76 рейдовый баркас.
СМ-69 — морской рефрижераторный транспорт.
СМ-377 — судно-мишень проекта 1784Б.

130-я щитовая станция (Феодосия):

СМ-178 — судно-мишень проекта 1784Б.
СМ-294 — судно-мишень проекта 1784М.

720-й пункт материально-технического обеспечения (г. Тартус, Сирия).

758-й центр материально-технического обеспечения, в/ч 63876 (г. Севастополь).

3824-я комплексная база МТО, в/ч 96144 (Краснодарский край, Крымск).

17-й арсенал, в/ч 13189 (Севастополь, Сухарная балка).

133-я отдельная бригада МТО, в/ч 73998 (Крым, Бахчисарай р-н).

126-я отдельная бригада береговой обороны, в/ч 12676 (Крым, Перевальное)

810-я отдельная бригада морской пехоты, в/ч 13140 (Севастополь, бух Казачья)

388-й морской разведывательный пункт, в/ч 43071 (г. Севастополь)

127-я отдельная разведывательная бригада, в/ч 67606 (Крым, с. Парголово)

11-я береговая ракетно-артиллерийская бригада, в/ч 00916 (Краснодарский край, г. Анапа, пос. Уташ)

15-я отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада, в\ч 80365 (г. Севастополь)

8-й отдельный артиллерийский полк, в/ч 87714 (г. Симферополь и Перевальное)

1096-й отдельный зенитный ракетный полк (г. Севастополь)

68-й отдельный морской инженерный полк, в/ч 86863, (г. Евпатория)

47-й отдельный морской инженерный батальон, в/ч 83382 (г. Крымск Новороссийской ВМБ).

4-й отдельный полк РХБЗ, в/ч 86862 (г. Севастополь)

224-й отдельный батальон управления, в/ч 83526 (Севастополь).

529-й Краснознаменный Узел связи, в/ч 40136 (Севастополь).

475-й отдельный центр РЭБ, в/ч 60135 (Отрадное, Севастополь)

Центр радиоэлектронной разведки (Севастополь).

17-я Военно-морская школа младших специалистов (Севастополь):

ВМ 34 — водолазный морской бот проекта 522.
РВК-156 — рейдовый водолазный катер проекта РВ376У.
РВК-438 — рейдовый водолазный катер проекта РВ376У.
РВК-617 — рейдовый водолазный катер проекта РВ376У.
РВК-659 — рейдовый водолазный катер проекта РВ376У.
СМК-2094 — спасательный многофункциональный катер проекта 23370.
РВК-1045 — рейдовый катер комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040.

318-й смешанный авиационный полк, в/ч 49311 (г. Севастополь, п. Кача, аэродром Кача)

43-й морской штурмовой авиационный полк, в/ч 76410 (Крым, г. Саки, аэродром Саки)

История

История до 1917 года

Черноморский флот был основан в 1783 году после присоединения к России Крыма . Первым пунктом его базирования стала Ахтиарская бухта , расположенная на юго-западном берегу Крымского полуострова . Здесь был заложен город Севастополь .

Флот развивался и рос быстрыми темпами, и уже в 1787 году насчитывал в своем составе 3 линейных корабля, 12 фрегатов, 3 бомбардирских корабля, 28 других военных судов. Управляло флотом Черноморское адмиралтейство.

Согласно двусторонним соглашениям о временном (до 28 мая 2017 года) пребывании Черноморского флота (ЧФ) РФ на Украине от 1995 года и 1997 года , на основе Черноморского флота были созданы Черноморский флот РФ и ВМС Украины с раздельным базированием на территории Украины.

70 % всей инфраструктуры российского ЧФ находится на территории Крыма . 25-тысячный личный состав флота размещён в трёх пунктах базирования: в Севастополе (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосии , Новороссийске и временно - в Николаеве , где идёт постройка и ремонт российских судов.

По Соглашению между Украиной и Российской Федерацией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 31 мая 1997 года , в украинских территориальных водах и на суше может находиться группировка российских кораблей и судов численностью до 388 единиц (из них 14 подводных дизельных лодок). На арендуемых аэродромах в Гвардейском и Севастополе (Каче) может быть размещён 161 летательный аппарат. Это вполне сопоставимо с мощью военно-морской группировки Турции . Указанное Соглашение заключено на 20 лет. Срок действия Соглашения будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит письменно другую Сторону о прекращении действия Соглашения не позднее чем за один год до истечения срока его действия.

Несмотря на это, например, по сообщению интернет-портала Flot.com от 26.03.2009 г.:

«Модернизация корабельного состава Черноморского флота России на территории Крыма возможна только с согласия Украины. Об этом 25 марта заявил пресс-секретарь МИД Украины Василий Кирилич в ответ на появившиеся в СМИ сообщения о том, что ВМФ РФ намерен передать Черноморскому флоту подводные лодки.

Замена вооружений Черноморского флота должна происходить только с согласия Украины, что предусмотрено соглашением о разделе ЧФ от 1997 года , и только после подписания обеими сторонами регламентирующих документов, уточнил Кирилич.

Украинская сторона против пополнения Черноморского флота на территории Украины боевыми единицами, замена же должна осуществляться адекватно, в соответствии с типом и классом заменяемых кораблей. Этот вопрос не нов и позиция Украины по нему хорошо известна российской стороне, добавил Кирилич.

Ранее заместитель начальника главного штаба ВМФ РФ вице-адмирал Олег Бурцев заявил, что Черноморский флот должен иметь в составе не менее 8-10 подводных лодок и будет ими пополнен. Украина рассматривает это не как обновление флота, а как поставку на вооружение нового вида оружия, - прокомментировал он заявление украинской стороны».

Хроника политического противостояния

По мнению руководства РФ, обострение отношений между Украиной и РФ было вызвано избранием в 2004 году нового Президента Украины Виктора Ющенко , который, являясь гарантом Конституции Украины, обязан гарантировать выполнение требований части 7 статьи 17 Конституции Украины, где записано, что «на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз», а также пункта 14 Переходных положений Конституции Украины, где указано, что «использование существующих военных баз на территории Украины для временного пребывания иностранных военных формирований возможно на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными Верховной Радой Украины».

В ночь с 18 на 19 января командование ЧФ блокирует въезд техники на крымский маяк «Сарыч», разместив на его территории бронетранспортёр . Кроме того, командование вводит на четыре главных крымских маяка - «Айтодорский», «Евпаторийский», «Тарханкутский» и «Сарыч» - вооружённые подразделения морских пехотинцев . В связи с несанкционированной передислокацией военной техники на мыс Сарыч МИД Украины направляет России ноту протеста .

Развитие событий напоминает о похожем российско-украинском противостоянии 2003 года , когда спор из-за нескольких островов Тузлинской косы в Керченском проливе , общая площадь которых около 3 км², едва не перерос в военное столкновение. В декабре 2003 года потребовалось «вмешательство» российского президента, чтобы разрешить кризис вокруг Тузлинской косы совместно с украинским президентом.

Представители националистических организаций Украины постоянно пикетируют объекты флота России в Крыму, требуя «прекратить оккупацию Украины».

Корабли Черноморского флота ВМФ России.

В декабре были преданы огласке планы Минобороны Украины по передислокации войск к украинско-российской границе , однако после решения проблем с транзитом газа через территорию Украины и ценой на газ для Украины эти планы были забыты.

23 июня украинские милиционеры задержали служебный автобус Черноморского флота с 30 матросами, которые следовали на гору Опук к месту обучения морпехов. Проверка документов продолжалась более 20 часов и завершилась составлением протоколов об административном правонарушении по статье «Нарушение иностранцами и лицами без гражданства правил пребывания на Украине» и попаданием одного из военнослужащих в военный госпиталь с тепловым ударом . До этого подобные случаи также имели место . Сотрудники украинской милиции ссылались на выполнение ими указа президента Украины № 705/2008 от 13 августа 2008 года «О ситуации вокруг перемещений, связанных с деятельностью военных формирований Черноморского флота Российской Федерации вне мест их дислокации на территории Украины». При этом командование флота направило протест в Управление МВД Украины в Севастополе. В документе ЧФ РФ требует от милиции «немедленно прекратить противоправные действия» в отношении моряков-черноморцев .

В июне 2009 года председатель СБУ Валентин Наливайченко заявил, что сотрудники ФСБ должны покинуть территорию Украины, сославшись на то, что протокол между ФСБ и СБУ, подписанный 25 января 2000 года , нарушает законодательство Украины . 10 декабря 2009 года было сообщено, что все сотрудники военной контрразведки ФСБ РФ, работавшие в Севастополе на Черноморском флоте России, покинули территорию Украины , выполнив требование СБУ.

2010 2011

Согласно постановлению Хозяйственного суда Крыма от 2 августа этого года, маяки Черноморского флота России должны были изъять украинские судебные исполнители. В частности, судебные исполнители должны были вернуть Украине две станции радионавигационной системы РС-10, расположенные в Евпатории и на территории Тарханкутского маяка, также изъятию подлежат 6 маяков, 9 навигационных знаков и другое оборудование, расположенное вдоль крымского побережья .

21 августа активисты молодежной организации «Студенческое братство» начали гражданскую акцию с целью активизации деятельности исполнительной службы по возвращению Украине крымских маяков: они проникли на территорию маяка «Сарыч», срезали колючую проволоку и вывесили таблички «Объект министерства инфраструктуры Украины» . 8 человек были задержаны моряками Черноморского флота и переданы в руки прибывшей украинской милиции . 23 августа активисты той же молодежной организации выставили пикеты в Севастополе у маяка Черноморского флота «Херсонесский» с требованием его передачи Украине . В МИД Украины отметили, что негативно относятся к попыткам представителей общественных организаций проникнуть на территорию ЧФ России в Крыму, поскольку это может привести к трагическим последствиям .

19 октября Россия и Украина не смогли подписать соглашение о замене кораблей Черноморского флота РФ на новые . Украинская сторона выдвинула условия, по которым Россия была должна согласовывать с ней каждый шаг по замене кораблей, предоставлять полный перечень вооружения новых кораблей, заключить контракты на их обслуживание с украинскими судоремонтными предприятиями. То же касается наземной техники, береговых систем, авиации .

6 марта министр обороны Российской Федерации Анатолий Сердюков попросил взять на баланс Севастополя 440 квартир Черноморского флота РФ. Причиной была заявлена высокая цена на газ.

20 апреля российская сторона попросила Украину упразднить 15 000 000 долларов налогов на грузы поступающее в страну для Черноморского флота РФ. При этом Россия обещает направить освободившееся средства на содействие социально-экономическому развитию Севастополя и других населённых пунктов, где дислоцируется Черноморский флот РФ.

Командующие флотом

Здесь указаны командующие Черноморским флотом РФ. Списки командующих Черноморским флотом Российской империи и Черноморским флотом ВМФ СССР - см. в соответствующих статьях.

Современное состояние

Списочный состав Краснознамённого Черноморского флота (2011)

30-я дивизия надводных кораблей
Тип Название Изготовитель Бортовой № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Состояние
Крейсера - 1
Ракетный крейсер проекта 1164, тип «Атлант» «Москва» Завод имени 61 коммунара (г. Николаев) 121 05.11.1976 27.07.1979 30.12.1982 В строю.

Флагман флота.

В 1991-1999 гг. прошел капитальный ремонт с модернизацией. Перевооружен с ПКРК «Базальт» на ПКРК «Вулкан»

11-я бригада противолодочных кораблей Базируется в Севастополе. Включает в себя флагман Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер «Москва» (проект 1164), два больших противолодочных корабля проекта 1134 «Керчь» и «Очаков» (последний не в строю) и сторожевые корабли «Сметливый» (проект 61М), «Ладный» и «Пытливый» (оба - проект 1135). 197-я бригада десантных кораблей Базируется в Севастополе. Включает в себя большие десантные корабли проекта 1171 «Николай Фильченков», «Орск» (не в строю) и «Саратов», а также проекта 775 и 775М «Азов», «Новочеркасск», «Цезарь Куников» и «Ямал». 166-й дивизион малых ракетных кораблей Базируется в Севастополе (бухта Куриная). Состоит из ракетных кораблей на воздушной подушке проекта 1239 «Бора» и «Самум», а также малых ракетных кораблей проекта 12341 «Мираж» и «Штиль». 295-й дивизион ракетных катеров Базируется в Севастополе (бухта Карантинная). Включает в себя ракетные катера Р-71 (проект 12411Р), Р-109, Р-239, Р-60 и Р-334-Ивановец (проект 12411).

247-й отдельный дивизион подводных лодок

Базируется в Севастополе. Состоит из двух дизельных подводных лодок: Б-871 «Алроса» и Б-380 «Святой князь Георгий» (последняя - в ремонте).

68-я бригада кораблей охраны водного района

400-й дивизион противолодочных кораблей Базируется в Севастополе. Включает в себя четыре малых противолодочных кораблей: МПК-49 «Александровец» (проект 1124), МПК-118 «Суздалец» и МПК-134 «Муромец» (проект 1124М), МПК-220 «Владимирец» (проект 11451). 418-й дивизион тральщиков Базируется в Севастополе. Включает в себя четыре морских тральщика проекта 266М: «Иван Голубец», «Вице-адмирал Жуков», «Турбинист» и «Ковровец».

422 отдельный дивизион гидрографических судов ГС ЧФ Базируется в Севастополе, б. Южная. Суда пр.861 (гс «Челекен»),862/II (ГС «Створ» и гс «Донузлав»),872/II (мгс «ГС-402»), плюс большие и малые гидрографические катера. Последний командир дивизиона - капитан 2 ранга Чижов Дмитрий Иванович. В феврале 2012 года в связи с проводимыми в ВС РФ оргштатными мероприятиями, 422 однгс перестал существовать. Вместо него создана группа судов, групповым капитаном которой назначен Погребняков Алексей Васильевич - http://www.kvvmku.ru/forum/profile.php?mode=viewprofile&u=2087&sid=. Кроме того, управление лсужбы ОАО "Славянка" выгнала из здания по Суворова,4. Теперь они ютятся по Гоголя,37.

Береговые войска ЧФ

11-я отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада ЧФ РФ

Базируется в Анапе.

810-я бригада морской пехоты ЧФ РФ

Базируется в Севастополе. Базируется в Темрюке.

1096-й отдельный зенитный ракетный полк ЧФ РФ

Базируется в Севастополе.

431-й морской разведывательный пункт

Базируется в Туапсе

Морская Авиация ЧФ

7057-я смешанная авиабаза ЧФ РФ

Базируется аэродром Кача.

Штурмовая эскадрилья 7057 АвБ ЧФ РФ

Базируется аэродром Гвардейское .

Учения Черноморского флота

Боевые операции ЧФ РФ

Базирование ЧФ на Украине

Россия арендует большую часть причальных стенок порта Севастополь для стоянки более 30 боевых кораблей и судов. В Севастополе также базируется штаб ЧФ, центральный узел связи, военно-морской госпиталь, 1096-й зенитный ракетный полк, 810-й отдельный полк морской пехоты, 17-й арсенал, яхт-клуб.

Общая численность ЧФ в Крыму - около 14 000 чел.

В марте 2005 министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что Севастополь останется главной военно-морской базой Черноморского флота России как минимум до 2017 года . Несмотря на строительство военно-морской базы в Новороссийске , переводить туда штаб ЧФ и корабельный состав не планируется. В 2010 году между Россией и Украиной были подписаны так называемые Харьковские соглашения , по которым базовое соглашение об аренде мест базирования кораблей в Севастополе продлено до 2042 года с правом дальнейшего продления ещё на 5 лет. Аренда военно-морской базы в Севастополе обходится России в $98 млн в год и оплачивается поставками российского газа.

Ввод в строй новых кораблей

15 мая 2012 г. В Новороссийске состоялась торжественная церемония подъема военно-морского флага на катере специального назначения «Грачонок» проекта 21980. 2011 г.
  • Рейдовый буксир пр.90600 :Рейдовый буксир «РБ-389» был заложен в Санкт-Петербурге на ОАО "Ленинградский судостроительный завод «Пелла» в 2010 году (заводской № 925), спущен на воду в июле 2010 г.02.03.2011 г. на рейдовом буксире «РБ-389» в Новороссийске был поднят флаг вспомогательного флота ВМФ. Несмотря на свои небольшие размеры, судно обладает широкими возможностями, на нём внедрено множество технических новинок. Полное водоизмещение судна - 417 тонн. Скорость полного хода составляет 12 узлов, её обеспечивают два мощных двигателя. Сила тяги на буксирном гаке около 25 тонн. Буксир оборудован современной радиоэлектроникой, управление судном полностью компьютеризировано. Экипаж буксира - 12 человек. Буксир будет входить в состав бригады вспомогательных судов Черноморского флота. В июне текущего года планируется прибытие на флот еще одного судна аналогичного проекта.
2007-2009 г.
  • Десантный катер проекта 11770, шифр «Серна» ДКА-144 :Построен в 2007 году на ОАО "Судостроительный завод «Волга», и в этом же году был переведен в Новороссийск для проведения сдаточных испытаний. 19 февраля 2008 года поднял Андреевский флаг и вошел в состав Черноморского флота Российской Федерации. Зачислен в соединение охраны водного района Новороссийской ВМБ. Бортовой номер - «575».
  • Морской тральщик пр.02668, шифр «Аквамарин» Вице-адмирал Захарьин :Создан по проекту конструкторского бюро «Алмаз» и является опытным экземпляром, на котором отрабатываются новейшие технологии - логическое продолжение тральщиков пр.266МЭ. Заложен на Средне-Невском ССЗ в 1994 году. Первоначально строился по проекту 266МЭ (заводской № 879) для ВМС Вьетнама, но в 2000 году начата переделка по новому пр.02668. Спущен на воду 26.05.2006 г. В настоящий момент проходит государственные испытания с базированием на Ленинградскую военно-морскую базу (Ломоносовская гавань).
Летом 2008 года МТЩ «Вице-адмирал Захарьин » совершил переход внутренними водными путями из поселка Понтонный Ленинградской ВМБ в Новороссийск. Приказом Главнокомандующего ВМФ назначена комиссия для проведения государственных испытаний, после проведения которых корабль будет принят в боевой состав ВМФ и на нем будет поднят Андреевский флаг. «Это принципиально новый и пока единственный представитель тральщиков, оснащенный системой поиска мин пятого поколения», - сообщил представитель ЧФ РФ. 17 января 2009 года зачислен в состав Черноморского флота ВМФ России.

См. также

  • Черноморский флот во время Великой Отечественной войны
  • Черноморский торговый флот
  • Военно-морские силы Украины (Черноморский флот ВМФ Украины)

Ссылки

  • Черноморский флот РФ на Украине , Инфографика , РИА Новости
  • Севастопольские заложники, «Киевский ТелеграфЪ», Александр Левин, 25 марта 2008
  • Владимир Щербаков Чёрное море – зона противостояния . НВО (5 сентября 2008). - «Мы продолжаем терять свои позиции в Черноморском бассейне». Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 20 сентября 2008.
  • «НОМОС» - Центр содействия изучению геополитических проблем и евроатлантического сотрудничества Черноморского региона

Примечания

  1. ВМФ РФ: Россия может увеличить число своих кораблей в Севастополе до сотни, а численность состава до 25 тысяч - Новости России - ИА REGNUM
  2. PосБизнесКонсалтинг - Новости дня - С.Иванов: Черноморский флот РФ может уйти из Севастополя в 2017 г.
  3. Уже по данным на 2004 год даже вместе взятые ЧФ РФ и ВМС Украины не могли конкурировать с турецким военным флотом .
  4. Россия направила Украине ноту с сожалениями об инциденте в Крыму
  5. Украина отбирает у России маяки в море
  6. Битва за маяки - до первой крови?
  7. Глава МИД Украины едет в Москву
  8. Россия заменила БТР на маяке краном
  9. Новости@Mail.Ru: Черноморский флот отпразднует День ВМФ в сложных условиях
  10. Новости@Mail.Ru: Киев требует отменить юбилейный парад кораблей Черноморского флота

После событий 2014 года Крым снова привлек внимание не только россиян, но и, пожалуй, всего мира. И дело здесь не только в политическом скандале между двумя государствами - Россией и Украиной. И не в том, с какой стремительностью была проведена Россией Крымская операция. А в том, что после возвращения Крыма Черноморский обрел вторую жизнь.

Не секрет, что за годы владения Украиной крымскими берегами развитие Крыма сильно затормозилось, и денежных ресурсов из казны на содержание полуострова выделялось крайне мало. Это коснулось и военно-морских баз Крымского полуострова. В статье постараемся наиболее полно описать, какими перспективами обладает Россия по развитию Черноморского флота на Крымском полуострове.

Балаклавская бухта. Немного истории

Из истории известно, что поле того как Крым перешел под владение России, именно в Балаклавской бухте были размещены корабли Черноморского флота России. С 1776 года в этом месте был расположен Балаклавский греческий пехотный батальон. Основу этого батальона составляли эмигранты, участники противоосманского восстания на островах Эгейского моря. Надо отметить, что самой царицей Екатериной Великой было отмечено своё благоволение бравых эллинов.

С 1853 по 1856 год, в период Крымской войны, Балаклава и бухта были захвачены британскими войсками. Они превратили Балаклавскую бухту в военную базу и, собственно, уже оттуда производились штурмы, и была военная поддержка при осаде Севастополя.

При разделе флота между Украиной и Россией по данным на август 1994 года Черноморский флот в Крыму имел в своем составе 153-ю и 155-ю бригады 14-й дивизии.

При этом 475-й дивизион обладал 14-ю большими и 9-ю средними субмаринами и плавучей базой ПЛ.

Но надо сказать, что субмарина "Запорожье" (проект 641), переданная Украине при разделе флота, по техническим параметрам оказалась для этой базы неподходящей.

И после раздела флотов ее отправили в доки на ремонт, который до сих пор пытаются провести ВМС Украины.

После того как в 1995 году российские военные моряки окончательно покинули воды Украины, Балаклавская база оказалась заброшенной. И ее фактическими "владельцами" стали охотники за цветными и черными металлами, так как база обладала огромными запасами оборудования и станков.

И уже после недолгого периода времени, когда Черноморский флот России покинул территориальные воды Украины, Балаклавская база представляла собой душераздирающее зрелище.

Также объектом экскурсий по городу и бухте стал подземный завод по восстановлению и ремонту подводных лодок ЧФ. Сверхсекретная база активно использовалась Советским Союзом во времена холодной войны и как склад ядерного вооружения.

Лучшего применения секретной базы, кроме как проводить экскурсии туристов по военной подводной базе, украинские власти не нашли.

Как делили Черноморский флот

Соглашение о порядке и условиях нахождения Черноморского флота России в территориальных водах и портах Украины было подписано в Киеве 28 мая 1997 года, по итогам межправительственного соглашения. Также были оговорены условия разделения ЧФ и взаиморасчеты, связанные с таким разделением. Эти документы были ратифицированы Государственной думой и Украинским парламентом в 1999 г.

Подписанное соглашение давало возможность разделить ЧФ России и ВМС Украины. Основную базу и штаб было решено оставить в Севастополе. А имущественные разногласия должны были быть учтены договоренностью о разделе имущества. России при этом отошло 87,7%, а Украине - 12,3% всех судов.

Весь этот период согласования правового статуса ЧФ и его дальнейшей судьбы, конечно, негативным образом сказался на его боеспособности. Многими с 1991 по 1997 гг. происходящее воспринималось как то, что Черноморский флот ВМФ России медленно, но верно погибает.

Черноморский флот в цифрах

Сравнение численного состава за этот период не могло укрепить боевой дух личного состава.

Итак, сравним цифры.

1. Черноморский флот на 1991 год:

Личный состав - 100 тыс. чел.

Численность кораблей - 835 всех существующих классов:

  • подлодок - 28;
  • ракетных крейсеров - 6;
  • противолодочных крейсеров - 2;
  • БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга - 20;
  • СКР - 40 единиц;
  • малых и кораблей - 30;
  • тральщиков - 70;
  • десантных кораблей - 50;
  • морской авиации - более четырехсот единиц.

2.Черноморский флот России на 1997 год:

  • Численность личного состава - 25 тыс. чел. (в том числе 2 тыс. человек в ударной авиации и морской пехоте).
  • Численность кораблей и судов - 33.
  • Летательных аппаратов в составе флота - 106 (из которых 22 боевых).
  • Бронемашин - 132.
  • Командных пунктов - 16 (было 80).
  • Объектов связи - 11 (из 39).
  • Объектов радиотехнической службы - 11 (было 40).
  • Объектов тыла - 9 (из 50).
  • Судоремонтных объектов - 3 (из 7).

По разделу 1997 года ВМС Украины составляло:

  • Боевые корабли - 30.
  • Подводные лодки - 1.
  • Боевые самолеты - 90.
  • Корабли специального назначения - 6.
  • Суда обеспечения - 28 единиц.

Современное состояние ЧФ

Черноморский России всегда был и остается одним из главных факторов стабильности и безопасности на южных мореходных направлениях. Боевые суда ЧФ как раз и делают всё возможное, чтобы обеспечить эти задачи на рубежах Черного и Средиземного морей.

Но Черноморский флот в состоянии выполнять боевые задачи также и в разных районах Мирового океана.

Корабли Черноморского флота России успешно выполняют задачи в Японском море, взаимодействуя с Балтийским флотом. Суда из команды этого флота участвовали в операции сопровождения транспорта по транспортировке сирийского химического оружия в акватории Средиземного моря.

На постоянной основе корабли обеспечения ЧФ успешно выполняют задачи по противодействию пиратству.

Повышение боевого уровня

Возврат Крыма в структуру России, несомненно, улучшил боевую эффективность Черноморского флота. РФ на плановой основе получила возможность должным образом развивать ВМФ на Крымском полуострове.

Военно-морские силы будут располагать в Крыму комплексной системой, в которую включены и наземные базы. Черноморский флот России приобрёл главную базу для размещения судов - Севастополь.

Основные принципы размещения систем базирования и инфраструктуры флота - самодостаточность и функциональность. Необходимо будет заново оснащать места базирования надводных и подводных кораблей, береговых войск всем необходимым для обеспечения полноценной службы и жизнедеятельности.

Перечень судов ЧФ

В справочниках представлены подробные данные, по которым можно оценить, каков Черноморский флот России сегодня.

Списочный состав надводных кораблей тридцатой дивизии:

  • Гвардейский
  • "Керчь" - большой противолодочный корабль.
  • Сторожевой
  • Сторожевой корабль "Ладный".
  • Сторожевой корабль "Пытливый".

Состав десантных кораблей 197-й бригады:

Большие десантные корабли:

  • "Николай Фильченков".
  • "Орск".
  • "Саратов".
  • "Азов".
  • "Новочеркасск".
  • "Цезарь Куников".
  • "Ямал".

Состав 68-й бригады кораблей охраны:

Малые противолодочные корабли:

  • "Александровец".
  • "Муромец".
  • "Суздалец".

Морские тральщики:

  • "Ковровец".
  • "Иван Голубец".
  • "Турбинист".
  • "Вице-адмирал Жуков".

Подводные лодки:

  • "Ростов-на-Дону" - Б237.
  • "Новороссийск" - Б261.
  • (экс-"Запорожье") - Б435.
  • "Алроса" - Б871.

Ракетные катера 41-й бригады:

  • "Бора".
  • "Самум".
  • "Штиль".
  • "Мираж".

Состав 295-го Сулинского дивизиона:

Ракетные катера:

  • "Р-60".
  • "Р-71".
  • "Р-109".
  • "Р-239".
  • "Ивановец".

Состав 184-й бригады (Новороссийск):

Противолодочные корабли:

  • "Поворино".
  • "Ейск".
  • "Касимов".

Тральщики:

  • "Железняков".
  • "Валентин Пикуль".
  • "Вице-адмирал Захарьин".
  • "Минеральные Воды".
  • "Лейтенант Ильин".
  • "РТ-46".
  • "РТ-278".
  • "Д-144".
  • "Д-199".
  • "Д-106".

Не пришлось долго подыскивать участок, где будет размещен штаб Черноморского флота России. Севастополь оказался наиболее подходящим для этого (в том же месте, где до 19 марта 2014 г. был размещен и штаб ВМС Украины).

Перспективы развития подводного флота

После раздела судов у черноморцев на вооружении находится одна подлодка - дизельная "Алроса".

На сегодняшний день у России существует программа по поэтапному наращиванию подводных вооруженных сил ЧФ. Отдачу от выполнения этих усилий подводный Черноморский флот России увидит уже в 2016 году.

К этому времени ожидается пополнение шестью новыми дизельными подводными лодками. Такое пополнение подводного флота в корне изменит расклад сил на Черном море.

ЧФ теперь будет в состоянии решать разнообразные задачи на подводных глубинах и создаст группировки для достижения боевых целей.

Предположительные сроки ввода подводных кораблей разные. Так, например, уже 22 августа 2015 г. в Санкт-Петербурге был поднят Андреевский флаг на дизель-электрической подлодке "Новороссийск". После полномасштабных испытаний на морском полигоне Северного флота она, несомненно, будет направлена к месту долговременного базирования.

Третья подлодка из серии судов для Черноморского флота программы 636 - "Старый Оскол" - была спущена на воду 28 августа 2015 г. После комплекса ходовых и государственных испытаний займет свое место в составе ЧФ.

Но и это еще не всё. Продолжается достройка корпуса подлодки "Краснодар" и достраивается спущенная на воду "Ростов-на-Дону".

Будут заложены еще две подлодки из проекта по усилению подводного Черноморского флота - "Колпино" и "Великий Новгород".

Все 6 подлодок программы "636 дизель" - электрические, и до 2016 года они будут переданы в Черноморский флот России. Состав экипажей для этих подлодок сформирован и проходит обучение в учебных центрах ВМФ.

Палубная авиация

Конечно, Черноморский флот обязан обладать полноценной палубной авиацией. Теперь появилась возможность для наращивания темпов обновления парка морской авиации. Планируется смена самолётов Су-24 на новые Су-30 МС.

Также важно не забывать, что именно в Крыму находится уникальный комплекс НИТКА. Много лет самолеты палубной авиации Северного флота в Крыму оттачивали свои навыки на этом уникальном комплексе.

Также наращиваются темпы по ремонту уже имеющегося у ЧФ авиапарка. Все это позволит достичь заданного уровня и обеспечит авиацией Черноморский флот России. Состав авиатехники, готовой к выполнению боевых задач, будет в пределах 80% от нужного количества.

Воссоздание системы базирования

Предполагается воссоздать на крымском полуострове такую систему базирования, которая будет отвечать всем требованиям для выполнения боевых задач в регионе.

Главная база дислоцируется в городе Севастополе, там же будут размещены пункты для дислокации Черноморского флота.

Главным требованием к размещению систем базирования является их полноценная независимость по принципу обеспечения функциональности и самодостаточности. Этот порт, где будет размещаться Черноморский флот России, состав кораблей, как надводных, так и подводных, будет обеспечен всем необходимым для несения полноценной службы и жизнедеятельности.

Так, на заводах в Крыму в кратчайшие сроки будут созданы такие участки производства, которые отвечали бы современным требованиям и технологиям. Для того чтобы обслуживать новейшие корабли, которые поступают на Черноморский флот России, начинается поэтапная замена станочного оборудования новым.

Теперь федеральное унитарное предприятие в Севастополе буквально ожило. Уже был произведен ремонт двух больших противолодочных кораблей Северного флота (они входят в состав оперативного соединения ВМФ в Средиземном море).

Также на заводе проходят работы по ремонту "Алроса". К тому же надо заметить, что зарплата рабочих была доведена до общероссийского уровня.

Теперь Черноморский флот России в Севастополе получил современную ремонтную базу.

Такие же работы ведутся в Новороссийске по федеральной целевой программе, которая рассчитана до 2020 года. В рамках этой программы предусматривается строительство в Новороссийске места дислокации сил Черноморского флота. Точно так же, как и Севастополь, этот порт с его редким оградительным молом, несомненно, будет еще одним боевым местом размещения российских кораблей и подводных лодок.

Суда оснащения для Черноморского флота

Для обеспечения безопасности судоходства в регионе Черного моря гидрографам ЧФ предстоит большой комплекс работ. Необходимо будет провести комплексные исследования прибрежных акваторий, что приведет к корректировке навигационных карт. Гидрографические суда ЧФ проверяют работу радионавигационных систем с последующим ремонтом и модернизацией.

Весь этот комплекс работ существенно скажется на безопасности судоходства в этом регионе, что, в свою очередь, обезопасит Черноморский флот России, состав кораблей которого постоянно пополняется.

Так, в целях комплексного оснащения подводных субмарин и надводных судов ЧФ будет пополнен еще шестью судами, что, несомненно, положительно скажется на обороноспособности и позволит выполнять задачи не только в зоне ответственности, которую обеспечивает Черноморский флот, но также и за ее пределами.